Одна в большом городе

Фото В.МЯСНИКОВА

Фото В.МЯСНИКОВА

Ни месяца не проходит в Театре имени Евг. Вахтангова без премьеры, одна заря буквально спешит сменить другую, не давая небу даже получаса, словно калейдоскопическая смена названий, имен, картинок помогает не ощущать ни нехватки воздуха, ни инерционности движения. Следом за “Павлом I” Дмитрия Мережковского в постановке Натальи Ковалевой на Новую сцену театра выходит “Королева-мать”. Нет, спектакль не про Екатерину Великую, хотя было бы забавно. Итальянскую пьесу Манлио Сантанелли, с трудом балансирующую между символизмом, бытом и банальностью, Сергей Яшин поставил для Людмилы Максаковой.

Год назад в репертуаре театра появился “Мастер-класс” Терренса Макнелли, в котором Максакова играет Марию Каллас – объясняет партнерам и зрителям смысл слова “Mut” (мужество – в переводе с немецкого) на сцене и в жизни. Только к довольно жесткой по форме пьесе Макнелли, в основе которой расшифровки реальных занятий Каллас с учениками, режиссер спектакля Сергей Яшин добавил фрагменты выдуманных писем певицы к Аристотелю Онассису. Это должно было, видимо, сделать театральный портрет Марии Каллас не однобоко великим, но женственно слабым и трагичным, а в итоге оставляло ощущение неловкости. Словно плохо смешанные краски плеснули на известную картину, искренне считая, что она от этого выиграла. Есть, впрочем, в “Мастер-классе” и безусловно удачные сцены, и, главное – потрясающее взаимодействие Людмилы Максаковой с молодыми партнерами, особенно партнершами – Марией Волковой и Евгенией Ивашовой. Все эти советы легенды восходящим звездам переданы с тонкой иронией, незлым юмором, подлинной заботой и демонстрируют не только ярчайший актерский темперамент, но и незаурядный педагогический дар. Не Марии Каллас – Людмилы Васильевны Максаковой.

К тексту Манлио Сантанелли Сергей Яшин дописывать ничего не стал, зато к действующим лицам добавил Арлекина и Скарамуша, персонажей-масок комедии дель арте, видимо потому, что автор – итальянец. Здесь они – просто слуги просцениума, но дозу абсурда в происходящее вносит каждое их появление. Декорация многолетнего соавтора Яшина – Елены Качелаевой – с подвешенными аэропланами, воздушными шарами и летающими акулами зачем-то утяжелена тремя огромными белыми фигурами (короля, королевы и принца) из папье-маше. Их как раз сдвигают и раздвигают маски, ставя таким образом запятые между сценами. Есть в спектакле и балет, хотя Реджина – главная героиня – назвала сына в честь персонажа своей любимой оперы – Альфредо.

Итак, пожилая мать и взрослый сын два акта выясняют отношения, в финале сын совершает самоубийство. Людмила Максакова и Владимир Логвинов на протяжении двух с половиной часов старательно плетут косы из нервов друг друга. В начале, пока конфликт вертится вокруг попыток устройства совместного быта двоих давно не живущих вместе людей, наблюдать за ними интересно. Но когда в пустых шкафах начинаются поиски захудалых скелетов, детских травм и тщательно скрываемых пороков, логика сюжета тонет в отчаянном мистифицировании, и даже партнерский дуэт, к сожалению, распадается на более или менее удачные монологи. Распахнутые руки Реджины в финале вызывают стойкую ассоциацию с крыльями максаковской Иокасты в “Царе Эдипе” Римаса Туминаса. Только крыльев-то на этот раз и нет.

У Людмилы Максаковой фантастическая театральная судьба. Как мало кто, она умеет идти навстречу новому с неослабевающим любопытством. Как мало кто, умеет быть предана режиссеру, с которым работает. Она не боится рисковать, не боится выглядеть смешной или нелепой. Она может играть трагедию и комедию подлинно, без примеси полужанров. В ее актерской биографии, принадлежащей Вахтанговскому театру, есть восхитительные страницы, написанные в других стенах. Она работала с Романом Виктюком, Петром Фоменко и Эймунтасом Някрюшюсом. Римас Туминас, выстраивая свой волшебно метафорический и глубоко реалистичный театр, неизменно создавал для нее роли, которые удивительным образом нельзя назвать главными, а спектакль при этом без них невозможен – сквозные. “Мастер-класс” и “Королева-мать” на этом фоне – сегодня, сейчас – смотрятся трагической дилогией оставленности, драмой большой актрисы, которой необходим равноталантливый режиссер.

Шансов, что дилогия не станет театральным сериалом, нет. Остается только Mut.

Мария ЧЕРНОВА

«Экран и сцена»
№ 11-12 за 2023 год.