“Кукольник”. Режиссеры Сергей Кузнецов, Роман Амслер.
Соня (Полина Ряшко) подросток, и ее жизнь рушится – мама (Мария Миронова) увозит их с младшей сестренкой Аней (Виталия Корниенко) в деревню. У Ани тяжело протекающая астма, ей нужен свежий воздух, поэтому мама устраивается в местную больницу, а Соне приходится проститься с городом. На попытки девушки противиться переменам мама отрезает: “Мы – семья!” и предлагает сделать лицо попроще.
Соня в принципе хорошая, она готова следить за Аниными ингаляциями, но посвящать всю свою жизнь сестренке не намерена, и когда та слишком липнет, прося с ней поиграть, то получает отказы. Избы и козы бесят Соню, новым грубоватым одноклассникам она лихо отвечает, что от них почти не пахнет навозом, подруг у нее не заводится, но зато появляется необычный приятель. Мальчик-альбинос Юра (Максим Титов), который рассказывает ей местную легенду.
В заброшенном доме на краю деревни когда-то жил странный мужчина (Никита Еликаров), хромой, горбатый и одинокий. С ним никто не общался, и он сам смастерил себе друзей-кукол, и разыгрывал с ними грустные спектакли. На представление были приглашены местные дети, но они скучали, зевали, а потом пробрались в дом и поломали всех кукол. С того момента дети стали пропадать, а в доме после этого появлялись маленькие марионетки. Они играли тихую мелодию и вращали огромными глазами, в которых отражалось лицо того, кто смотрел на них.
У кукольника, уязвленного жестокостью публики, есть не один способ отомстить гадким детишкам, и в процессе просмотра все варианты раскроются. Наверное, это тайная мечта любого художника, чье творчество зритель не ценит по достоинству – не исключено, что режиссеры фильма “Кукольник” Сергей Кузнецов и Роман Амслер тоже превратили бы равнодушных зрителей в милых куколок или дергающихся созданий покрупнее. Однако целевая аудитория фильма – прежде всего ровесники Ани, но, возможно, и Сони – имеют все шансы отнестись к “Кукольнику” неплохо, как минимум потому, что герои там симпатичные.
С одной стороны, Юра Соне интересен, у него есть дом на лесном дереве, соломенное пугало, светильник, который надо заправлять бабушкиным самогоном, и множество таинственных историй. С другой – один из грубоватых одноклассников, привлекательный Тема (Артем Башенин), вдруг стал нежнее и начал приглашать ее погулять со своими друзьями, Малышом (Савелий Албутов) и Бобром (Федор Федосеев). Пошутив с мамой на тему, кого бы из двоих заинтересованных в ней мальчиков выбрать, Соня слышит в ответ: “Выбирай сердцем. Но не забывай про свои обязанности!”
Мария Миронова реалистично изображает разведенную женщину-медика, очень любящую своих дочерей, но пациентов с острой болью у нее много, а сил и времени, соответственно, мало – поэтому в приоритете младшая и нездоровая Аня. К Соне мама относится как к уже взрослой, которая обязана помогать, и в коротких беседах с ней постоянно звучат слова “должна” и “ответственность” и интонация “не разочаровывай меня”. Характерная ситуация для миллионов матерей и их детей – на ней-то авторы фильма и строят базу для опасности.
Взрослых в “Кукольнике” практически нет. Мама вечно занята, на секунду в кадре появляется сосед и на две – учительница Сони с фразой “Что еще за фокусы?” Упоминаются также бабушка-самогонщица, комбайнер тетя Лена (к ней Тема спьяну как-то полез целоваться) и отец Темы: “Идем по домам, а то мне батя так вломит, что Кукольник фигней покажется!”
А вот мудрых, понимающих наставников нет и не предвидится (здесь создатели фильма как бы смотрят на взрослых с укоризной) – поэтому детям постарше придется бороться со сверхъестественным самостоятельно, а детям помладше – становиться его жертвами.
Маленькая девочка, в которую вселилось зло, всегда украсит собой фильм ужасов – так же, как и странная кукла, покинутый дом и большое кукурузное поле. В “Кукольнике” все это наличествует. Через поле Юра ведет Соню к своему лесному домику, а за остальное отвечает тихая Анечка: она начинает ходить в дом к Кукольнику, потому что он единственный хочет быть ее другом и дарит ей марионетку.
Аня постепенно меняется – сперва с восторгом следит за своими игрушками, которых марионетка запустила полетать по воздуху, а потом разрывает их в клочья, чтобы подарок Кукольника был единственным. Любовь к большеглазке и дарителю становится все более сильной и странной, и Соня замечает это раньше мамы, и решает уничтожить заброшенный дом, чтобы освободить сестру от чар. Но огонь не берет старые деревянные стены. Разгоревшись, он моментально тухнет, зато горит сарай у Сониного дома. Его подожгла Аня, почувствовав, что ее другу грозит опасность.
В то время как Соня все сильнее втягивается в историю Кукольника, а Аня все страшнее меняется, мама крепко остается в реальности. На рассказ Сони о пропавшем брате Юры, она говорит: “Когда дети чего-то боятся или стесняются, они прячутся в свои фантазии. Иногда это превращается в болезнь. Но чаще они таким образом привлекают внимание. Так что все бывает, кроме чудовищ в заброшенном доме”.
А когда девушка делится собственными ужасными приключениями в жилище Кукольника, где она едва не погибла, то снова слышит слова о безответственности и долженствовании. Когда же в доме раздается странный стук и сестры в ужасе зовут мать на помощь, источником звука оказывается кошка – сверхъестественное не хочет показываться женщине-врачу.
Юра делится с Соней тайной: в пятилетнем возрасте он тоже играл с марионеткой. Через ее глаза Кукольник смотрел прямо в душу мальчику и видел, как его поколачивает брат. Взрослых опять-таки рядом не было. О родителях Юра в разговорах вообще не упоминает, а бабушка, видимо, была занята самогоноварением. И Кукольник поймал желание малыша отомстить, усилил его и реализовал – поэтому Юра, подогреваемый чувством вины перед братом, так хочет помочь Соне спасти Анечку.
Часто случается, что начало хоррора, особенно с героями-подростками, увлекательнее и насыщеннее продолжения. В начале могут быть относительно веселые шутки, могут возникать конфликты, развиваться отношения между героями, прежде чем все начнут бегать в темноте и кричать. “Кукольник” именно таков.
Интересно, благодаря работе Марии Мироновой, наблюдать за отношениями матери и дочерей. Отношения Сони с Юрой и компанией Темы ближе к середине фильма, к сожалению, сбавляют темп. “Ужасная” же составляющая выглядит хаотично и нестрашно – как ночной рассказ-пугалка в пионерлагере, когда ты уже в старшем отряде. Там много повторов – герои, например, то и дело падают в паре дециметров от пылающих и рушащихся деревянных конструкций.
Но тот факт, что человеческих отношений в фильме все же больше, чем диковатых хлопающих кукол, к “Кукольнику” располагает. Режиссеры, конечно, настаивают на том, что зло непобедимо, и они правы. Но уравновешивают его великолепными видами – просторные поля, блестящая речная вода, величественные деревья – и хорошей дружбой, где еще не пришла пора заставлять воевать за себя двух красивых мальчиков.
Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена»
№ 11-12 за 2023 год.