Три звука времени: Урал

Сцена из балета «Павильон Армиды». Фото И.МОХНАТКИНА

Сцена из балета «Павильон Армиды». Фото И.МОХНАТКИНА

Новая программа Урал Балета «Павильон Армиды / Венгерские танцы / Sextus Propertius» неминуемо подводит итог двенадцатилетнему периоду руководства Вячеслава Самодурова. В марте этого года он объявил, что покидает свой пост. А через три недели театр показал премьеры ведущих балетмейстеров – Максима Петрова, Антона Пимонова и самого Самодурова.

Множитель смыслов

За последнее десятилетие екатеринбургский балет вышел в лидеры, о чем красноречиво говорит множество «Золотых Масок». Все эти годы Самодуров жаждал новизны, обращался ли он к далекому прошлому или вел труппу к современным прорывам. В выполнении этой стратегии всякий раз обретал смысл его реактивный стиль. Сверхконцентрация – то, без чего нет лучших работ Самодурова.

Его премьеры последнего сезона в Перми и Екатеринбурге – «Ultima Thule» и «Sextus Propertius» – уже вписаны в разряд событий арт-жизни. И в помощь хореографу сотрудничество с российскими композиторами. Новый же виток отношений с современной музыкой знаменует встреча с Алексеем Сысоевым. По просьбе хореографа андеграундный композитор сочинил первую балетную партитуру «Проперций (непристойные элегии)», вкрапив в музыку любовную лирику античного поэта Секста Проперция. Но если, по словам Сысоева, балет для него связан с эротикой и агрессией, то Самодуров уклоняется от поэтического нарратива в сторону контекста времени и в заглавие балета ставит латинское написание имени.

Динамичные световые треугольники (художник по свету Сергей Васильев) походят на ловушки-лабиринты, в которых яростно мечутся вставшие из небытия тени-танцовщики. Конечности двигаются в беспощадном contemporary – натиск пуантов, накал эмоций не дают зрителю вздохнуть. Артисты хора то шепчут, то выкрикивают по слогам слова, в буквальном смысле выстукивая их по клавишам пишущих машинок. В музыке, кажется, слышатся и удар хлыста, и рокот лошадиных копыт, и колокольный набат (дирижер Артем Абашев). Не забываем, воинственность – неизбежность для Древнего Рима. Хвала отчаянным одиннадцати артистам, которые еще десять лет назад не могли бы исполнить эту виртуозную хореографию.

Балет по «Проперцию» – изощренная работа, продолжающая самодуровский «Дар» (2021) на музыку Леонида Десятникова. В «Даре» стихи Гавриила Державина вступали в многослойный диалог с танцевальным решением. Здесь, в «Sextus Propertius», вербальность множит хореографический объем: на сцене возникает состояние «последнего дня», и тем отчетливее прощальный жест балетмейстера.

А начиналось все с того, что Самодуров вдохновился произведением Сысоева «Не свисти, Маша». Свисти, Слава, насвистывай: на пару лет вперед у свободного художника запланированы постановки в Москве и Петербурге.

Игра с классиками

Антон Пимонов и Максим Петров не новички для Екатеринбурга. В этом заслуга бывшего худрука, планомерно осуществлявшего мечту о пульсирующей творческой атмосфере и работе с единомышленниками. С екатеринбургской «Dance платформой» связан, к примеру, взлет Пимонова: младший коллега стал ассистентом худрука Урал Балета и со-постановщиком рэперского «Конька-Горбунка». Ныне он третий сезон возглавляет Пермский балет. А «Три тихие пьесы» в хореографии Петрова открывали «L.A.D.» (программа из четырех балетов только что отмечена спецпремией «Золотой Маски»).

В этот раз Пимонов завершил венгерский диптих на музыку Иоганнеса Брамса, начатый в 2019 году. Если «Brahms Party» он ставил исключительно на мужской состав труппы, то для «Венгерских танцев» отобрал три пары и трио. На серебристом фоне, напоминающем рельеф уральских гор, бликуют самоцветы. Это танцовщики в ярких костюмах соревнуются в артистизме. Хореограф упивается дансантностью музыки, чистым танцем высвечивает ее шарм. Отточенность позиций в вихревом темпе – его конек. Но свой козырь он приберег для мужского квартета. Кавалькаде звуков самого знаменитого из венгерских танцев № 5 он отвечает антитанцем – двухминутной паузой рапидных позировок, и пересмешнический ход отзывается аплодисментами зала.

Выбор Максимом Петровым «Павильона Армиды» на музыку Николая Черепнина логичен для молодого хореографа, за плечами которого ожившие балетные призраки на мариинской сцене в лице «Фавна», «Вечера Стравинского» (с «Поцелуем феи»), а до этого «Павловска». Уральская постановка продолжает избранный вектор: знаменитый балет эпохи «Дягилевских сезонов» преобразуется в авторский парадный портрет екатеринбургской труппы, сдобренный тонкой самоиронией. Поэтому «мирискусническую» декорацию Александра Бенуа сменяет абстрактная живопись Марка Ротко (художник Альона Пикалова). А главный герой, виконт из балета начала XX века, которому во сне явилась сошедшая с гобелена Армида, превращается у Петрова в смотрителя музея. В наказание за то, что скучающий сотрудник позволил себе подрисовать мелком картину, она вдруг «оживает». И через черно-красную дыру тот угождает в самые тайники мира искусства. Туда, где властвует белоснежный танец, где своевольничает балерина-Армида и ее избранники и где будет наказан всякий, кто нарушит высокую волю художника. По крайней мере, все участники премьеры во главе с Еленой Воробьевой–Армидой и Александром Меркушевым–Смотрителем замечательно выполнили волю 30-летнего хореографа-интеллектуала, который теперь возглавит Урал Балет.

Варвара ВЯЗОВКИНА

«Экран и сцена»
№ 9-10 за 2023 год.