
Документальный экран
Режиссер-документалист Андрей Титов снимает кино о провинции и ее жителях. Живущих и выживающих в условиях, порой не всегда приспособленных для нормального житья-бытья. Есть, например, у Титова фильм “Опорные точки: медицина”. О медицине в глубинке. Точнее, о ее отсутствии.
Свердловская область. Шалинский район. Село Платоново. Один фельдшерско-акушерский пункт на три села. Депутату писали – все без толку. Чтобы малышам сделать прививки, надо ехать за семьдесят километров. То же самое с анализами крови. Ставку лаборанта сохранить не удалось, аптеку закрыли, фармацевт теперь заведует почтой.
– Выживайте, выживайте, а не выживете… ну и бог простит.
– Людям только и остается, что умирать.
– Так “работает” программа возрождения села. Школу сокращают, больницу сокращают…
6.30 утра. Остановка рейсового автобуса – он ходит два раза в день. Беременная женщина едет в райцентр, в клинику, с пачкой направлений – на анализы, на осмотр и так далее. Более трех часов езды в один конец. Но нет гарантий, что не придется ехать еще раз и еще – народу в клинике тьма, съезжаются с окрестных сел и деревень; можно не успеть на обратный автобус.
А что делать старикам, больным людям, которым трудно совершать подобные путешествия?
Тем временем в сельсовете Платоново протекла крыша. Море воды – на улице мороз.
И откуда же у людей такая терпимость…
Фильм снят в 2013-м. Есть робкая надежда, что хоть что-то изменилось. Но сомнений больше – вряд ли что-то сдвинулось с места в российской глубинке.
В конкурсе нынешнего выборгского “Окна в Европу” была документальная лента Андрея Титова “Несносные”, получившая диплом Гильдии киноведов и кинокритиков на Международном фестивале фильмов о правах человека “Сталкер”-2018.
– Я жить хочу и желательно по-человечески, – отчаянное признание одной из героинь “Несносных”, Елены Николаевны Мальцевой. Вот сейчас она довяжет коврик и отправится с самодельным плакатом на площадь защищать свои и соседей по бараку права.
Естественное желание – жить по-человечески. Почему же на его воплощение надо тратить драгоценные дни, месяцы, а порой и годы жизни? Кто ответит? Ау-у!
Деревянный барак на Самолетной улице Екатеринбурга местные власти не хотят сносить, не признают аварийным, считают, что еще крепок, стоит и будет стоять.
Жители этого барака уже достали чиновников своими требованиями. Между прочим, законными. Десять (!!!) лет ходят по инстанциям, просят ликвидировать их ветхое жилье.
Стоит бедняга-доходяга в шаге от шоссе, весь трясется, когда машины проезжают, почерневший, гниющий, запущенный до безобразия; пол ниже уровня земли, воду включают – заливает, приходится на улицу, к колонке ходить.
Жильцы сами дыры латают, мусор выгребают.
А через дорогу – квартал с вполне пригодными домами, в четыре кирпича. В них бы жить да жить. Кто-то новые двери поставил, стеклопакеты, ремонт сделал. Барак кочумается, а трехэтажки сносят. Нужна земля под строительство многоэтажек. Не надо объяснять, насколько это для кого-то перспективный бизнес.
В общем, жильцы благоустроенного квартала недовольны, что их сносят, а жильцы барака недовольны, что их не сносят. И те, и другие какие-то “несносные”, покоя не дают чиновникам.
Прошел почти год, а барак на Самолетной продолжал стоять. Правда, у Елены Николаевны Мальцевой старые рамы на новые заменили. Но она надеется, что это не гарантия от сноса, и будет на Самолетной улице праздник.
Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена»
№ 16 за 2019 год.