НАГРАДЫ 24-ГО ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «КИНОТАВР»
ОСНОВНОЙ КОНКУРС
Главный приз – фильму «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ», режиссер Александр Велединский.
Приз за лучшую режиссуру – Виталию МАНСКОМУ («Труба»).
Приз за лучший дебют – фильму «ИНТИМНЫЕ МЕСТА», режиссеры Наташа МЕРКУЛОВА, Алексей ЧУПОВ.
Приз за лучшую женскую роль – Юлии АУГ («Интимные места»).
Приз за лучшую мужскую роль – Константину ХАБЕНСКОМУ («Географ глобус пропил»).
Приз за лучшую операторскую работу – Шандору БЕРКЕШИ («Небесные жены луговых мари», режиссер Алексей Федорченко).
Приз имени Григория Горина за лучший сценарий – Денису ОСОКИНУ («Небесные жены луговых мари»).
Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму – Алексею П.ЗУБАРЕВУ («Географ глобус пропил»).
Специальный диплом жюри – мужскому актерскому анамблю фильма «Жажда», режиссер Дмитрий ТЮРИН.
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков – фильму «ТРУБА», режиссер Виталий Манский.
Диплом – фильму «НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ ЛУГОВЫХ МАРИ», режиссер Алексей Федорченко; диплом – фильму «ИНТИМНЫЕ МЕСТА», режиссеры Наташа Меркулова, Алексей Чупов.
Приз жюри кинопрокатчиков – «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ».
Приз зрительских симпатий в программе «Кино на площади» – фильму «ЛЕГЕНДА № 17», режиссер Николай Лебедев.
КОНКУРС «КИНОТАВР. КОРОТКИЙ МЕТР»
Главный приз – фильму «F5», режиссер Тимофей Жалнин.
Диплом – фильму «ИЗМЕНА», режиссер Григорий Добрыгин; диплом – фильму «НОРМА ЖИЗНИ», режиссер Евгений Бяло.
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков – фильму «F5».
Диплом – фильму «ИЗМЕНА»
Почетный приз «за вклад» – режиссеру Александру МИТТЕ.
«Надо мною… небо полное дождя, Дождь проходит сквозь меня». Исполнял песню Валерия Кипелова бродивший по электричке самодеятельный музыкант в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил». Там не только дожди «проходят сквозь» – там «большая вода» оказывается для главных персонажей (безолаберного учителя географии и его десятиклассников) моментом осознания себя, свободы, испытания, преодоления, взросления. Кстати сказать, воды на экране вообще было много. В прямом смысле – не в переносном. В разных фильмах. Просто как-то так сошлось. Может, и не стоит придавать этому значения, но все-таки…
Больше всего воды пролилось в картине «Отдать концы» Таисии Игуменцевой – речь в ней о конце света в одной отдельно взятой на отшибе деревне. Деревни такой не сыскать – она придумана авторами. Это образ. Обитатели деревни – каждый что-нибудь изображает, но никак не попадает ни в характер, ни в ситуации, ни во что. Словом, в огороде – бузина, в Киеве – дядька. Узнав из телевизора, что грядет конец света в виде падающей кометы, обитатели жизнь свою стали переосмысливать. Одна жительница сочла конец природным катаклизмом, другая – наказанием за то, что жили неправильно. Переосмысление в сторону «правильности» обернулось осуществлением тайных мечт, в основном сексуальных. Но вот назначенный конец отменился. Друг другу глядеть в глаза неловко. Однако чему быть, того не миновать. Обыкновенный дождь в потоп превратился, и практически вся деревушка под воду ушла – вместе с бюстом Ленина, украденным парашютным шелком, кассетами с фильмами братьев Дарденн (в деревне и эстетам место нашлось) и прочим, и прочим накопленным. Устояла на холме одна изба – туда все и перебрались. На этом фильм закончился. А дождь все не переставал. И что самое поразительное – пошел в городе Сочи. Мы вышли после просмотра и погрузились… Шел всю ночь. Весь следующий день. Вот такое кино.
«Стыд» Юсупа Разыкова. Военно-морская база на крайнем Севере на грани закрытия. Разъезжаются подводники. Пустеют дома. Ушла в рейс лодка – как оказалось, последний. Недосказанность и тревога. И вдруг все оборвалось. Оборвалось для горстки женщин, оставшихся в городке ждать своих мужчин. Те не вернутся, а им без них – хоть в воду. Одна из жен (еще не знающих, что уже вдова) на глубину бухты отправляет телевизор – отдает океану «Океан». Другая (уже узнав, что вдова) убивает себя и детей. Третья, самая, казалось бы, сильная, тоже сдается. Они бросают в море соль, чтобы мужья вернулись из плавания, – такая примета. Они выстраиваются цепочкой на высоком берегу, объединенные одной болью, – вокруг сумасшедшей красоты северная природа – и смотрят в даль в надежде увидеть открытую воду и идущую домой подлодку. Но она навсегда осталась лежать на дне. Чуда не случится. Никто не может помочь. Концы в воду. А в фильме Бахтиера Худойназарова море ушло. И все круто изменилось. Без него на берегу потекла другая жизнь. Да и берегов не стало. Сплошная огромная соляная пустыня. Фильм называется «В ожидании моря». Бывший капитан бывшего рыболовецкого судна, одержимый навязчивой идеей, тащит по соляному дну свою поржавевшую посудину в надежде, что море вернется. Легко прочитывается – море метафора жизни, поисков счастья и так далее. Но так же легко прочитываются в фильме мотивы и самого Худойназарова (см. «Лунный папа»), и даже Наны Джорджадзе (см. «Лето, или 27 потерянных поцелуев»).
А на нынешнем «Кинотавре» были картины, так ждущие зрителя. Так на него рассчитывающие. Кстати, на самом фестивале зрители кино смотрят – на площади перед Зимним театром. Даже под дождем.