Концы в воду

• Кадр из фильма "Географ глобус пропил"НАГРАДЫ 24-ГО ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «КИНОТАВР»

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

Главный приз – фильму «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ», режиссер Александр Велединский.

Приз за лучшую режиссуру – Виталию МАНСКОМУ («Труба»).

Приз за лучший дебют – фильму «ИНТИМНЫЕ МЕСТА», режиссеры Наташа МЕРКУЛОВА, Алексей ЧУПОВ.

Приз за лучшую женскую роль – Юлии АУГ («Интимные места»).

Приз за лучшую мужскую роль – Константину ХАБЕНСКОМУ («Географ глобус пропил»).

Приз за лучшую операторскую работу – Шандору БЕРКЕШИ («Небесные жены луговых мари», режиссер Алексей Федорченко).

Приз имени Григория Горина за лучший сценарий – Денису ОСОКИНУ («Небесные жены луговых мари»).

Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму – Алексею П.ЗУБАРЕВУ («Географ глобус пропил»).

Специальный диплом жюри – мужскому актерскому анамблю фильма «Жажда», режиссер Дмитрий ТЮРИН.

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков – фильму «ТРУБА», режиссер Виталий Манский.

Диплом – фильму «НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ ЛУГОВЫХ МАРИ», режиссер Алексей Федорченко; диплом – фильму «ИНТИМНЫЕ МЕСТА», режиссеры Наташа Меркулова, Алексей Чупов.

Приз жюри кинопрокатчиков – «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ».

Приз зрительских симпатий в программе «Кино на площади» – фильму «ЛЕГЕНДА № 17», режиссер Николай Лебедев.

КОНКУРС «КИНОТАВР. КОРОТКИЙ МЕТР»

Главный приз – фильму «F5», режиссер Тимофей Жалнин.

Диплом – фильму «ИЗМЕНА», режиссер Григорий Добрыгин; диплом – фильму «НОРМА ЖИЗНИ», режиссер Евгений Бяло.

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков – фильму «F5».

Диплом – фильму «ИЗМЕНА»

Почетный приз «за вклад» – режиссеру Александру МИТТЕ.

 

«Надо мною… небо полное дождя, Дождь проходит сквозь меня». Исполнял песню Валерия Кипелова бродивший по электричке самодеятельный музыкант в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил». Там не только дожди «проходят сквозь» – там «большая вода» оказывается для главных персонажей (безолаберного учителя географии и его десятиклассников) моментом осознания себя, свободы, испытания, преодоления, взросления. Кстати сказать, воды на экране вообще было много. В прямом смысле – не в переносном. В разных фильмах. Просто как-то так сошлось. Может, и не стоит придавать этому значения, но все-таки…
Больше всего воды пролилось в картине «Отдать концы» Таисии Игуменцевой – речь в ней о конце света в одной отдельно взятой на отшибе деревне. Деревни такой не сыскать – она придумана авторами. Это образ. Обитатели деревни – каждый что-нибудь изображает, но никак не попадает ни в характер, ни в ситуации, ни во что. Словом, в огороде – бузина, в Киеве – дядька. Узнав из телевизора, что грядет конец света в виде падающей кометы, обитатели жизнь свою стали переосмысливать. Одна жительница сочла конец природным катаклизмом, другая – наказанием за то, что жили неправильно. Переосмысление в сторону «правильности» обернулось осуществлением тайных мечт, в основном сексуальных. Но вот назначенный конец отменился. Друг другу глядеть в глаза неловко. Однако чему быть, того не миновать. Обыкновенный дождь в потоп превратился, и практически вся деревушка под воду ушла – вместе с бюстом Ленина, украденным парашютным шелком, кассетами с фильмами братьев Дарденн (в деревне и эстетам место нашлось) и прочим, и прочим накопленным. Устояла на холме одна изба – туда все и перебрались. На этом фильм закончился. А дождь все не переставал. И что самое поразительное – пошел в городе Сочи. Мы вышли после просмотра и погрузились… Шел всю ночь. Весь следующий день. Вот такое кино.
«Стыд» Юсупа Разыкова. Военно-морская база на крайнем Севере на грани закрытия. Разъезжаются подводники. Пустеют дома. Ушла в рейс лодка – как оказалось, последний. Недосказанность и тревога. И вдруг все оборвалось. Оборвалось для горстки женщин, оставшихся в городке ждать своих мужчин. Те не вернутся, а им без них – хоть в воду. Одна из жен (еще не знающих, что уже вдова) на глубину бухты отправляет телевизор – отдает океану «Океан». Другая (уже узнав, что вдова) убивает себя и детей. Третья, самая, казалось бы, сильная, тоже сдается. Они бросают в море соль, чтобы мужья вернулись из плавания, – такая примета. Они выстраиваются цепочкой на высоком берегу, объединенные одной болью, – вокруг сумасшедшей красоты северная природа – и смотрят в даль в надежде увидеть открытую воду и идущую домой подлодку. Но она навсегда осталась лежать на дне. Чуда не случится. Никто не может помочь. Концы в воду. А в фильме Бахтиера Худойназарова море ушло. И все круто изменилось. Без него на берегу потекла другая жизнь. Да и берегов не стало. Сплошная огромная соляная пустыня. Фильм называется «В ожидании моря». Бывший капитан бывшего рыболовецкого судна, одержимый навязчивой идеей, тащит по соляному дну свою поржавевшую посудину в надежде, что море вернется. Легко прочитывается – море метафора жизни, поисков счастья и так далее. Но так же легко прочитываются в фильме мотивы и самого Худойназарова (см. «Лунный папа»), и даже Наны Джорджадзе (см. «Лето, или 27 потерянных поцелуев»).

…Если бы лицо главного героя «Жажды» открылось в первых кадрах, многие в зале, наверное, отвели бы глаза. Но оно до поры до времени было скрыто под козырьком бейсболки и капюшоном куртки – в своего рода «зоне одиночества». Даже переходный момент незаметно проскочил, так аккуратно, деликатно был сделан. Лицо обожжено, изуродовано. Экипаж бэтээра горел на чеченской войне. Теперь ребята снова собрались вместе, чтобы найти пропавшего друга. «Жажда» дебютанта Дмитрия Тюрина – о войне, так и не переставшей напоминать о себе и будоражить воспоминаниями. «Жажда» (читай: жажда жизни, счастья, понимания, освобождения от «чеченской» зависимости) добротное и, главное, очень достойное кино. В цепочке «Блокпост» Александра Рогожкина и «Живой» Александра Велединского появилось еще одно крепкое звено – «Жажда» Дмитрия Тюрина.
«Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко – кино отдельное, особое. Этнографическая сказка. Поэтическая круговерть. Венок, сплетенный из чувственных фантазий. Необыкновенный самобытный мир. Языческие предания. Двадцать две новеллы (каждая названа марийским женским именем на «о») объединены эротическими влечениями. Не просто сняты, а словно пропеты. В основе – книга Дениса Осокина, поэта, прозаика, сценариста, филолога, фольклориста. Есть в ней такие строки: «Славная оналча девушка была – говорила что родная дочь самой мардеж-авы – матери ветра. Двадцать лет в том году исполнилось оналче – и все к ней ходили – просили у ветра что-нибудь для себя вымолить – помочь в большой беде. Оналча не брала денег – помогала если могла – а могла всегда почти. Нежно любили оналчу ветры-мужчины – мягко любили оналчу ветры-женщины…» И как же все это перевести на кинематографический язык? Надо быть режиссером Федорченко. Он овладел способом перевода.
Опять вопросы: смогут ли зрители увидеть кино, показанное на «Кинотавре»; смогут ли они вообще увидеть отечественное кино? Вопросы, перетекающие из года в год. Один из круглых фестивальных столов так и назвали «Как помочь национальному кино?» Что делать, чтобы его смотрели, чтобы оно было прибыльно. Предлагались варианты: снимать больше фильмов, строить больше кинозалов, бороться с пиратством, снимать малобюджетные дебюты, вернуться к советской системе соцзаказа, ввести антимонопольное законодательство в отношении показов в кинотеатрах и прочее, и прочее. Поговорили и разошлись. А кинематограф наш все время трясет – то Фонд поддержки создается, то его руководство меняется, тасуются начальники. Теперь вот он, кинематограф, подчиняться будет непосредственно министру культуры. Хорошо это или плохо – кто знает… Только министр пока доверия у самих кинематографистов не вызывает. Вице-директор UNIFRANCE по делам Восточной Европы Жоэль Шапрон призвал к постоянству – «французская система работает без изменений вот уже шестьдесят лет, а в России все меняется так быстро, что у кинематогрфистов нет гарантии того, что хотя бы будут соблюдены ближайшие обязательства перед ними».

А на нынешнем «Кинотавре» были картины, так ждущие зрителя. Так на него рассчитывающие. Кстати, на самом фестивале зрители кино смотрят – на площади перед Зимним театром. Даже под дождем.

Елена УВАРОВА
«Экран и сцена» № 12 за 2013 год.