Пушки заряжёны

“Почти знамениты”. Режиссер Питер Каттанео

В 1997 году Питер Каттанео снял дебютный фильм “Мужской стриптиз” – о том, как в английском городе Шеффилд закрыли сталелитейный завод. Бывшие рабочие и мастера, которым приходилось врать женам, нечем было платить алименты и не на что лечить матерей, сперва собирали на продажу стальные балки, а потом организовали стриптиз-труппу. Молодой красавчик там был только один, да и тот не умел танцевать, а остальные были слишком тощие, слишком толстые, некрасивые и немолодые, но шеффилдцы пришли в настоящий восторг. Зрители тоже пришли в восторг. Впрочем, прошедшее время тут некстати, “Мужской стриптиз” великолепно смотрится во время каждого экономического кризиса, поэтому судьба ему уготована долгая.

Сюжет про обычных, неидеальных людей, получающих наконец свою славу, близок Каттанео. Но слава для них не самоцель. У шеффилдских работяг за ней скрываются деньги – они не так хотели блистать, как расплатиться с долгами и сохранить семейные связи.

Следующий фильм на ту же тему, “Голый барабанщик”, за славой прятал справедливость. Барабанщика выгнали из группы, которая стала невероятно популярной, а через двадцать лет популярным стал тот самый барабанщик – сыграл со школьной группой своего племянника и их выступление набрало уйму просмотров на Youtube.

И вот, спустя 22 года после “Мужского стриптиза” – “Почти знамениты”, где тоже есть путь наверх, конфликты, неудачи и наконец успех. В данном случае за славой – арт-терапия: женский хор британского гарнизона был создан для того, чтобы женам, ждущим своих мужей с военных операций, просто было чем заняться, чтобы не вздрагивать от каждого телефонного звонка.

История реальная, действительно был британский гарнизон, где жены военных организовали хор, выпустили пластинку, а потом идея была подхвачена, и таких хоров появилось семьдесят пять. “Почти знамениты”, в оригинале “Боевые жены”, открывается титром: “Основано на реальных событиях”.

Героини фильма собираются для доброго дела – поддержать и себя, и своих мужчин. Самих мужчин в фильме практически нет. В начале картины происходит очень трогательное прощание, потом автобусы увозят их, чтобы отправить в Афганистан, где планируется серьезная военная операция, а в конце они на маленьком ноутбуке смотрят выступление своих жен в Альберт-холле.

Боевых действий и связанного с ними адреналина в фильме нет. Есть небольшой эпизод, когда с военными пропадает связь, но она быстро восстанавливается. Есть грустный эпизод, когда одной из героинь сообщают о гибели мужа, но она тоже очень быстро восстанавливается, и уже на похоронах активно обсуждает будущее выступление хора. Это не то чтобы цинизм, но Каттанео словно не дает актрисам, особенно второстепенным, как следует сыграть то, что происходит с их героинями.

И главным тоже почти негде развернуться. Фильм духоподъемный, патриотический, плохих людей там нет и быть не может, война далеко, строить конфликт практически не на чем. Жены любят своих мужей и верны им, между собой крепко дружат и друг другу не завидуют, сольные партии легко уступают тем, у кого лучше голос, никакого клубка друзей и террариума единомышленников.

“Почти знамениты” сравнивают еще с фильмом Найджела Коула “Девушки с календаря”, в котором домохозяйки зрелого возраста, тоже ради доброго дела, снялись обнаженными, снискали огромный успех и построили на вырученные деньги большую больницу. Но в новом фильме Каттанео и обнаженной натуры нет – с кем ее обнажать, если мужья воюют?

Приходится ставить на сентиментальность. Ее много, и в подходящем настроении можно утереть слезу, глядя, как маленький мальчик не успевает поговорить с отцом из-за плохой связи, слушая, как хор поет на похоронах рядового “Аве Мария”, и наблюдая за тем, как осиротевшие родители впервые садятся в машину погибшего на войне сына и горько обнимаются.

А конфликт приходится придумывать, и он невероятно простой. Командование отдает приказ придумать для женщин досуг, организовать его поручают Лизе (Шерон Хорган) – она работает продавщицей, когда-то занималась музыкой, но вспоминать об этом не любит и хор упорно называет певческим клубом. Почему она так делает, узнать любознательному зрителю так и не удастся. Тут же появляется антагонист, жена полковника Кейт (Кристин Скотт Томас), у которой классическое музыкальное образование, и помогать Лизе она вызвалась сама, поскольку у нее не было сил переживать смерть единственного сына.

Та тоска, которую Кейт заглушала, делая ненужные покупки в “Магазине на диване”, и тот страх, заставлявший Лизу устраивать вечеринки и регулярно напиваться, трансформировались в постоянные споры.

Споры Лизы и Кейт похожи на выступление белого и рыжего клоуна: одна про Моцарта, другая про “Битлз”, одна создает хаос, вторая призывает хор к порядку бодрым дирижированием, одна приносит на занятие сборник псалмов, вторая – свой старый школьный песенник. Еще в самом начале понятно, что женщины непременно станут лучшими подругами, но однообразные споры длятся и длятся, пока не завершаются очень большой ссорой прямо у автобуса, увозящего хор в Лондон, на выступление в Альберт-холле.

Лиза, не спросив Кейт, добавляет в текст песни любимое выражение ее сына: “До скорого смеха!”, и это вызывает у Кейт настоящий нервный срыв. Каким образом ей удалось ни разу не услышать этой строчки во время репетиций, тоже останется для любознательного зрителя загадкой.

Но Кейт вскоре одумается, помчится за автобусом в Лондон, успеет к началу выступления. Невероятный успех, овации, две счастливых руководительницы улыбаются друг другу.

Кстати сказать, сокрушительного поражения, которому положено быть в фильмах о творческих коллективах, в “Почти знамениты” нет – точнее говоря, его роль исполняет маленький концерт на местном рынке, где песне мешают писк-ливая сигнализация и крики веселых подростков. Однако это серьезно подрывает боевой дух исполнительниц, и Лиза возвращает его: “Если бы мы были отстой, то командование не рекомендовало бы нас на концерт в Альберт-холле!” Это почти приказ, а приказы надо исполнять.

Самые яркие и честные моменты фильма связаны с войной. Кейт говорит с потерявшей мужа молоденькой Сарой о похоронных принадлежностях: “У Джимми был ивовый гроб”. – “Тот, что без крышки и все тело покрыто цветами?” – “Ну, Джимми пришлось накрыть”. Агитатор, призывающий остановить войну в Афганистане, пробует вручить женщинам листовки, и Лиза бросает ему: “Мы не можем быть против войны, мы ее жены”.

Самое лучшее в фильме – все-таки актерские работы. Кристин Скотт Томас и Шерон Хорган используют все данные им возможности, и остальные актрисы, у которых совсем мало слов, тоже очень стараются. Все они очень славные, яркие, и на редкость обидно, что им не досталось хорошо прописанных характеров.

Все перечисленные в этом тексте фильмы – про преодоление, в первую очередь – стереотипов и стыда: как это выйти на сцену или сняться голыми, как это взрослому дядьке выступать со школьниками? Где есть стыд, там может оказаться и юмор – в этих фильмах есть и печальное, и смешное, оттого они очень живые.

В фильме “Почти знамениты” есть немного про то, как справляться с горем. Но горе не преодолевают, оно не уйдет, пока не сделает то, что ему положено сделать. Есть немного про страх – когда начинаешь действовать, страх уходит.

Очень неподходящее название – то есть “Боевые жены” название хорошее, а “Почти знамениты” плохое, никто из персонажей не мечтает о том, чтобы стать почти знаменитыми или очень знаменитыми, они не для этого начинали петь, не для этого продолжали петь и совсем не для этого выступали в Альберт-холле.

А главное, в фильме вообще нет юмора, и это совсем обидно. Отлично подобранные актрисы (Эмма Лаундес, Гэби Френч, Лара Росси, Эми Джеймс-Келли, Индия Риа Амартейфио) и их героини просто созданы для того, чтобы что-то смешное говорить и попасть в пару нелепых ситуаций. Все-таки, когда в сюжете предполагается много женщин, с ними надо уметь обращаться.

Жанна СЕРГЕЕВА

«Экран и сцена»
№ 13 за 2020 год.