Алена ДМИТРИЕВА

Реквиемы по эпохе

“Даже наиболее положительные из персонажей фильма – трое рабочих парней – не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. Серьезные принципиальные возражения вызывает эпизод встречи героя с тенью своего отца, погибшего на войне. На вопрос сына о том, как жить, тень отца спрашивает –…

Актуальное состояние

Егор Баринов и Кристина Шнайдер в фильме “Однажды в Трубчевске”

9-16 июня. Сочи. 30-й Открытый российский кинофестиваль. “Кинотавру” – 30 лет. Напомним – все началось в 1990-м, с “Фестиваля некупленных фильмов” в Подольске, устроенного мало кому тогда известным Марком Рудинштейном. И понеслось – аж до Сочи, где в 1991-м и обосновался Открытый российский кинофестиваль. Когда Марк Григорьевич затевал первую у нас частную кинофестивальную инициативу, кино…

Предвкушение

Пенелопа Крус в фильме Педро Альмодовара “Боль и слава”

14-25 мая. Канн. 72-й Международный кинофестиваль. На официальном постере нынешнего Каннского кинофестиваля оранжевое небо, словно по нему растеклось солнце, море, пронизанное светом, и Аньес Варда, смотрящая в раритетную кинокамеру, стоя на спине помощника. Она довольно часто приезжала на фестиваль – на премьеры своих картин, картин друзей, членом жюри, в 2015-м получила здесь почетную премию за…

Полное счастье

Аньес Варда. Автопортрет перед картиной Джентиле Беллини

Вот и пойми: прикидывается он так ловко чудаком или впрямь крыша поехала у этого месье Синема – шутка ли, сто лет! Может, он нам просто голову морочит, сбивает с толку, мистифицирует – этот месье Синема, а сам в полном порядке? “Сто и одна ночь Симона Синема” (1995) – подарочный фильм Аньес Варда к столетию кинематографа.…

Листы из альбома

В “Возвышающем обмане” Андрей Кончаловский вспоминает: «Набравшись наглости, я заявил, что для “Дворянского гнезда” мне нужно три художника, – такого на “Мосфильме” еще не бывало. Двигубский должен был делать Париж, Ромадин – имение Калитиных, Боим – Лаврецких. Все трое – лучшие художники студии. Дирекция мне отказала. В ответ я заявил, что прошу меня освободить от…

«Медведи» начинают и выигрывают

Кадр из фильма “Кислота”

7-17 февраля. 69-й Международный Берлинский кинофестиваль Российской картины в конкурсе нынешнего Берлинале нет (в прошлом году был “Довлатов” Алексея Германа-мл.; художник-постановщик Елена Окопная получила “Серебряного медведя”). А есть “Золотая перчатка” Фатиха Акина, “Божьей милостью” Франсуа Озона, “Город-призрак. Антология” Дени Коте, “Мистер Джонс” Агнешки Холланд, “Земля под моими ногами” Мари Крейцер, “Одна секунда” Чжана Имоу, “Элиза и…

Долинин. Кинооператор

К 80-летию со дня рождения Избранная фильмография: “Республика ШКИД” (с Александром Чечулиным), режиссер Геннадий Полока “В огне брода нет”, режиссер Глеб Панфилов “Мама вышла замуж”, режиссер Виталий Мельников “Начало”, режиссер Глеб Панфилов “Не болит голова у дятла”, режиссер Динара Асанова “Ключ без права передачи” (с Юрием Векслером), режиссер Динара Асанова “Чужие письма”, режиссер Илья Авербах…

Сериальные эксперименты

29 августа – 8 сентября. 75-й Венецианский международный кинофестиваль. “Венецианская Мостра (Mostra Internazionale d’Arte cinematografica, так называют кинофестиваль сами итальянцы) – постоянно мутирующий организм, изменчивый как венецианская погода и цвет воды в лагуне”. Андрей Плахов. “Под знаком F”   Итак, 75-я Венецианская Мостра. И снова много любопытного, и снова есть, чем удивить. Фильм открытия, он…

Городской романс

Москва, Церковь Троицы Живородящей

В телевизионном фильме Алексея Коренева “По семейным обстоятельствам” 1977 года героиня Евгении Ханаевой убеждает героя Евгения Евстигнеева, художника, запечатлеть старые московские улочки, переулки, дворы, поскольку не сегодня-завтра они могут исчезнуть. Исчезли. Если что и осталось, то совсем чуть-чуть и то в подновленном виде. Пожалуй, один из последних фильмов, для которого удалось снять реальные уголки старой…

Снято!

16 июля оператору Владимиру НАХАБЦЕВУ исполнилось бы 80 лет. ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ “Дайте жалобную книгу” (с Анатолием Мукасеем), 1964, режиссер Эльдар Рязанов “Берегись автомобиля” (с Анатолием Мукасеем), 1966, режиссер Эльдар Рязанов “Зигзаг удачи”, 1968, режиссер Эльдар Рязанов “Это сладкое слово – свобода!”, 1973, режиссер Витаутас Жалакявичюс “Москва, любовь моя”, 1974, режиссер Александр Митта “Ирония судьбы, или…