Живут такие люди…

Кадр из фильма “Короткое лето, длинные зимы”

Кадр из фильма “Короткое лето, длинные зимы”

НАГРАДЫ 29-ГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ФИЛЬМОВ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА “СТАЛКЕР”

ИГРОВОЕ КИНО

Приз “Сталкер” за лучший игровой фильм – “УЗЛЫ”, режиссер Олег Хамоков

Спецприз имени Вадима Абдрашитова – “ФРАНЦУЗСКИЙ МАСТЕР”, режиссер Юсуп Разыков

Спецприз имени Марлена Хуциева – “РЫЖИЙ”, режиссер Семен Серзин

Спецприз имени Анатолия Приставкина – “ТУМАН”, режиссер Наталия Гугуева

Спецприз имени Валерия Фрида за лучший сценарий – Наталия МЕЩАНИНОВА (“Край надломленной луны”, режиссер Светлана Самошина)

Приз дебют – “Сталкер” – “ЧЕКАГО”, режиссер Николай Рыбников

Дипломы Гильдии кинорежиссеров России – “АНЖЕЛЮС”, режиссер Эдуард Жолнин; “СВЕТ”, режиссер Антон Коломеец

Приз “Сталкер” за лучший короткий метр – “ПРОЩАНИЕ”, режиссер Корней Рокотян

Специальные дипломы: “КАТЯ ПИШЕТ”, режиссер Ольга Гагарина; “ЖУК”, режиссер Дарья Елена Дашунина

Приз “Сталкер” за лучший анимационный фильм – “КАПУСТНОЕ ЧУДО”, режиссер Инна Евланникова

Специальные дипломы: “ПОЛЫНЬ-25”, режиссер Надя Гольдман; “СВЕТЛЫЕ ДУШИ”, режиссер Анастасия Жакулина

НЕИГРОВОЕ КИНО

Главный приз за лучший документальный фильм – “БЕГЛЕЦЫ”, режиссер Юлия Бобкова

Приз – “ДЕЛО МЕДВЕЖАТНИКОВ”, режиссер Денис Сафонов

Специальный приз имени Георгия Жженова – “ГРОМКАЯ ПЕСНЬ ТИШИНЫ”, режиссер Анастасия Сарычева

Специальный приз имени Сергея Говорухина – “ОТКРОЙ СВОЕ СЕРДЦЕ”, режиссер Ирина Яновская

Дипломы документальным фильмам: “РУДОЛЬФ НУРЕЕВ. ПОСЛЕДНИЙ ТАНЕЦ”, режиссер Татьяна Малова; “ГОЛУБОГЛАЗЫЙ ЯПОНЕЦ” (Россия/США/Япония), режиссер Чавдар Георгиев; “МИША-ЛЕДОКОЛ”, режиссер Дмитрий Степанов; “МОЙ БРАТ ДОКТОР МОЛЬС”, режиссер Вадим Цаликов

Приз жюри киноведов – “ДЕЛО МЕДВЕЖАТНИКОВ”, режиссер Денис Сафонов

Дипломы жюри киноведов документальным фильмам: “МИША-ЛЕДОКОЛ”, режиссер Дмитрий Степанов; “КОРОТКОЕ ЛЕТО, ДЛИННЫЕ ЗИМЫ”, режиссер Галина Леонтьева; “ВОЙНА И МИР ОТЦА ЗОСИМЫ”, режиссер Анастасия Екимова; “ТОНЬШЕ ЖИЗНИ НИТИ НЕ БЫВАЕТ”, режиссер Елена Дворецкая

29-й “Сталкер” прошел без своего президента Вадима Абдрашитова, сменившего в свое время на этом посту Марлена Хуциева. В память о Вадиме Юсуповиче – его не стало в феврале прошлого года – на фестивале учрежден Специальный приз. А президент “Сталкера” теперь режиссер Николай Лебедев (“Звезда”, “Экипаж”, “Легенда № 17”, “Нюрнберг“).

К сожалению – и это повторяешь из года в год – поводов для фильмов о правах человека меньше не становится. Откликается на беды и невзгоды прежде всего кино документальное. Кино “Сталкера” – беспокойное, беспокоящее. Порой беспощадное. О боли, неустроенности, невозможности преодолеть обстоятельства, о невыносимых условиях жизни. Кино порой “трудное”. Но смотреть его необходимо. Кино о трагических страницах истории; о людях, которые пытаются противостоять несправедливости, о надежде, праве на выбор. Кто-то сказал, что мы, к горькому сожалению, живем в обществе, где завышены материальные нормы и занижены моральные…

На этой странице – два документальных фильма из программы 29-го “Сталкера”.

“КОРОТКОЕ ЛЕТО, ДЛИННЫЕ ЗИМЫ”. Режиссер Галина Леонтьева.

Старый катер, буквально вросший в мерзлые камни на берегу. Остатки спасательного круга. Оборванные провода. Ржавые замки на калитках. Заброшенная деревня в снегах на берегу озера, пять жителей.

– Спасибо тебе за молочко, – скажет Антонина Петровна и перекрестит корову-кормилицу; здесь же жмутся у ног хозяйки беленькие козлята.

Дома – муж-инвалид. Феликс Васильевич двадцать лет назад получил травму позвоночника, перенес два инсульта. Не ходит. Помогают соседи. Усаживают в пластиковые сани, укутывают тулупом и мчат по замерзшему озеру к месту рыбалки. С удочкой Феликс Васильевич справляется, и с уловом компания возвращается домой.

Антонина Петровна готовит пироги с рыбой в печке: газа нет, водопровода тоже, воду экономят. Пока замешивает тесто – рассказывает… Училась в петрозаводском педагогическом институте. Феликс вернулся из армии. Поженились. Тридцать лет проработала в Карельском НИИ лесной промышленности. Решили уехать в деревню, родные места мужа, стать фермерами. Хозяйство большое завели, лесом занимались. Правда, с фермерским кредитом не задалось: “Влипли” – скажет Антонина Петровна. Обманули с кредитом. Ходили по инстанциям. Предложили взять еще один, но проценты оказались бешеными – 280 процентов. Двадцать лет прожили в кабале. Добавит: “Это так государство фермеров поднимало. При таком кредите… Поэтому надежды на государство нет. Надежда на свои силы, на Бога, на людей…”

Когда лед на озере сходит, местные идут рыбачить в открытой воде. Не с удочками – с сетями. Но…

Один из рыбаков посетует:

– Раньше люди приезжали рыбу ловить. Отдохнуть, порыбачить. Теперь запретили. Кому запретили? Я пенсионер. Захочу – пойду и наловлю…

Другой подхватит:

– У нас все развалилось. Совхозов не осталось. Если бы государство заинтересовалось – заводик поставили бы…

Антонина Петровна тоже не смолчит:

– Я прожила здесь не один год. Не дай Бог такого… Человек не должен так жить…

Однако живет так человек. Живут так люди в нашей великой и могучей стране…

Этот конкретный адрес: деревня Лебещина Толвуйского сельского поселения Медвежьегорского района Республики Карелия. А сколько таких адресов можно назвать…

Сорок минут идет фильм, и в этих сорока минутах – жизнь людей, уж такую жизнь точно не заслуживших.

Михаил Клус – герой фильма “Миша-Ледокол”

Михаил Клус – герой фильма “Миша-Ледокол”

“МИША-ЛЕДОКОЛ”. Режиссер Дмитрий Степанов.

Есть такая профессия – выморозчик. Слово-то какое – еле выговоришь… Работу, которую они делают, иначе как адской не назовешь. При минус 60 и прочих сопутствующих обстоятельствах.

“Работа была необычная, завораживающая. На реке Лене нет моста с одного берега на другой и сухих доков, и пароходству огромному, у которого флот 250-300 судов, когда надо проводить ремонт, они делают это дешево и сердито – с помощью выморозчиков. Так же примерно вымораживали суда и 100 лет назад.

Суда оставляют во льду, дожидаются пока они вмерзнут в лед, потом прорубают тоннель и месяца через 1,5, когда тоннель готов, вызывают ремонтников и меняют валы и т.д. Вытаскивать судно на берег очень дорого, и нет условий для ремонта. Думаю, и еще через 100 лет в Якутии будут так же ремонтировать суда”, – объясняет режиссер Дмитрий Степанов технологию работы.

А на экране… С экрана холодом веет. А на экране – эта самая работа. Мастера вырезают бензопилой, выбивают кайлом огромные сверкающие ледяные “кирпичи” килограмм по двадцать. Лопатой расчищают осколки. Михаил Клус, один из выморозчиков, спокойно рассуждает:

– Некоторые говорят – тяжело, на фиг надо… А ты себя просто настраиваешь. Атмосфера, речной воздух придают тебе сил – физических и моральных.

“Работай в рукавицах” – призывает надпись на борту судна. Вот они, корабли, замерзшие и замершие, стоят на реке, а под ними – своя жизнь, среди льда и металла. Эта жизнь даст им жизнь, когда начнется навигация. Она, жизнь, и на берегу. В якутском поселке Жатай, где самые морозоустойчивые жители.

Михаил играет с сыном, катает его на санках, вяжет носки и варежки, вместе лепят пельмени. С женой разошелся – она сказала, что вся его любовь ушла к сыну, на нее не осталось. Но такой жизни, как у него самого, мальчишке не желает, хочет, чтобы была полегче. “Такой” еще и потому, что в ней была неволя, колония строгого режима. И даже там Михаил строил планы, хотя ловил себя на том, что в тех планах не было воли. Но она пришла, и он выбрал вот такую работу, а еще учится на судового повара. А еще мечтает поехать с сыном на теплое море, где сам никогда не был. На море они все-таки окажутся…

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»
№ 1 за 2024 год.