Дубль девятнадцатый

Кадр из фильма “Сердце Пармы”

Кадр из фильма “Сердце Пармы”

В московском Электротеатре Станиславский вручили премию “Белый квадрат” за лучшую операторскую работу 2022 года.

На премию номинировались:

Морад АБДЕЛЬ-ФАТТАХ за фильм “Однажды в пустыне”, режиссер Андрей Кравчук;

Сергей АСТАХОВ за фильм “Сердце Пармы”, режиссер Антон Мегердичев;

Максим ОСАДЧИЙ за фильм “Жанна”, режиссер Константин Статский;

Денис ФИРСТОВ за фильм “Казнь”, режиссер Ладо Кватания;

Максим ШИНКОРЕНКО за фильм “Одиннадцать молчаливых мужчин”, режиссеры Алексей Пиманов, Екатерина Побе-динская.

В жюри вошли: операторы Сергей Мачильский (председатель), Денис Аларкон-Рамирес, Эдуард Мошкович, режиссеры Алена Званцова, Федор Бондарчук, художник Петр Горшенин, кинокритик Всеволод Коршунов.

 

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ НОМИНАНТОВ:

Морад АБДЕЛЬ-ФАТТАХ (“Непрощенный” – режиссер Сарик Андреасян, “Стрельцов” – режиссер Илья Учитель, сериал “Желтый глаз тигра” – режиссер Марк Горобец, “Мысленный волк” – режиссер Валерия Гай Германика);

Сергей АСТАХОВ (“Про уродов и людей”, “Брат”, “Мне не больно” – режиссер Алексей Балабанов, “Бедный бедный Павел” – режиссер Виталий Мельников, “Метро” – режиссер Антон Мегердичев);

Максим ОСАДЧИЙ (“Обитаемый остров”, “Сталинград” – режиссер Федор Бондарчук, “Без мужчин” – режиссеры Алиса Хмельницкая, Резо Гигинеишвили, “История одного назначения” – режиссер Авдотья Смирнова, “Дуэлянт” – режиссер Алексей Мизгирев);

Денис ФИРСТОВ (“Коллектор” – режиссер Алексей Красовский, “Грааль” – режиссер Наталия Тарадина);

Максим ШИНКОРЕНКО (“Огни притона” – режиссер Александр Гордон, сериал “Шаляпин” – режиссер Егор Анашкин, сериал “Годунов” – режиссер Алексей Андрианов).

 

“Однажды в пустыне”. Сирия, 2016 год. История сапера, разминировавшего освобожденную Пальмиру.

“Однажды в пустыне”. Боевик. Военная сага.

Однажды в пустыне. Скрещение пыльных дорог. Небо, затянутое дымом. Рыжий песок. Желто-зеленые холмы. Мины, спрятанные под земляным покровом. Руины древнего города. Мощные взрывы. Военная спецтехника и люди. Живые и мертвые.

“Самое запоминающееся, – рассказывал в одном из интервью оператор фильма Морад АБДЕЛЬ-ФАТТАХ, – это, конечно, каскад фейерверков, взрывов, бесконечная пыль. И самое интересное, что приходилось выполнять обычные задания оператора. Например, ставить кадр, ставить свет, но при этом находиться где-нибудь в салоне вертолета в небе. Работа вызывает бурю эмоций и впечатлений”.

 

Сергей АСТАХОВ – классик. Снятых им фильмов – за семьдесят. Среди множества наград одна особая – “Белый квадрат” в номинации “Операторское признание”: по профессии он оператор-постановщик, а по призванию – изобретатель, конструирует съемочное оборудование, которое и другим помогает в работе.

Среди фильмов – один особый, незавершенный в связи с трагическими обстоятельствами, гибелью исполнительницы главной роли. “Река” Алексея Балабанова. Отснятый материал смонтирован в короткометражку, и даже незаконченный фильм впечатляет.

…Колония для прокаженных на северной реке. Здесь любят, страдают, рожают детей, пытаются выжить. Здесь умирают. Здесь все непривычно для нашего сознания. Женщина поджигает юрту, где ее любимый остался с другой, и в пламени исчезают все трое. Здесь все на пределе. Когда смерть заберет следующего, никто из этих людей не знает, но знают, что скоро, и знают, что выхода отсюда нет. И все равно цепляются за жизнь. Страшное и сильное кино…

Исторический блокбастер “Сердце Пармы”, за который Сергей Астахов номинировался как оператор, снят с размахом, амбициозно. Зрелище масштабное. Признание самого оператора: “Свет был для меня приемом, инструментом… Я не делал красивых кадров, я их удушил…”

 

Еще один классик – Максим ОСАДЧИЙ: “Фильм можно представить как пазл, который ты собираешь по кадрам. В каждом кусочке этого пазла должна быть частичка общей атмосферы, и должно быть какое-то общее, генеральное решение, которое потом складывается в общую картину. Когда вы начинаете строить пространство, смотря через камеру, оно должно быть уже досконально собрано художником-постановщиком”.

Из пазлов в фильме “Жанна” собрана жизнь главной героини, преуспевающей жесткой, надменной женщины. И в каждом кусочке пазла – частичка общей атмосферы. В случае с “Жанной”, пространство, в котором она обитает, – сине-серое. Холодный город, холодного цвета стены, смятые серые шелковые простыни. Холодные интерьеры, небо, шоссе, на котором происходит авария. Холодная симметрия в квартире, и в офисе. Безэмоциональна и сама героиня. Кровавым пятном отражается в балконных стеклах ее красный халат.

А в начале картины девочка отбивается от стаи бродячих собак, и их гигантские синие тени ложатся на белом снегу. Воспоминания из детства Жанны повторятся не раз. И теплые цвета деревенского дома, и белая кружевная салфетка на столе в родительском доме – тоже из детства. Оттуда же боль и страх, и измена отца – их так и не удалось пережить. И эти же воспоминания из детства остановят ее от рокового шага…

Кадр из фильма “Мольба”

Кадр из фильма “Мольба”

Денис ФИРСТОВ – самый молодой из нынешних претендентов на “Белый квадрат”

Первые кадры фильма-номинанта – “Казни” Ладо Кватании…

В свете автомобильных фар – лесополоса. Мужчина кладет женщину на землю, затыкает ей рот сгнившими листьями, наносит ножом удар под ребра…

Далее – прочие страсти-мордасти. Пятна крови – детские игрушки. Ужас, отчаяние…

Расследование серийных убийств в провинциальном городке растянулось на десятилетие. Сначала было закрыто из-за отсутствия улик, затем возобновлено.

“Казнь” – сложносочиненный фильм. Детективный ребус. Головоломка, собранная из отдельных элементов. Действие происходит и в 80-е, и в 90-е. Для своего полнометражного дебюта режиссер Ладо Кватания, до этого практиковавшийся на клипах шоу-звезд, выбрал сюжет про маньяка.

За визуальное решение в этом триллере ответил Денис ФИРСТОВ. Ладо Кватания рассказывал о работе оператора: “В фильме есть история про цвет времени. Цвет исчезает с каждым последующим годом. И ближе к финалу истории изображение становится практически монохромным, безжизненным. Мы с Денисом Фирстовым использовали фильтры, которые позволяли понять визуально, в каком году ты находишься, – у нас же повествование рваное, сюжет развивается не линейно. Если до убийства одного из ключевых персонажей в фильме присутствует цвет, то после этого события мы будет постепенно вычленять цвет и придем к монохромному изображению”.

Ничего не скажешь – лихое зрелище получилось. Качественное по изображению – мрачному, тягучему. Атмосфера раскаленная. Правда, не обошлось без влияния классиков детективного жанра в мировом кино.

 

Без сомнения, в спортивных фильмах одно из главных действующих лиц – оператор. Спорт – материал самоигральный. Но и его самоигральность на экране надо поддерживать, организовывать, а то она может выйти из берегов или будет топтаться на месте. А футбол из всех видов спорта, пожалуй, наиболее притягателен для кино – динамичный, азартный, зрелищный (вспомним недавние картины – “Легенда № 17”, “Стрельцов”, “Лев Яшин. Вратарь моей мечты”). Правда, в “Одиннадцати молчаливых мужчинах” авторы больше сосредоточены на идеологических разборках и интригах, нежели спортивных состязаниях. И все-таки…

Итак, осень 1945 года. Футболисты московского “Динамо” совершают ставшее легендарным турне по Англии. Персонажи и события реальные. Материал исторический. И в этом тоже сложность создания изображения. Лондон нашли в Санкт-Петербурге, матчи снимали на футбольном поле в Лефортово, естественно, реконструированное под послевоенное время. Известно, что “Динамо” с “Арсеналом” играли при сильном тумане, и в фильме надо было воссоздать этот особый лондонский туман. Максим ШИНКОРЕНКО вспоминал, что “туман сложно было не только воссоздать, но и удержать на нашем поле, особенно при сильном ветре. Пришлось использовать так много пиротехники, что задымили, наверное, весь район Лефортово.

Игра в футбол – главная составляющая фильма для меня и, как выяснилось, самая сложная часть съемочного процесса. Настоящее футбольное поле имеет большие размеры, а игра длится полтора часа. Но съемочная смена длится двенадцать часов, и столько приходилось бегать нашим актерам. Чтобы на экране игра выглядела динамичной, нам приходилось физически уменьшать размеры поля и при этом выбирать такие ракурсы, чтобы на экране поле соответствовало реальным размерам. Камеру нужно было перемещать очень быстро, чтобы была иллюзия, что актеры двигаются на высоких скоростях. Для этого мы использовали коптер, быстробегающие тележки, но самые интересные ракурсы получались, когда члены операторской группы бежали вместе со стабилизирующим устройством по полю, и камера находилась на уровне травы. По фону при этом вы видели большое количество людей на трибунах, что создавало ощущение присутствия. Для меня эти кадры остаются самыми выразительными”.

 

Лучшим оператором 2022 года стал Денис ФИРСТОВ.

Почетный “Белый квадрат” имени Сергея Урусевского получил Александр АНТИПЕНКО.

 

Пожалуй, главный фильм Антипенко – “Мольба” режиссера Тенгиза Абуладзе по мотивам произведений Важа Пшавелы, фильм о Грузии, о поэте, о судьбе поэта, его внутреннем мире, о поисках истины.

Ночь, вершины гор, светящийся белый снег, спящее селение, пунктиром – плетеные изгороди. Черные кадры, и четыре пары белых рук готовят поминальное кушанье, горит очаг. Черные кадры, и высвечены лица старух. Древние старцы, оценивающие поступки своих сородичей по уходящим в даль веков законам предков. Сон хевсура Алуды – погружение во тьму. Резкие световые вспышки.

Дева в белых одеяниях – воплощение Добра, Веры, Истины. Дьявол в тени пещеры – Искушение. И Человек, за чью душу идет нескончаемая борьба.

Работа Александра Антипенко в “Мольбе” – образец оптимальных решений, которые оператор может предложить режиссеру. Поэзия, вдохновение – этим дышит экран. Слова общие, но изобразительное решение уникальное.

Тенгиз Абуладзе позвал Антипенко на “Мольбу”, увидев две его короткометражные картины: вгиковский диплом “Сегодня – каждый день” (режиссер Владимир Савельев) и “Киевские фрески” Сергея Параджанова. Увидел, и через три дня с киностудии “Грузия-фильм” пришла телеграмма с приглашением на съемки.

Спустя несколько лет после “Мольбы” (за это время были сняты “Музыканты”, “Живая вода”, “Поклонник”) – работа с Глебом Панфиловым над фильмом “Прошу слова”. Здесь все другое. И ритм, и крупность планов, и изобразительная пластика. Будничное, бытовое и возвышенное, от серьезного к ироничному. А как хороши портреты Инны Чуриковой – Елизаветы Уваровой: она и солнечная, и трагичная, и фанатичная, и одинокая…

Когда для дела – готов идти на риск. Как оказывается – профессионально оправданный. В “Мольбе” для полноты ощущения кадра, ощущения кино воспользовался особой пленкой, контрастной. Буквально выбивал ее в разных инстанциях. Она ему необходима была, “чтобы отбить реальный мир от нереального – только черное и только белое”. Результат на экране.

Для “Аленького цветочка” (режиссер Ирина Поволоцкая; еще один киновариант “Аленького цветочка” – “Сказка о купеческой дочери и волшебном цветке” – Антипенко снял с Владимиром Грамматиковым), чтобы получить фантастические цветовые эффекты, опять же использовал специальную техническую пленку. И ожила волшебная история. Сказка явилась багровой листвой, хрустальными струями водопада, зыбкой фактурой мертвого озера, зеленовато-голубым лесом. И диковинным аленьким цветочком.

Нельзя не сказать об Антипенко – мастере фотографии. Был фотографом на параджановских “Тенях забытых предков”. Учась во ВГИКе, делал снимки на лекциях Сергея Урусевского, из чего сложился авторский фильм “Семь минут с оператором Урусевским”. Создал (именно создал) книгу-фотоальбом “Андрей Тарковский в объективе Александра Антипенко”: уникальные черно-белые фото-воспоминания.

И снова о “Мольбе”… Из рассказа Антипенко: «Мы стояли и любовались зорями. Огромный серебряный диск луны выкатился из-за гор. Профессиональная привычка кинооператора оторвала меня от праздного любования красотой. Мне захотелось зафиксировать первозданную луну на пленке. Я быстро нацелился объективом на луну, и луна вкатилась в камеру, просветила собой пять метров кинопленки и выкатилась в горы… Настоящая луна, снятая над Эрзи, светит в фильме ”Мольба”».

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»
№ 7-8 за 2023 год.