
Фото Е.КВИТКО
На протяжении многих лет шведские и норвежские авторы занимают целые полки в отделах с детской литературой. Конечно же, это Свен Нурдквист с историями про ворчливого старика Петсона и неугомонного кота Финдуса, это Лиза Морони с трогательными рассказами про лесных существ Жужу (родственницу муми-троллей) и ее подругу божью коровку, это и Ульрика Кестере с книгой «Теплый свитер для лемура» про зверей, живущих в одинокой северной стране, и, наконец, норвежец Бьерн Рервик с очумелыми лисом и поросенком.
Когда вся эта литература будет зачитана вдоль и поперек, включая нетленных муми-троллей Туве Янссон, то в библиотеке вы откроете для себя еще одну удивительную книгу про жителей Приречной страны Руне Белсвика. Совсем недавно по ней вышел спектакль Михаила Плутахина в театре «Практика», и вот теперь Полина Айрапетова выпустила свою «Приречную страну» в Мастерской Петра Фоменко. Стоит сказать, что еще раньше истории Белсвика про Простодурсена тонко и поэтично прочитала для аудиокниги Екатерина Гороховская.
Истории Белсвика попадают не в каждого. Это неспешные, почти бессобытийные рассказы, сотканные из внутренних монологов и наблюдений героев, из вопросов о жизни, которым они не всегда находят ответы. Книга Белсвика пленяет детей и взрослых, сохранивших в себе способность удивляться, видеть чудо в мелочах, каждое мгновение жизни ценить как редкий дар и любоваться им словно впервые.
Что же за герои: наивный Простодурсен, простак Сдобсен, плут Пронырсен, фантазерка Октава, ворчун Ковригсен? Конечно, наследники северных мифологических существ: тюх, троллей, гномов, мюкл и прочих. Маленькие человечки живут в сказочной, отделенной от всего мира лесной Приречной стране (и мечтают о загранице!), их жизнь соткана из будничных забот: рубки дров, уборки дома, собирания ягод, приготовления хрустящих коврижек и бросания камешков в воду. Руне Белсвик, вслед за Туве Янссон, придумывает героям свой язык, пестрящий детскими неологизмами (подорожка, кудыка, бульки) и дразнилками «Проныра в попе дыра» или «Проныра съешь кефира».
Книга Белсвика – театральный, игровой материал: где как не на сцене можно воссоздать мир, полный фантазии и поэзии. Неслучайно народец Приречной страны, вдохновленный Октавой, устраивает себе праздник и разыгрывает спектакль, перевоплощаясь, чтобы разбавить свою однообразную жизнь. Театр – сказка, театр – убежище, театр – спасение, так воспринимали театр и муми-тролли Туве Янссон.
Полина Айрапетова, как и Михаил Плутахин, берет за основу небольшой фрагмент из начала книги, знакомящий нас с персонажами, их взаимоотношениями, с эпизодом борьбы с Пронырсеном, отобравшим у соседей реку, и с главным событием в жизни Простодурсена – появлением Утенка, ставшего его единственным другом. Полина Айрапетова последовательно иллюстрирует сюжет, не отвлекаясь на лирические отступления. То, что не проживается и не доигрывается актерами, комментирует сидящая на холме Каменная куропатка Елены Ворончихиной. Она часто помогает понять, что происходит с главным героем спектакля Простодурсеном (Владислав Ташбулатов), который по большей части остается немногословным и часто пребывает в оторопи.
На камерной сцене воссоздан крошечный мир приреченцев (художник Мария Мелешко): небольшой холм на поворотном круге, маленькие домики, из дверей которых высовываются их жители. Рекой, что раскинулась у подножия холма, служит блестящий металлический лист. У ног же зрителей рассыпан, как в песочнице, песок из опилок. Над домиком Ковригсена то и дело поднимается дым с аппетитным ароматом пекущихся коврижек. Мир художника обаятелен и мил, так же, как и герои спектакля, уплетающие, причмокивая, коврижки, и напоминающие современных дачников в кроксах, шортах, байковых рубахах и панамах. Из маловыразительного мужского общества приреченцев выделяется рыжеволосая певунья Октава (Елизавета Бойко). В вокальных эпизодах она пленяет и уводит в свой фантазийный мир не только соседей, но и зрительный зал. Однако порой ей все же не хватает мягкости и лиричности, их вытесняет аффектация.
Главный вопрос, который возникает на этом спектакле, какова же цель постановки книги Белсвика? Похоже, она в том, чтобы адаптировать ее для зрителей, сузив до пересказа нескольких глав, – сюжет стал дистиллировано ясным. Спектакль схлопывает книгу до вредностей поганца Пронырсена и борьбы с ним всех остальных. Персонажи зажаты в тиски двух характерных черт, лишены способности думать и чувствовать. Унылый и скучный Сдобсен (Вениамин Краснянский) мычит и восхищенно глядит на Октаву. Важный Ковригсен (Борис Яновский) тем только и занят, что щепетильно раскладывает коврижки. Парадокс, но именно худосочный, изогнутый как вопросительный знак Пронырсен (Степан Владимиров) оказывается единственным объемным героем. Он не только умеет пакостить (засыпая реку песком) и ворчать (отбирая у Простодурсена то лопатку, то утку), но и по-своему ценить прекрасное, искать дружбы, надеяться на взаимность. Его с трудом проявляемые чувства гасятся компанией простодурней.
Размышления, переживания и поэтические наблюдения героев Белсвика остаются вне поле зрения режиссера. Лишь однажды в спектакле на пытливый вопрос Утенка (Екатерины Новокрещеновой) о том, почему осень сменяет лето, как будто впроброс звучит меланхоличный и жизнеутверждающий ответ Простодурсена: «все не навсегда». И осенний лист, падающий с колосников (почти как в мультфильме «Душа»), прилетает на сцену словно из книжки. А на другой вопрос Утенка: «Почему жить так удивительно?», ответа услышать не получится. И вправду, ведь не только лишь оттого, что можно пускать бульки и объедаться коврижками.
Вера СЕНЬКИНА
«Экран и сцена»
Май 2025 года.