От неоклассики до перформанса

 

Сцена из балета «Отражение». Фото К.ЖИТКОВОЙ

Сцена из балета «Отражение». Фото К.ЖИТКОВОЙ

Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко показал вечер премьер – три одноактных балета современных хореографов, работающих в разных стилях и системах координат: от неоклассического «Отражения» Юрия Посохова до пластического перфоманса Анастасии Вядро. Широта диапазона всегда отличала Музтеатр, чей репертуар традиционно эксклюзивен, даже классику здесь зачастую танцуют в редко ставящейся хореографии, в его афише – «Лебединое озеро» Владимира Бурмейстера, «Баядерка» Натальи Макаровой, «Дон Кихот» Рудольфа Нуреева. Танцовщики труппы – настоящие «полиглоты», отлично справляющиеся с хореографией Кеннета Макмиллана, Иржи Килиана, Джона Ноймайера, Йормы Эло, Александра Экмана, Начо Дуато, Марко Гёке, Охада Нахарина, Акрама Хана, Шарон Эяль.

Вечер открыли «Отражением» на музыку Мендельсона. Мировая премьера спектакля состоялась в 2005 году в Балете Сан-Франциско, где Юрий Посохов без малого двадцать лет пребывает в статусе постоянного хореографа.

Это – четырехчастный бессюжетный балет с масштабными ансамблями, виртуозными соло и изящным дуэтом во второй части. Из-за зеркал на заднике он напоминает балетный класс, поданный с легкой иронией. Темпы по большей части стремительны, движения то по-лебединому плавны, то остры как уколы. На одних танцовщицах – ярко красные пачки, на других – белые (сценография и костюмы – Сандры Вудалл). Монохромные группы поочередно вылетают на сцену, то все вместе, то двойками, то четверками, то тройками, то шестерками, то составляя большие двухцветные ансамбли, будто соперничающие между собой. Особенно хороши здесь солистки Елена Соломянко и Анастасия Лименько, чей победительный танец завершается намеренным падением балерин, тут же вскакивающих и готовых продолжить этот красно-белый «агон».

Мужчины, одетые в черные гимнастические купальники, подчеркивающие мускулатуру, атлетичны и брутальны. Иногда они с юмором принимают позы культуристов. Даже в утонченном «белобалетном» дуэте Эрики Микиртичевой и Дениса Дмитриева находится место неожиданным поддержкам, вплоть до того, что партнер взваливает балерину на спину и несет ее через сцену. А когда партнерша «истаивает» в темноте, он застывает в позе Альберта на могиле Жизели.

Главное же здесь – триумф танца и блеск, с которым солисты и кордебалет непринужденно демонстрируют свое мастерство.

Динамику балета Посохова сменяет гипнотизирующая замедленностью и вязкостью хореография «Холма», его премьера состоялась полгода назад на сцене Национальной оперы Греции. Поставил «Холм» албанский танцовщик и хореограф Гентиан Дода, работающий по всему миру. Автор музыки – Сезар Алияй Горишти. Медитативное течение балета, поначалу кажущееся однообразным, постепенно затягивает в свое магнетическое поле. Темнота порождает группу из восьми танцовщиков. Даже разделяясь или объединяясь в пары, они все равно продолжают существовать как единый организм, с перетекающими одна в другую композициями, создавая эффект холмистых ландшафтов. Здесь нет прыжков и высоких поддержек, хотя девушки иногда водружаются на плечи мужчин. Артисты то стелются по земле, то пригнувшись, почти параллельно планшету сцены, медленно передвигаются из кулисы в кулису, перешагивая через катающихся под их ногами партнеров, то волокут друг друга по полу. Артисты словно «выдыхают» эти непривычные движения, свободно, как порывы ветра, как сама природа, чьи явления визуализируют их танец.

Сцена из балета «Красавицы не могут уснуть». Фото К.ЖИТКОВОЙ

Сцена из балета «Красавицы не могут уснуть». Фото К.ЖИТКОВОЙ

Судя по биографии, приведенной в программке, профессионально заниматься танцем Анастасия Вядро начала не так уж давно. Ее перформанс – так, наверное, правильнее называть ее работу «Красавицы не могут уснуть» на музыку Давида Оганяна – отмечен и одаренностью, и смелостью, и некоторым дилетантизмом. По собственным словам Анастасии Вядро, ее постановка «представляет собой пластическую полифонию архетипов, заключенных внутри женщины». В спектакле это – Мудрец, Ребенок, Изгой, Мать, Любовница, Лидер, Творец, Охотница. Всего восемь, как в фильме Озона «Восемь любящих женщин» или в классификации Юнга, определяющего 4 архетипа, имеющих две противоположные стороны – светлую и темную.

У каждой исполнительницы предельно выразительный пластически-гротескный рисунок роли. К тому же все эти восемь архетипов-фобий агрессивны в отношении друг друга: спорят, толкаются, пытаются перетянуть внимание на себя и вовлечь в потасовки Эву, безучастно бегущую по дорожке тренажера, вопреки проискам своего подсознания. Надо отдать должное выдержке прекрасной балерины Ольги Сизых, исполняющей роль Эвы: в финале она оказывается вознаграждена за получасовую пробежку отличным соло, олицетворяющим освобождение от фобий. К сожалению, Вядро пока не вполне владеет искусством композиции. Сцены борьбы красавиц за первенство выстроены не слишком внятно и явно затянуты. В финале все восемь исполнительниц тоже получают бонус в виде эффектного ансамблевого танца, исполненного на высоченных каблуках.

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
Август 2024 года.