На крыло

Сцена эскиза «Ася». Фото предоставлено Театром Наций

Сцена эскиза «Ася». Фото предоставлено Театром Наций

По дороге из Калининграда в Советск шофер привлек мое внимание к маленькому параду: на дугах придорожных фонарей расселись по одному несколько журавлей. «Видите, один значительно крупнее других? Это – отец. Сейчас своих подросших птенцов на крыло ставить будет!» Тоже ведь лаборатория, почему-то подумала я.

Хотя понятно, почему. Я ехала на очередную сессию режиссерской лаборатории в рамках Программы поддержки театров малых городов России, которую вот уже который год при участии Министерства культуры РФ проводит Государственный Театр Наций. На сей раз участниками стали театры Калининградской области.

Ассоциация с журавлиной школой возникла у меня еще и из-за того, что в Советск, в знаменитый Тильзит-театр (ныне Калининградский областной ТЮЗ «Молодежный») приехали совсем молодые режиссеры. Ирина Дремова (в 2020 году окончила Новосибирский театральный институт, мастерскую Сергея Афанасьева) и вовсе впервые попала в лабораторию Театра Наций. Начинать в театре с историей, со своей традицией и с опытом проведения лабораторий, с одной стороны, легче: поддержат, подскажут. Но, с другой стороны, чем-то удивить, зацепить опытных актеров – дело непростое. «Молодежный» из предложенного набора пьес (около 50 текстов) выбрал три семейные драмы для всех поколений труппы и зрителей: про подростков – «Август 6» Андрея Иванова, про семейную пару около 30 – «Цапля» Екатерины Бронниковой и про большую семью, где главным героям 60+, – «Лампочки» Анастасии Малейко. Театр знает, что интересно городу.

Советск, бывший Тильзит, небольшой, но с глубоким историческим фундаментом городок: многовековая брусчатка, ухоженные парки, крепкие невысокие не типовые дома, постепенно реставрируемые до образа рубежа XIX–XX веков, мост королевы Луизы через Неман, помнящий Наполеона. На одной из центральных площадей отлично уживаются Первый трамвай, Ленин и лукаво поглядывающий на обоих Лось. Здесь ценят ремесло, рано ложатся спать и любят театр про людей. Человеческие истории «Молодежный» и выбрал. И еще пьесы, где есть роли для сильных актеров.

Ирине Дремовой досталась «Цапля» с таким сюжетом: в молодой семье лингвистов она – добытчик, а он пытается возродить мертвый язык. Да еще приносит в квартиру раненую цаплю, чтобы перезимовала и подлечилась. Всем хорош муж, вот только кормить, лечить и ремонтировать квартиру после буйств дикой птицы приходится жене. В пьесе Екатерины Бронниковой еще много разных перипетий, и бытовых, и трагических, и обнадеживающих. Но режиссер остановилась на «предлагаемых обстоятельствах»: двое и Цапля в тесном пространстве. На показе сложилось впечатление, что нам представляют этюды на тему. Режиссер просто представила зрителям персонажей. Причем каждый исполнитель предложил свою игру, не пытаясь даже договориться о жанре возможного спектакля и о его конечном смысле: забавный эксцентрик Владимир Комиссаровский в роли Мужа, стремящаяся к достоверности Виктория Викулова в роли Жены и обаятельная экстравагантная чудачка, с добродушным намеком вяжущая пинетки, Ирина Несмиянова (звезда Тильзит-театра) в роли Цапли. Какие неудобства столь прелестная особа может хоть кому-то доставить, осталось неясным. Зато очевидно, что зрители рады увидеть своих актеров такими, какими их давно любят.

Ярослав Жевнеров окончил ГИТИС (мастерскую Олега Кудряшова) только в прошлом году. Но уже успел поучаствовать в нескольких лабораториях. В «Молодежном» с пьесой Андрея Иванова он обошелся решительно, перевернув всю ее конструкцию. У автора путешествие мальчика Саши на самодельном космическом корабле к просящей о помощи неведомой планете Август 6 выглядит поначалу забавной игрой. Неожиданные препятствия на пути к подвигу, причудливые персонажи вроде саблезубых грибов или маленького бронтозавра, мешающие или помогающие Саше достичь цели, – плоды его неудержимой фантазии. И лишь в финале становится понятно, что мальчишка не может принять, что шестого августа они попали в аварию, в которой погибла мама, и «бежит» в игру, надеясь найти средство ее спасения.

В эскизе режиссер заявил о присутствии трагедии в первой же сцене. С одной стороны, желание разговаривать со зрителями-подростками серьезно о серьезном вызывает уважение. Но, с другой, взятая сразу трагическая нота обесценила интригу. Анатолий Трапезников, играя роль Саши, старался нигде не сфальшивить, но режиссер не дал ему возможности развить роль. Только скорбная печаль. Даже остроумно придуманные визуальные эффекты не выдержали эмоционального сравнения с очевидным сиротством Саши. Эскизу не хватило занимательности, что важно для подростковой публики.

Самым опытным участником лаборатории в Советске стал Алексей Логачев (в 2011 году окончил ГИТИС, мастерскую Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова). Режиссер – автор десятков эскизов во многих театрах России, которые превратились в полноценные спектакли, стали участниками престижных фестивалей. В «Молодежном» он подробно и вдумчиво поработал с пьесой Анастасии Малейко «Лампочки». Житейская мелодрама: пожилая пара много лет не может забыть и простить друг другу давнюю влюбленность мужа, тогда школьного учителя, в свою ученицу. Романа не состоялось, семья уцелела, но счастья в ней нет. Дочь содержит очередного молодого мужа. Внук сбежал от них к деду с бабкой, сидит в своей комнате и играет на гитаре всего четыре ноты. Стоило ли ради этого отказываться от любви?

История, что называется, жизненная, но написана языком книжным, с красивостями, с монологами в зал. Логачев решил не требовать от актеров правдоподобия. Свои литературные реплики они почти без эмоций бросают в публику, а не партнерам. И через отсутствие общения сценического рождается привычное для персонажей отсутствие живого общения. Они привыкли жить рядом, но не вместе. Эмоция рождается только в воспоминаниях – тех самых монологах в зал. Режиссерский прием понятен, и актерами он был воспринят с интересом. Но эскиз вышел именно эскизом, неким тренингом по преодолению материала. Было бы интересно посмотреть, как режиссер Логачев с этой уже сложившейся и поверившей ему компанией актеров поставит пьесу, которая волнует его сегодня.

В целом лаборатория в «Молодежном» прошла с большой актерской отдачей. По всему чувствовалось (в том числе по энтузиазму, с которым труппа участвовала в тренингах по сценической речи, которые проводила Марина Гарсия Солано – старший преподаватель кафедры сценической речи Московской театральной школы Олега Табакова), что театр готовится к новому этапу. Недавно вернувшись в прекрасно отремонтированное, уютное и хорошо оборудованное здание, «Молодежный» озаботился новым репертуаром. И, как призналась его директор Анна Кулиева, ищет нового лидера.

Еще одним участником лаборатории стал Калининградский областной музыкальный театр. Поначалу показалось, что решился он на это из спортивного интереса, без большой надежды на результат. Театр привык к аншлагам. Лето – пора, когда певцы и танцовщики востребованы в культурных программах курортного города. Режиссеру Денису Сорокотягину трудно было даже собрать актеров на репетиции. Но постепенно они втянулись в работу. Театр предложил ему инсценировку повести Тургенева «Ася» с уже готовой партитурой музыкальных номеров. За несколько дней режиссер и текст переработал, и новую аранжировку сделал. И все это с деятельным участием исполнителей. Они не только успели выучить свои музыкальные партии, но с помощью педагога по сценической речи и актерскому мастерству Людмилы Бояриновой-Морозовой (Санкт-Петербург) постарались освоить органичный переход от пения к драматической игре. Получился внятный, хорошо исполненный мини-мюзикл о любви. На показ собралась вся труппа, которая восторженно поддержала коллег во время обсуждения. А художественный руководитель театра Елена Альфер сразу объявила, что эскиз обязательно будет дорабатываться до полноценной премьеры и театр с нетерпением ждет продолжения работы с режиссером.

Обнадеживающий итог лаборатории.

Елена ГРУЕВА

«Экран и сцена»
Август 2024 года.