Театральный роман Наума Орлова

Фото предоставлено Челябинским театром драмы имени Наума Орлова

Фото предоставлено Челябинским театром драмы имени Наума Орлова

Он пришел в Челябинскую драму тогда, когда она еще носила имя “пламенного революционера” Самуила Цвиллинга. В обиходе так и говорили: театр Цвиллинга. Но уже при жизни Наума Юрьевича название стало звучать иначе: театр Орлова. И давно уже только так.

Столетие со дня рождения режиссера Наума Орлова в Челябинском академическом театре драмы, который уже два десятилетия официально носит его имя, будут отмечать 19 февраля. Конечно, хорошо было бы устроить торжество в огромном здании, что возвышается над центром Челябинска, как корабль над волнами. Оно появилось у театра – во многом благодаря стараниям Наума Юрьевича – в начале восьмидесятых годов. И открывали его две постановки Орлова: “Любовь Яровая” на большой сцене и “Маленькие трагедии” на малой. Но в доме Челябинской драмы сейчас ремонт. Поэтому юбилейный вечер пройдет в старом здании театра на площади Революции (бывший Народный дом, а ныне Молодежный театр). Что по-своему символично: именно сюда в 1973 году пришел новый главный режиссер Наум Орлов, поставил здесь комедию-буфф “Иосиф Швейк против Франца-Иосифа” по Ярославу Гашеку. “Мне намекали, что для режиссерской премьеры лучше взять что-то советское, прочное и крепкое по тем временам. Но я рискнул и дал возможность в этой работе всем актерам <…> полностью раскрепоститься”, – признавался Орлов. Это лихое зрелище с элементами циркового представления и кабаре покорило публику. Сценографом “Швейка” стала Татьяна Сельвинская. Татьяна Ильинична вспоминала о фантастическом решении Орлова, о том, как она “с первого взгляда влюбилась в этот театр”. С Наумом Орловым ее связывало почти полвека творческого союза, вместе они создали немало спектаклей. “Швейк” стал началом пути длиною в тридцать лет.

Но вообще-то первая встреча Орлова с театральным домом на площади Революции случилась на тридцать лет раньше. В архиве Челябинской драмы сохранился приказ от 1943 года о зачислении юного Наума Орлова (на Южном Урале он был в эвакуации) в студию при театре. Он пробыл в ней недолго, вернулся в Украину, где получил в конце сороковых сразу два диплома Киевского института театрального искусства имени И.К.Карпенко-Карого (как режиссер драмы и как театровед). Но воспоминания о Челябинской драме военных лет сохранил на всю жизнь. Рассказывал мне о виденном тогда спектакле “Три сестры” режиссера Эммануила Краснянского, поставленного “по мизансценам Художественного театра”, про то, как играла в нем Машу легендарная Анастасия Лескова, первая народная артистка в истории челябинской сцены. Когда Орлов пришел в театр в семидесятые, Анастасия Спиридоновна уже не служила в нем, но жила по соседству, и они общались, поддерживали связь как близкие по духу люди с общими воспоминаниями.

Конечно, и до Челябинска у режиссера Орлова была творческая биография в несколько десятилетий: театры Одессы (ТЮЗ и Украинский театр имени Октябрьской революции) и Казани (Большой драматический театр имени В.И.Качалова). Но есть впечатление – и он сам так считал, что самое главное случилось в три челябинских декады.

Здесь родились его знаменитые спектакли по М.Горькому (“Фальшивая монета”, “Егор Булычев и другие”, “Последние”), Д.С.Мережковскому (“Антихрист”), А.П.Чехову (“Безотцовщина”, “Дядя Ваня” и “Вишневый сад”), Н.Р.Эрдману (“Само-

убийца”), К.М.Симонову (“Русские люди”), Г.Ибсену (“Кукольный дом” на сцене челябинского ТЮЗа), оратория А. Оннегера “Жанна д’Арк на костре” в Челябинской опере – Нору и Жанну играла Ольга Телякова.

Его спектакли было принято сравнивать с романом или фреской: масштаб событий и страстей, многофигурность, постановочное мастерство. Но в многоголосии этих сценических полотен никогда не терялся одинокий и уникальный голос того персонажа и актера, что был в спектакле для режиссера главным. Особенно ярко это оказалось явлено в двух грандиозных ролях Александра Мезенцева: Подсекальников в “Самоубийце” и царевич Алексей в “Антихристе”. Но помнятся и роли Петра Кулешова, Леонарда Варфоломеева, Павлины Конопчук, Юрия Цапника, Бориса Петрова, Валентины Качуриной, Натальи Кутасовой… Несколько блистательных актерских поколений театра Наума Орлова.

Как худрук он понимал, как важно театру быть разным, а актерам работать с разными режиссерами. И не боялся доверять свою сцену другим мастерам. Здесь поставил свои лучшие спектакли Анатолий Морозов. Сюда Орлов сумел пригласить (что было непросто, ведь Челябинск был в те времена закрытым городом) польского режиссера Ежи Яроцкого, и поставленный им “Бал манекенов” по Бруно Ясенскому вызвал большой интерес не только челябинских театралов, но и публики московских гастролей театра.

Сорок спектаклей, созданных на челябинских сценах, стали историей. Осталась легенда большого мастера, незаурядной личности, человека, создавшего свой театр. Театр Орлова.

Владимир СПЕШКОВ

«Экран и сцена»
№ 2 за 2024 год.