Шаляпин помогает

Фото Е.СМИРНОВОЙ

Фото Е.СМИРНОВОЙ

В молодости я работала в ленинградском ГЭБе – Городском экскурсионном бюро. Помимо главного, обзорного маршрута, негласно именуемого “от Петра до метрА”, для гостей нашего города, в моем “репертуаре” были путешествия, связанные с историей театра. Экскурсантами становились ленинградские врачи, инженеры из многочисленных КБ (конструкторских бюро) и НИИ (научно-исследовательских институтов и “почтовых ящиков”). Мы колесили на автобусе по адресам давно не существующих театральных домов на набережной Невы, Марсовом поле (Царицыном лугу), на Театральной площади. С помощью консультанта, замечательного историка театра Анатолия Яковлевича Альтшуллера, мы с небольшой компанией единомышленников сочиняли экскурсию “Комиссаржевская в Петербурге”. Она начиналась с улицы Маяковского (бывшей Надеждинской), где прошло детство актрисы, и завершалась у могилы Веры Федоровны в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Если бы кто-нибудь сказал нам, что лет через двадцать пять город снова станет называться Санкт-Петербургом, мы бы не поверили. Но сверхзадача экскурсий как раз и заключалась в том, чтобы на три часа отрешиться от советских реалий, окунуться в прошлое и оказаться вместе с пассажирами автобуса в Петрополе. Одна из моих любимых экскурсий была связана с петербургскими адресами Федора Ивановича Шаляпина. Маршрут заканчивался в Театральном музее на площади Островского, а с 1975 года в его филиале – шаляпинском особняке на улице Графтио (знаменитый инженер-энергетик снимал квартиру в доме певца на Пермской). Тут на помощь экскурсоводу приходили подлинные вещи и главное – голос Федора Ивановича: в финале звучали арии, романсы, песни и по тем временам крамольная “сугубая ектения” (духовная музыка не поощрялась).

Долгое предисловие объясняет мое заведомо пристрастное отношение к предстоящей акции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства – документальному спектак-лю “Шаляпин Прогулка”. Променад длиной в четыре с лишком часа, посвященный 150-летнему юбилею артиста, состоялся 2 июля.

Автор и режиссер “Прогулки” – Константин Учитель. Его спектакль-путешествие “Маршрут Старухи” по произведениям Хармса имеет заслуженный успех в Петербурге, москвичи могли видеть “Разговоры беженцев” Брехта, которые были показаны в программе фестиваля NET на Ленинградском вокзале. Константин Учитель считает: “Шаляпин, самая крупная фигура русского национального театра – это колоссальный миф”. Нас предупреждают: мемуары артиста, воспоминания о нем – не совсем правда. В них многое придумано (кстати, и самим Шаляпиным – блестящим рассказчиком). Другое дело – “газетные утки”, небылицы, оскорбительные намеки, клевета, сопровождавшие певца на протяжении всей жизни. В “Прогулке” образ Федора Ивановича освобожден от налипших, как казалось, намертво, обывательских сплетен (именно они легли в основу недавнего сериала, выпущенного к юбилею артиста).

На обложке программки – фотография, где Шаляпин “вырезан”, остался только абрис. Так метафорически обозначена тема: маршрут в поисках главного героя, неуловимого, недосягаемого. Среди создателей спектакля – драматург Ирина Рябикина, магистральный режиссер Дмитрий Крестьянкин (он руководил командой недавних выпускников РГИСИ, сочинявшей отдельные эпизоды), продюсер Анна Ласкина.

Места действия – Театральный музей и его филиалы. Одна из важнейших локаций – Шереметевский дворец на Фонтанке. С начала мая и до конца октября в парадных залах открыта выставка “Царь Федор”. Здесь можно увидеть подлинники, многочисленные живописные и графические изображения Шаляпина от растиражированного портрета Бориса Кустодиева до менее известного, но не менее замечательного – Бориса Григорьева. Сценические костюмы соседствуют с удачно воссозданной гримуборной. В зеркале отражаются сменяющие друг друга фотографии Федора Ивановича в ролях. Беглый обзор выставки входит в “Прогулку” (но многие наверняка захотят вернуться сюда, чтобы рассмотреть все подробнее).

Залы дворца станут декорациями документального спектакля. Зрителям вручат приглашение на бракосочетание “крестьянина Федора Иванова Шаляпина, православного вероисповедания и итальянской подданной Иолы Игнатьевны Ла-Прести, католического вероисповедания”, и очень скоро они окажутся в домовой церкви Шереметевых. Свадьба 27 июля 1898 года – счастливый день в жизни певца и балерины. Юная танцовщица в балетной пачке и фате появляется со свадебным букетом (подлинный букет, как и венчальные свечи Иола бережно хранила, они выставлены в экспозиции московского Дома-музея Шаляпина). “Невеста” танцует с воображаемым женихом. Каждый эпизод “Прогулки” будит воображение. И, одновременно, сплачивает зрителей, постепенно становящихся дружной компанией. “Шафер” (Дмитрий Мульков, он же режиссер эпизода) приглашает публику во двор, под сень деревьев, чтобы выпить вина за здоровье молодых (спонсор спектакля винотека by Simple).

Когда-то Илья Репин в Пенатах трудился над портретом Шаляпина, но потом, недовольный результатом, уничтожил его. “Остался только его Булька”, – писал художник Корнею Чуковскому. Во дворе Шереметевского дворца рядом с Каретным флигелем состоялся парад французских бульдогов, похожих на любимцев артиста, один из них, по имени Ройка, запечатлен на кустодиевском портрете. Шестьдесят собак прибыли со своими хозяевами, откликнувшимися на призыв музея. Четвероногие “артисты” вели себя прекрасно и даже разрешали зрителям их гладить.

Сценарий не предполагал последовательности событий в рассказе о биографии артиста. Так, одна из пяти групп (всего в “Прогулке” приняли участие 250 человек), оказывалась на Загородном проспекте, в уникальном по атмосфере Музее-квартире Н.А.Римского-Корсакова. Потомки композитора бережно хранили не только всю обстановку, мебель, старинные портреты древнего рода, но и какие-то трогательные мелочи вроде коробков спичек. Шаляпин здесь бывал. Рассказ о визитах певца соединен с повествованием о его детстве (режиссер Серафима Крамер).

Другая группа в это же время шествовала по направлению к Музею-квартире актеров Самойловых на Стремянной улице. Зрителей рассадили вдоль анфилады комнат и устроили остроумное дефиле (режиссер Арина Гулимова). Навстречу друг другу двигались молодые артисты, иллюстрируя цитаты из воспоминаний певца. “Сейчас же подайте мне армяк и лапти!” – восклицал один из них, напомнив о борьбе певца с косной дирекцией императорских театров за соответствующий эпохе и происхождению персонажа костюм Ивана Сусанина. “Шуба-то хорошая, да возможно краденая”, – короткий диалог красноречиво воскрешал историю создания портрета Кустодиева.

Эпизод напоминает нам о Шаляпине – герое пародий, бесчисленных шаржей и карикатур. Но и сам артист изумительно рассказывал анекдоты. “Весь день смеюсь… Ночью вспомнил и ночью смеялся… Удивительно это у Шаляпина, черт его возьми, выходит”, – говорил Горький.

К сожалению, небесная канцелярия решила помешать “Прогулке”, сильный дождь не давал вслушаться в аудиоспектакль по мемуарам и письмам, звучащий в наушниках (спонсор акции – компания “Радиогид”). Тем приятнее было закрыть зонтик и оказаться под крышей Театрального музея на площади Островского, попасть в кабинет директора императорских театров В.А.Теляковского. С недавних пор в этом пространстве играется спектакль Дмитрия Крестьянкина “Красный фонарь” о судьбе Владимира Аркадьевича (участников увлекательного действа Ивана Капорина и Максима Сапранова можно было увидеть в дефиле, о котором шла речь выше).

“Лаборатория Шаляпина” – ключевой эпизод “Прогулки”. Он доверен режиссеру Кириллу Люкевичу, известному своими экспериментами. На экране возникнет видеосюжет, хроникальные кадры, в том числе те, что запечатлели Федора Ивановича. Первая мировая война, революция, жизнь “под большевиками”. Документальный материал совмещен с текстом, фрагментами из мемуаров Шаляпина “Маска и душа”. Сегодня мысли артиста звучат особенно остро и современно.

Горький назвал Шаляпина лицом символическим. Символичным был отъезд первого народного артиста 29 июня 1922 года на пароходе, том самом, что через несколько месяцев увезет из России цвет нации. В финале зрителей пригласят на речную прогулку, она начнется от Шереметевского дворца. С Фонтанки кораблики поплывут в Неву. По дороге всем раздали текст “Эй, ухнем”. Песню из репертуара Шаляпина спели хором на причале у Кунсткамеры.

“Создатели спектакля Константин Учитель и Дмитрий Крестьянкин – талантливые люди, совершенно разные. Но эта разница сродни фигуре Шаляпина, в котором сочетались диаметрально противоположные свойства человеческой природы и личности художника”, – уверяет театровед Марина Корнакова. Она, безусловно, права. Неслучайно оба режиссера – педагоги. Они владеют методом погружения (хотя, на мой взгляд, спектакль несколько перегружен фактами). Им удалось уловить суть, то главное, что заставляло современников влюбляться в гениального Артиста. В дни тягостных раздумий обращение в прошлое, диалог с ним важен и спасителен. “Федор Иванович помогает, проверено”, – убежден Константин Учитель.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 15-16 за 2023 год.