На всю оставшуюся жизнь

Фото С.ЛЕВШИНА

Фото С.ЛЕВШИНА

Спектакль “Лето одного года” идет на сцене БДТ имени Г.А.Товстоногова тринадцатый сезон и не нуждается в рекламе. Билеты на него театр продает отдельно от остального репертуара – и все равно сайт неизменно обрушивается в первые же минуты. Социальные сети полны зрительскими отзывами, изумляющими неподдельной нежностью. Все это понятно и легко объяснимо: главные роли в постановке Андрея Прикотенко по пьесе Эрнеста Томпсона “На Золотом озере” играют Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.

Олег Валерьянович Басилашвили служит в Большом драматическом 64 года, Алиса Бруновна Фрейндлих – 40 лет. Они ровесники и возраста своего не скрывают – две восьмерки, 88. В текущем сезоне, по разным причинам, “Лето одного года” – единственный спектакль у каждого.

За двенадцать лет, прошедших с премьеры, многое переменилось – и театр, и мир вокруг. В конкурсе фестиваля “Золотая Маска” в этом году участвует “Серотонин” по роману Мишеля Уэльбека режиссера Андрея Прикотенко, – страшный фарс о смертельном одиночестве. Еще и поэтому пересмотреть его раннюю работу любопытно очень. При всем несходстве материала в главной теме, в главной мысли находится общее – бессмысленно все без любви. На сцене БДТ любовь побеждает, на сцене театра “Приют комедианта”, где идет “Серотонин”, – уже нет.

“Лето одного года” сегодня – это, наверное, последний спектакль, в котором два артиста такого мастерства играют вместе. “Немного нежности” с Ольгой Яковлевой и Станиславом Любшиным в Художественном театре с репертуара снят, вахтанговская “Пристань” ушла в историю. Последняя, впрочем, была скорее “парадом планет”, общим бенефисом, а “Лето одного года” с бытовым и даже банальным сюжетом словно и не бенефис вовсе.

Супруги Тэйер приезжают в свой дом на Золотом озере, как делали это каждое лето на протяжении всей жизни. У него застарелый, необъявленный конфликт с единственной дочерью Челси, когда внешне все выглядит нормально, но сказать друг другу кроме “Привет, как дела” – нечего, и кажется, что и незачем, и вот уже восемь лет она не была на Золотом озере. В этом году, однако, у отца юбилей, дочь обещала приехать, и мать делает все возможное, чтобы убедить обоих в необходимости наладить отношения. Появление Челси с женихом Биллом и его сыном от первого брака Билли, последующее нащупывание контакта, перерастающего в дружбу, с подростком – внезапно дарят Норману и Этель Тэйер второе дыхание и радость жизни, а также сказывается на потеплении родственных чувств между отцом и дочерью. Казалось бы, вот и все. Ничего особенного.

Но Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили рассказывают эту историю так серьезно, так просто и с такой степенью искренности, что она вдруг оказывается о самом важном. О старости и смерти, о любви и прощении. О том, что никогда не бывает поздно, пока человек жив. Длинные монологи о годах молодости в летних домиках на озере и о детстве дочери приобретают пронзительно исповедальное звучание. Ужас ускользания памяти становится ощутим физически. Они смеются и шутят, празднуют день рождения и собирают землянику, но мысль о том, что это лето, может быть, последнее, не оставляет.

Фото С.ЛЕВШИНА

Фото С.ЛЕВШИНА

Двенадцать лет назад Фрейндлих и Басилашвили играли старость, теперь они играют с ней. “Ты старая, а я древний!” – саркастично сообщает Норман Тэйер своей жене Этель. Зал смеется, а потом плачет. Но чем сложнее физически даются артистам некоторые действия, тем нежнее и трогательнее их отношение друг к другу на сцене. Такого партнерского взаимодействия, такой степени чуткости больше не увидеть нигде. Так просто больше никто не умеет. И дело не в том, что “старая школа” отличается от “новой”. И не в том, что современный театр требует от артиста многообразных проявлений своих синтетических талантов больше, чем искренности и умения разговаривать с партнером. Дело просто в том, что есть незаменимые.

Фоном звучит мотив индейской мелодии с повторяющимися словами “мы скоро отсюда уйдем”, Алиса Фрейндлих берет Олега Басилашвили под руку, они медленно отворачиваются от зрительного зала и медленно идут, опираясь друг на друга, декорации погружаются во тьму, и только два их силуэта – видеопроекция на заднике – уходят все дальше и дальше, становятся все меньше и меньше, исчезают.

Но потом в зале загорается свет, и артисты выходят на поклоны. Они здесь. Это – счастье.

Мария ЧЕРНОВА

«Экран и сцена»
№ 7-8 за 2023 год.