Трагедии здесь не слышно

Фото А.ИВАНИШИНА

Фото А.ИВАНИШИНА

Новый спектакль Театра на Таганке основан на сценарии Эмира Кустурицы к фильму “Черная кошка, белый кот”. Идея пришла в голову худруку Ирине Апексимовой, воплотил ее на сцене главный режиссер театра Юрий Муравицкий.

Адаптировать сценарий легендарного кино к театральной сцене – задача дерзкая и мало кому удающаяся. Хорошо понимая, что переиграть “цыганского Феллини” на его же поле не получится, Муравицкий переносит место действия с Балкан в условный цирк. В программке к спектаклю – режиссерская цитата: “Хорошая клоунада – это когда не только весело, но еще и пронзительно, а может быть даже грустно. И я надеюсь, что мы сможем разглядеть в этом материале что-то новое, что-то, что осталось незамеченным в фильме”.

Увы, убедительным такое объяснение режиссера не выглядит, поскольку фарсовость экзотичной трагикомедии о боснийских цыганах становится в его спектакле главной краской. Пронзительная история о разлученных влюбленных превращается в залихватский карнавал. Цыганская идеология перестает быть привлекательной, а обаятельный китч выглядит просто китчем. Это неизбежное упрощение в пространстве клоунады: условные “бимы” и “бомы” безумствуют вполне убедительно и энергично, но это не читается как анархизм или бегство к свободе. Скорее как несколько навязчивое веселье ради веселья.

Главным и безоговорочным плюсом спектакля является сценография Марии Трегубовой. Выдающаяся ученица Дмитрия Крымова, мастер придумывать и воплощать на сцене миры, она представила на суд ошарашенного зрителя целый космос. Гигантские распускающиеся мягким бархатом маки, ростовые куклы, танцы на ходулях, “перевернутые” квартиры, блестки, бахрома и тысяча и один цирковой прием в придачу. Цирк любой страны мира, включая богатейший Дю Солей, был бы счастлив выкупить эти декорации для своих шоу. Визуальное пиршество, зримая утопия и, конечно, неожиданность каждого следующего аттракциона. Апофеозом в прямом смысле слова блестящих безумств становится финальная свадьба и надпись “счастливый конец”, появляющаяся в руках у главных героев истории.

Помимо не поддающейся подсчету яркой массовки Юрий Муравицкий выводит на сцену живой оркестр, исполняющий хиты фильма Кустурицы – цыганской залихватской музыки здесь много, и она, безусловно, “оберегает” красочное и хаотичное действе от пробуксовки темпоритма.

И все же, несмотря на всю изобретательность авторов, этот спектакль не несет никакой смысловой нагрузки, помимо развлекательной. Трагедии здесь не слышно, цыганского культа свободы не видно. Феноменальная красота “картинки” побеждает всё и всех, не спасает и подвиг актерского состава, существующего в непривычных для себя цирковых условиях игры. Впрочем, так ли это важно, если публика с интересом следит за добрыми бандитами с красными носами и разыгрывающимися между ними фатальными страстями, смеется запинающимся старушкам, аплодирует гэгам и по-детски радуется. И ее, по всей видимости, этот водоворот криминально-абсурдных событий вкупе с агрессивной клоунадой и непременным хэппи-эндом – полностью устраивает.

Наталья ВИТВИЦКАЯ

«Экран и сцена»
№ 3-4 за 2023 год.