«Треугольник печали» в стране льдов

Кадр из фильма “Треугольник печали”

Кадр из фильма “Треугольник печали”

В Исландии, самой малонаселенной стране Европы, проживает немногим больше трехсот с половиной тысяч человек. Из них более 65 процентов – в столице, Рейкьявике. В количестве жителей “страны льдов”, которое сравнимо, скажем, с населением московского района Марьино, мне самой пришлось убедиться, совершив круг на машине по периметру острова.

Путешествие – с дочерью и внучкой, которая мечтала побывать в Исландии, было просто фантастическим. На севере острова мы словно оказались на другой планете. Пейзаж, открывшийся из окон машины, менялся каждые пять минут: бескрайние ледники, лагуны, гейзеры, водопады, побережье из черного песка вулканического происхождения…

Горы, увенчанные льдом и снегами, внезапно сменяли зелено-бурые возвышенности, покрытые уникальным исландским мхом. Гейзеры исторгали из чрева земли фонтаны горячей воды и пара. Шум от Деттифосса – самого мощного водопада Европы, по силе и красоте не уступающего знаменитому Ниагарскому, – был чуть ли не единственным звуком, который нарушал тишину и безмолвие. Стадо диких северных оленей, бегущих по краю ледяной горы, и внезапно возникшие словно из сказки белые лебеди, плещущиеся в теплом источнике, были редкими живыми существами, которые попадались по пустынной дороге. Наша машина, часами в полном одиночестве, пробиралась по девственному бескрайнему ледовому полю, покрытому снегом…

Очередная церемония вручения призов Европейской киноакадемии в Рейкьявике, в регионе Хёвюдборгарсвайдид, состоялась 10 декабря. Проводить ее намечалось еще в 2020 году (награды вручаются по нечетным годам в Берлине, где базируется Европейская киноакадемия, а по четным – в других странах Европы). Рейкьявик готовился к ней очень тщательно, но ему помешала пандемия, так что 33-ю церемонию провели онлайн. И все же Рейкьявик дождался этой чести.

Харпа (“арфа”), огромный концертный зал, покрытый снаружи стеклянными панелями в виде сотовых ячеек разных цветов со светодиодами, отражающими и преломляющими внешний свет, впечатляла игрой красок. И хоть никакие игры человеческого разума и рук не могли сравниться с буйством природы “страны льдов”, хоть сама церемония проходила в Харпе достаточно скромно, оказаться на ней, пробираясь сутками и кругами через всю Европу, вновь окунуться в атмосферу большого кино было почти невероятным.

Чествование Маргарете фон Тротта, получившей почетный приз за вклад в кинематограф – в свои восемьдесят она по-прежнему прекрасна и удивительна, – было данью не только “новому” (теперь уже старому) немецкому кино, славной представительницей которого она является (“Свинцовые времена”, “Розенштрассе”), но и всему авторскому европейскому кинематографу.

Так же, как и подобные награды классику итальянского кино Марко Беллоккьо и палестинцу Элиа Сулейману, за его “божественное вмешательство” в современный мир абсурда, которому он не перестает удивляться.

Кадр из фильма “Тихоня”

Кадр из фильма “Тихоня”

Что касается основных призов Европейской киноакадемии, то лучшим европейским фильмом 2022 года был назван “Треугольник печали” шведского режиссера Рубена Эстлунда. Каннский лауреат минувшего года стал абсолютным и вполне предсказуемым лидером европейского “Оскара” (как до сих пор иногда называют эту премию), кроме главной награды получившим призы за лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучшего актера.

Повторилась ситуация 2017 года, когда стильный и оригинальный фильм Эстлунда “Квадрат” завоевал каннскую “Золотую пальмовую ветвь”, произведя сильное впечатление на фестивальную публику, находящуюся в поисках новых кумиров. Вслед за Канном тогда он был назван европейскими академиками лучшим фильмом года.

Ничего особенно яркого и оригинального в “Треугольнике печали”, этой современной робинзонаде, сатире на общество богатых и бедных, на фоне эффектных рвотных масс, как-то не увиделось. Разве что в том, что спасшихся после крушения роскошной яхты миллиардеров, которые оказываются на необитаемом острове, строит бедная уборщица-азиатка. И в том, что капитан судна в исполнении Вуди Харрельсона не только любит выпить, но и интересуется марксизмом и предпочитает поболтать о Ленине.

69-летнему Златко Буричу, датскому актеру хорватского происхождения, сыгравшему в “Треугольнике печали” русского олигарха, который разбогател на удобрениях, читай, навозе, не впервые появляться в ролях русских. Примерно в том же амплуа, в 2009 году он снялся в фантастическом фильме “2012” Роланда Эммериха в роли русского миллиардера, а в 2018 году у Томаса Винтерберга в фильме “Курск” о катастрофе российской подводной лодки сыграл ветерана-подводника. Кроме того – в “Дне Святого Георгия” Фрэнка Харпера. Снимался Бурич и у Стивена Фрирза в “Грязных прелестях”, и у модного Николаса Виндинг Рефна. Но столь высокой награды ему до сих пор не доставалось, поэтому радости седовласого актера не было предела.

Лучшей европейской актрисой была вполне справедливо названа Вики Крипс из Люксембурга за эффектное исполнение роли непокорной императрицы Елизаветы Баварской, женщины с сильным и независимым характером в картине “Корсаж” австрийки Мари Кройцер. Она обошла сильных конкуренток – Леа Сейду (“Одним прекрасным утром”) и Пенелопу Крус (“Параллельные матери”).

Лучшим оператором была признана ирландка Кейт МакКалло (“Тихоня”).

Лучшим документальным фильмом академики назвали “Мариуполис 2” литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса, погибшего в апреле 2022 года в Мариуполе во время съемок. Картину монтировали его коллеги.

Евгения ТИРДАТОВА

«Экран и сцена»
№ 1-2 за 2023 год.