Энергия поисков и заблуждений

• Сцена из спектакля “Наш класс”. Фото предоставлено Театром Наций

Сцена из спектакля “Наш класс”. Фото предоставлено Театром Наций

Афишу XVII Фестиваля театров малых городов России, прошедшего в этом году в Камышине Волгоградской области (организатор – Театр Наций под руководством Евгения Миронова), отличала редкая энергетическая заряженность. В ней не было ничего впроброс: каждая работа – высказывание, даже в том случае, когда создателей вела энергия заблуждения. Постановщик “Калигулы” в Серовском театре драмы имени А.П.Чехова Владимир Золотарь перенес действие пьесы Альбера Камю в пространство супермаркета “Империал”, сделав патрициев менеджерами, а заглавного героя – хозяином торговой сети. Набрав очки по линии актуальности, спектакль потерял нечто важное в смысловом отношении. Текст Камю вступил в противоречие с замыслом режиссера, что, впрочем, не лишило постановку актерских удач. Одна из них – Цезония в исполнении Ольги Кирилочкиной.

Любимый российским театром “Трамвай “Желание”” переосмыслил режиссер и актер, руководитель московского театра “Человек” Владимир Скворцов. В его постановке в Нижнетагильском драмтеатре имени Д.Мамина-Сибиряка крепко пьющая и вульгарная Бланш Дюбуа мало чем отличается от окружения Ковальских (здесь владельцев бара) – Стеллы и Стэнли, с последним у приезжей гостьи, похоже, были в прошлом отношения. Как и в случае с “Калигулой” Камю, Теннеси Уильямс сопротивляется насилию. Правда, к финалу Бланш, отбросившая повадки алкоголички, предстает ранимой, почти утонченной женщиной и удаляется в неведомое с буддистским монахом.

Известные и опытные режиссеры, ставящие не просто в провинции, а в малых городах – сегодня почти что тренд. Так, в программе фестиваля был этно-мистический спектакль Ачинского драматического театра “Шайтан-озеро” Рината Ташимова в постановке живущего в США Юрия Урнова. Гран-при в “малой форме” получил Няганьский ТЮЗ со спектаклем “Наш класс” в постановке петербуржца Александра Баргмана. Пьеса польского драматурга Тадеуша Слободзянека об одноклассниках, которых война расколола на два лагеря – палачей и жертв, решена в аскетично-деликатной манере. Актерский состав, где каждая роль – удача, покоряет слаженностью. Вглядываясь в судьбы героев, спектакль не выносит приговоров, никого не возводит на пьедестал, и от этого внешне обыденного, лишенного экзальтации рассказа, напоминающего исповедь поколения, становится еще страшнее.

В “большой форме” Гран-при удостоилось “Собачье сердце” Михаила Булгакова театра “Мастеровые” из Набережных Челнов в постановке молодого петербургского режиссера Семена Серзина. Профессора Преображенского тонко и умно играет Марина Кулясова. Гендерным перевертышем сегодня не удивишь, но тут травестия, судя по всему, спровоцирована отсутствием в труппе подходящего исполнителя-мужчины. Впрочем, в опрокинутом мире, созданном художником Еленой Сорочайкиной, где роскошная люстра и питерские окна располагаются параллельно сцене, потеря пола – не самое страшное смещение. Для равновесия Дарью Петровну играет Евгений Федотов, а Швондер Александры Петровой оказывается бесполым существом, гротескным андрогином. Привычен здесь только Шариков–Алексей Ухов – агрессивный хам, его в запале убивают Зина и Дарья Петровна, а профессора, взявшего вину на себя (все равно ему нет места в вывернутом наизнанку мире), уводят “руки за спину”.

Приз за лучшую женскую роль получила Анастасия Ефремова – роль Гейдрун в спектакле “Камень” Мариуса фон Майенбурга из театра якутского города Мирный. Режиссер Ярослав Рахманин через историю одного немецкого дома и населявших его в разные эпохи людей исследует природу исторической и личной памяти.

Награды за исполнение мужской роли удостоился молодой Даниил Богомолов, сыгравший Сарафанова-отца в “Старшем сыне” Александра Вампилова Новокуйбышевского театра “Грань”. Денис Бокурадзе и его замечательные артисты создали эксцентричный и ностальгически-нежный спектакль в жанре “камерный концерт для нескольких актеров”.

Еще один важный приз – “Надежда” – вручили дебютантке из Лесосибирского театра “Поиск” Александре Божневой за роль в спектакле Радиона Букаева “Просто так”, поднимающем тему немотивированной коллективной агрессии и ненависти.

Приз председателя жюри Евгения Марчелли получила еще одна юная исполнительница – Ксения Палешева, сыгравшая в спектакле “Стояние Зои” Молодежного студии-театра “Доминанта” из города Губаха.

Конкурсная программа выглядела сильной и жанрово разнообразной. Это относится и к элегическим “акварельным” “Оттенкам” Алексея Песегова (Минусинский театр), и к жесткой апокалиптичной “Вассе Железновой” Романа Кагановича (Коми-Пермяцкий национальный театр имени М.Горького), и к сумеречному триллеру “Головлевы. Страшная сказка” Артема Галушина (Канский театр), и к брызжущему молодой энергией “подростковому trouble” “Бог ездит на велосипеде” Дмитрия Акриша (Березниковский театр).

Награда победителям – показ спектаклей на сцене Театра Наций. Так что в новом сезоне москвичам предстоит увидеть “Собачье сердце” и “Наш класс”.

Алла МИХАЛЕВА

«Экран и сцена»
№ 12 за 2019 год.