Престижный международный фестиваль “Радуга” отметил свой двадцатилетний юбилей. Организованный петербургским ТЮЗом имени А.А.Брянцева, он начинался как очередной смотр достижений театров для детей и подростков, но постепенно поменял концепцию, став фестивалем-лабораторией с мастер-классами и лекциями. “Радуга” адресована молодежной аудитории и профессионалам.
Неизменным принципом стал принцип “арифметический”. У радуги – семь цветов. Организаторы удвоили эту цифру. В программу входят семь отечественных постановок и семь – зарубежных. Число спектаклей с годами остается прежним. Завидная последовательность. Как и умение заманить на свой фестиваль спектакли известных режиссеров, таких как Кшиштоф Варликовский и Гжегож Яжина, Римас Туминас и Йонас Вайткус, Оскарас Коршуновас и Эльмо Нюганен. В этом году затактом “Радуги” (за три недели до открытия) был показан “Узник” парижского театра “Буфф дю Нор”, поставленный великим Питером Бруком в соавторстве с Мари-Элен Эстьен. География фестиваля обширна: в афише спектакли из Европы (Великобритания, Франция, Швейцария, Эстония) и Азии (из китайского города Цзинян прибыл “Конфуций” Детского Художественного театра).
Нынешняя зарубежная программа отличалась безусловно интересным ракурсом, идеей показать спектакли российских режиссеров, сделавших свои работы за рубежом. Это и “Нора, или Кукольный дом” Тимофея Кулябина в цюрихском Шаушпильхаус, и “Транзит. Остановите музыку” Дмитрия Егорова в таллинском проектном театре R.A.A.A.M., и “Одна абсолютно счастливая деревня” Анатолия Ледуховского в Русском театре Эстонии. “Герой нашего времени” лондонской Компании HUNCH поставлен Владимиром Щербанем, режиссером белорусского Национального театра имени Янки Купалы, одним из основателей минского “Свободного театра”.
Артмиграция стала темой ХХ “Радуги”. Режиссеры отечественного театра и театров бывших республик Союза осваивают зарубежные сцены, а их коллеги из Европы ставят спектакли в России. Молодой литовский режиссер Тадас Монтримас показал на фестивале “Несколько разговоров о…” по пьесе Текле Кавтарадзе – копродукцию Независимой театральной компании “Июльансамбль” и театра “Практика”.
Российская афиша включала четыре спектакля из конкурсной программы “Золотой Маски”. Три интерпретации классики: “Мертвые души” Олега Липовецкого лесосибирского театра “Поиск”, “Сад” Александра Янушкевича Театра кукол Республики Карелия, “Мой друг Гамлет” Сергея Потапова Саха театра имени П.Ойунского из Якутска и спектакль “И это жизнь” Айдара Заббарова по повести Гаяза Исхаки Татарского театра имени Г.Камала из Казани.
Русская классика доминировала в афише “Радуги”. Озорные, студийные по духу, “Мертвые души”, азартно сыгранные тремя артистами Виктором Чариковым, Максимом Потапченко и Олегом Ермолаевым, соседствовали с радикальными, сочиненными нарочито “непочтительно” по отношению к наследию, работами Потапова и Янушкевича.
Очевидным украшением программы стал спектакль Камы Гинкаса “По дороге в…” московского ТЮЗа. Он продолжает серию работ прославленного режиссера в освоении “Преступления и наказания”. Главный герой спектакля – Свидригайлов в блестящем исполнении Игоря Гордина.
Петербург любит Каму Гинкаса особенной любовью. Возможно, в этом чувстве есть доля невольной вины перед режиссером, изгнанным из Ленинграда. Одним из событий фестиваля стала встреча с Камой Мироновичем в Доме Актера, атмосфера которой была исключительно теплой и нежной.
Почти любой спектакль “Радуги” вызывал споры, но у каждого оказывались свои поклонники.
Особый интерес зрителей оказался прикован к “Норе” Тимофея Кулябина. Подробнее об этой работе – в тексте Марии Хализевой.
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 11 за 2019 год.