Елена ПЛАХОВА

Женское лицо Страны Басков

Кадр из фильма "Воскресенья"

Фестиваль в Сан-Себастьяне – последнее крупное кинособытие года в Европе – произвел необычное и противоречивое впечатление. Ни на одном другом фестивале не было такого пропалестинского настроя – даже по сравнению с Венецией, где страсти кипели вокруг того, каким призом наградить картину «Голос Хинд Раджаб» о погибшей в Газе палестинской девочке. Этот же фильм был показан…

Болезненный компромисс

Джим Джармуш и его актеры на красной дорожке Венецианского фестиваля

История кинофестивалей ведет свой отсчет от Венецианского: он единственный в мире находится в возрастной категории 80+: в этом году киносмотр на Лидо прошел в 82-й раз. И по авторитетности, и по качеству программы Венеция может поспорить и с Каннами, и с кем угодно. Триумфатором 82-го фестиваля и обладателем главного приза «Золотой лев» стал Джим Джармуш…

Сарказм и меланхолия

Фестиваль в Локарно этого года отличался от других сравнительно низким градусом политизированности. Здесь даже не было демонстраций в поддержку Палестины. Правда, в конкурсе участвовал фильм «С Хасаном в Газе» Камала Алджафари, обозначенный в каталоге как палестинский при содействии Германии, Франции и Катара. Но поскольку он состоял из кустарных любительских съемок, некогда выполненных режиссером, который путешествовал по Газе…

Бегство в страну мечты

Даг Йохан Хёугеруд

Берлинский кинофестиваль прошел в 75-й раз: почтенный юбилейный возраст. На нем было продано 336 тысяч билетов, в разных программах фестиваля представлено более 300 фильмов: подавляющее большинство – мировые премьеры. На звездную дорожку вышли Тильда Суинтон (ее наградили почетным Медведем за вклад в мировой кинематограф) и Тимоти Шаламе, Роберт Паттинсон и Ребекка Холл, Бен Уишоу и Марион Котийяр;…

Грани эстетизма

Кадр из фильма «Сиреневый ветер Параджанова»

Роттердамский фестиваль по количеству фильмов может соревноваться с Берлинским и явно превосходит Каннский и Венецианский. Правда, здесь есть не только премьерные секции, показывают также фестивальные хиты сезона, но и мировых премьер хватает. Именно в Роттердаме состоялся первый показ фильма Али Хамраева «Сиреневый ветер Параджанова», посвященный 100-летию со дня рождения знаменитого режиссера. Сам факт этой премьеры…

С близкого расстояния, или Высокохудожественные документы

Кадр из фильма «Поезда»

IDFA – крупнейший в мире фестиваль документального кино. В течение почти двух недель международные гости и амстердамская публика активно смотрят фильмы, изучают новейшие тренды кинодокументалистики. На открытии фестиваля показали экспериментальный фильм «Про героя» режиссера Петра Виневича. Его можно отнести к жанру мокьюментари. Если раньше под этим словом подразумевалась нехитрая мистификация (игровой фильм притворялся документальным), сегодня…

Осеннее настроение. Последние и бывшие

Кадр из фильма Франсуа Озона «Когда приходит осень»

«Когда приходит осень» – так называется новый фильм Франсуа Озона, показанный в конкурсе 72 Сан-Себастьянского международного кинофестиваля. И сам кинофестиваль проходит осенью, хотя в Стране Басков еще длится почти летняя погода. Осенние краски, мотивы и настроения характеризуют как фестиваль в целом, так зачастую и фильмы, выходящие здесь на первый план. Вот «Последняя танцовщица» американки Джии…

Победил высокий артхаус

Джулианна Мур и Тильда Суинтон в фильме «Соседняя комната»

Венецианский фестиваль по общему уровню не был выдающимся, но два или три фильма из его конкурса останутся в истории кинематографа. Это прежде всего «Соседняя комната» Педро Альмодовара и «Апрель» Деи Кулумбегашвили. При всех отличиях их объединяет принадлежность к тому сегменту кинематографа, который можно назвать высоким артхаусом. «Соседняя комната» – первая англоязычная полнометражная картина Альмодовара, ее…

Литовско-грузинский прорыв

Кадр из фильма «Святое электричество»

Фестиваль в Локарно прошел в этом году с новым президентом: им стала Майя Хоффман, известная как коллекционер, меценат и продюсер документальных фильмов. Она заказала фестивальную афишу знаменитой своими гламурными фотопровокациями Энни Лейбовиц: на картинке огромный хвостатый леопард стоит на берегу озера Лаго Маджоре и на фоне окружающих его гор. Так обыграна тема золотых и серебряных…

У фестиваля женское лицо

Деми Мур в фильме “Субстанция”

Начнем со списка победителей конкурса. “Золотая пальмовая ветвь” 77-го Каннского фестиваля присуждена американской картине “Анора” Шона Бейкера. Второй по значению Гран-при – индийскому фильму “Все, что мы представляем как свет” (режиссер Паял Кападиа). Третий по ранжиру Приз жюри – французской “Эмилии Перес” Жака Одиара. Приз за сценарий – американо-французской “Субстанции” Корали Фаржа. Что общее у…