По моему убеждению, Венский Бургтеатр сегодня в Европе – и, вероятно, в мире – один из лучших театров. Над Бургом последние годы веют свежие ветра. Возглавивший венскую сцену в 2019 году Мартин Кушей всего за несколько лет создал не просто впечатляющий репертуар, а выстроенную по классическим образцам архитектуру. В афише Еврипид, Шекспир, Шиллер, Гете, Лессинг,…
Событие
Тихая проповедь о мире и против войны
by Владимир КОЛЯЗИН •
Сейчас, когда трудно думать о чем-то кроме мира, предлагаем еще одно размышление о спектакле «Война и мир» в постановке Римаса Туминаса в Театре имени Евг. Вахтангова. Рецензия была написана в первой половине февраля 2022 года. То, что мы живем в грязные времена, в духовно испорченной и порочной атмосфере опасных предчувствий, самоочевидно. Военную риторику накачивают со…
После премьеры
Где серп, там и молот
by Владимир КОЛЯЗИН •
Как серп и молот, пересеклись в нынешнем памятном феврале знаковые события нашей кипучей, если не кипящей эпохи – «Снежное шоу» Славы Полунина, зовущее «научиться жить радостно и счастливо», и историко-документальная опера «Мемория» Анастасии Патлай по пьесе Наны Гринштейн, призванная научить понимать, выражаясь словами Элиаса Канетти, «мерзость ситуации» исторического фатализма и «сущность ложного видения». Извечный вопрос…
После премьеры
Гофманески Марталера
by Владимир КОЛЯЗИН •
Двадцать три года тому назад Кристоф Марталер по приглашению Франка Касторфа впервые явил Берлину свой ансамбль, свою музыкальную шкатулку. Ныне на самом склоне «эры Касторфа» в берлинском театре Фольксбюне он вывозит ее на сиротеющую сцену снова. Прославленные ансамбли Марталера и Фольксбюне в последний раз сошлись вместе. Касторфу, покидающему в конце сезона пост главы театра, предстоит…
После премьеры
Ничто не может нас образумить
by Владимир КОЛЯЗИН •
На каждом углу в Вене этой весной можно было увидеть плакат к выставке “Вечный император” по случаю 100-летия со дня смерти Франца Иосифа. Вечен ли тот, кого еще при жизни развенчали как зачинщика войны? Скорее, вечна война, шепчем мы, сопоставляя тирании прошлого и настоящего, она и есть наш вечный император. Сатирическую драму Карла Крауса “Последние…
Фестивали
Скачки на живых мертвецах
by Владимир КОЛЯЗИН •
И я, как многие, в том числе представители Авиньонского фестиваля, пригласившие спектакль к участию, – под большим впечатлением от “Мертвых душ” Кирилла Серебренникова, с большим опозданием увиденных в Гоголь-центре. К сожалению, не могу сопоставить с предшественником – рижской постановкой режиссера по тому же произведению. Признаюсь сразу, что не разгадал спектакль до конца и вижу в…
После премьеры
Музей истлевших страстей
by Владимир КОЛЯЗИН •
Взявшись за нелегкую задачу открытия философского театра Хайнера Мюллера для русской публики, режиссер Кирилл Серебренников пошел самым сложным путем: вместо постановки какого-нибудь отдельного крупного произведения сделал самостоятельную композицию (по пьесам “Квартет” и “Гамлет-машина”, а также диалогам и стихотворениям автора) в духе мюллеровской драмы фрагментов, их количеством превзойдя его умеренный “монтаж аттракционов”. Постановщик назвал свой опус…
Система ценностей
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ «НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЫ» Г-НУ РЕМЧУКОВУ
by Владимир КОЛЯЗИН •
Уважаемый Константин Вадимович! Более пятнадцати лет я как театральный критик и эссеист связан профессиональными узами с «Независимой газетой», позиция которой импонировала мне открытостью, свободой суждений и глубоким интересом к искусству. Вы также должны помнить мои публикации, поскольку, помимо редактора, они проходили и через Ваши руки. Моим чичероне по отделу культуры все эти долгие годы был…
Событие
Некабинетный ученый
by Владимир КОЛЯЗИН •
В сентябре Государственный институт искусствознания принимал в своем роскошном особняке долгожданного гостя – выдающегося (скажем это без ложного пиетета) немецкого ученого, теоретика театра и эстетика из Берлина. Профессор Эрика Фишер-Лихте – Почетный доктор Копенгагенского университета, лауреат берлинской Премии выдающемуся ученому и премии-уникума “Фауст”, присуждаемой президентом Федеративной республики. У нас в России ее пока знают…