Свободный человек

Сергей ДРЕЙДЕНСолидный юбилей подкрался незаметно, даже неожиданно. Наверное потому, что к своим 75-ти Сергей Симонович Дрейден так и не приобрел солидности. Секрет в том, что с годами он не изменял себе, не боялся уходить из театра, где ему не нравился климат, уходить в никуда, порой даже расставаясь с профессией. Легкий на ногу, он и сегодня – блуждающая звезда (играет спектакли одновременно в нескольких театрах Питера и Москвы), снимается в кино, озвучивает документальные фильмы. Затасканное слово «звезда» в случае Дрейдена возвращает нас от штампа к первоисточнику («Блуждающие звезды» – роман Шолом-Алейхема об актерах-скитальцах). Одна из лучших его ролей – роль Шмуэля Спрола в «Потерянных в звездах» Ханоха Левина в постановке Григория Дитятковского в театре «На Литейном». И спектакль, и режиссер, и артист получили разом три «Золотые Маски».

«Природу обаяния своего героя артист находит в отталкивании от стереотипа. Эта неканоническая потертая элегантность обретается при независимом образе жизни. Ее исток – легкость и неприкаянность «выпавшего из гнезда»», – писала когда-то в «ЭС» (№ 33, 2000) Александра Тучинская. Именно с Дитятковским связан оглушительный успех Сергея Дрейдена в «Мраморе» Иосифа Бродского (1996) в тандеме с Николаем Лавровым. Спектакль играли в подвале галереи «Борей» (в 2009 артист изумительно исполнит дядю Бродского в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского, где в роли поэта выступит Григорий Дитятковский). Еще одна совместная работа, где Григорий и режиссер, и партнер Сергея, произойдет в спектакле «Мой уникальный путь» по Б.Фрилу в театре «Приют комедианта» (2012).

Путь артиста, действительно, уникален. Для ленинградцев открытие Сергея Дрейдена произошло в Театре Комедии при Вадиме Голикове (хотя молодого актера приметил еще Николай Акимов и поставил с ним «Гусиное перо» С.Лунгина и И.Нусинова, что не помешало Сергею покинуть театр через два года). Он вернулся другим, блистательно сыграв лакея Видоплясова в «Селе Степанчикове» и Бергамена в «Романтиках» Вадима Голикова, где, вместе с другом и многолетним партнером Вячеславом Захаровым они уморительно-смешно «шалили» в ролях стариков-отцов. Создал он и персонажа, названного Пианино, в «Концерте для…» по Михаилу Жванецкому у Михаила Левитина, а также Одиссея в спектакле Петра Фоменко «Троянской войны не будет» Жана Жироду.

По телевидению время от времени показывают фильм Михаила Богина «О любви», где Дрейден удивительно тонко играет своего несчастливого Митю. Из-за эмиграции Виктории Федоровой фильм 1968-го года пролежал на полке больше 20 лет. Жаль, что не показывают фильмов Юрия Мамина «Фонтан» и «Окно в Париж», они нисколько не устарели.

В 2002-м Сергей Дрейден снялся у Александра Сокурова в «Русском ковчеге» в роли маркиза де Кюстина. Наверное, никто другой не смог бы выполнить эту рискованную задачу, потребовавшую неимоверных сил, азарта и отваги. «Это был уникальный проект: в определенный день за полтора часа одним дублем надо было зафиксировать массу событий нашей истории», – вспоминал Дрейден.

Вот тут нужно сказать о главном таланте артиста – таланте импровизации. Он с особой очевидностью проявился в «Немой сцене», где Дрейден сыграл всех персонажей «Ревизора». Идея спектакля принадлежала драматургу Алле Соколовой и режиссеру Варваре Шабалиной (1986). Позже, в 2009-м, был сделан телевизионный вариант, о котором «ЭС» попросила рассказать Сергея Маргулиса – шеф-редактора картины.

«Впервые я увидел «Немую сцену», когда был первокурсником, когда о Дрейдене ничего не знал. Спектакль не мог забыть. Прошли годы, и появилась сумасшедшая идея сделать из «Немой сцены» телефильм, идея, казавшаяся несбыточной. Позвонил я Сергею Симоновичу, ни на что не надеясь, а он ответил: «Конечно. С условием, что режиссером спектакля должен стать Алексей Левинский, с которым мне хорошо». Когда мы приступили к работе, миф о закрытости, келейности артиста, рухнул мгновенно. Дальше была импровизация в чистом виде, ничего заранее не готовилось. Думали, где это снимать. Наш художник нашел площадку, не выходя из здания, где располагался канал «Культура». У нас за стеной когда-то существовал полулегальный ночной клуб, от него остались осколки прошлого: обломки зеркал, позолоченной лепнины. Оператор сказал: снимать здесь можно, но играть точно нельзя. Дрейден приоткрыл дверь, заглянул и сказал: «Потрясающе!» Началась мистика. Он обживал эту свалку, как родную квартиру. Без подготовки, без репетиций. В финале нашел какую-то ржавую фуру, завалил мешками с цементом. Дрейден впрягся в эту фуру и потащил за собой. Двадцать человек съемочной группы в течение четырех суток находились в состоянии счастья от игры нереально талантливого актера, делающего все, что он хочет. Он был свободен. И все импровизировали.

Это не был моноспектакль. Абсолютно освоив парные сцены в одиночку, он вдруг играл эпизод в трактире, и ты видел, что персонажей трое. Здесь оказались ненужными электронные фокусы. Только в самом финале сделано так, что артист «размножается» и возникает массовая сцена. Любая интонация Дрейдена, какая угодно, противоречит прямолинейной реальности. Человек, заявляющий о своем праве на свободу, соединяет это свое право с вечной виноватостью перед всеми. Отсюда это ощущение особой беззащитной свободы Сергея Дрейдена».

Алексей Левинский – фанат и апологет комедии дель арте нашел в Дрейдене идеального единомышленника. Как был хорош Сергей в роли Аргана в «Мнимом больном» Левинского в Театре имени М.Н.Ермоловой!

Сейчас артист играет в Москве в двух спектаклях Адольфа Шапиро – Гаева в «Вишневом саде» в МХТ имени А.П.Чехова и Фабера в «451 градус по Фаренгейту» в «Et Cetera».

6 сентября в Петербурге в галерее «Борей» открылась выставка графики Сергея Дрейдена, приуроченная к юбилею.

27 сентября в Театральном центре «На Страстном» поклонники артиста увидят премьеру документального фильма Владимира Непевного «Дрейден-сюита». Деньги на фильм собирали всем миром на Planeta.ru.

Мы сердечно поздравляем Сергея Симоновича с юбилеем.

 

Редакция «ЭС»
«Экран и сцена»
Сентябрь  2016 г.
Print Friendly, PDF & Email