Перед началом нового сезона мы, как всегда, просим критиков ответить на нашу анкету:
- Как вам видится прошлый сезон в целом?
- Какие фестивали, спектакли, выставки, актерские и режиссерские работы вы считаете удачами сезона?
- Какие книги и статьи о театре, изданные в последнее время, кажутся вам событийными?
Дина ГОДЕР
- Мне сезон показался интересным, было много спектаклей и событий, о которых хотелось думать, даже если они не понравились.
- Долго перечислять. Сильным впечатлением для меня стали “Три сестры” Тимофея Кулябина, увиденные в Екатеринбурге на фестивале “Реальный театр” в начале сезона. Спектакль без слов, но полный чувств и с отличными актерами. Кстати, в конце сезона я его пересмотрела на фестивале в Вене и не разочаровалась.
В Москве главным моим впечатлением оказался спектакль Хайнера Гёббельса в Электротеатре – “Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой”, постановка такого качества – интеллектуального, музыкального и вообще театрального, – каких на столичной сцене больше нет. Мечтаю пересмотреть.
Очень меня тронул спектакль Дмитрия Крымова – “Русский блюз. Поход за грибами” в Школе Драматического Искусства, а потом и его же прелестный пушкинский “Своими словами. Евгений Онегин”. Вообще, мне кажется, что сейчас у Крымова новый взлет, я была восхищена экзаменом его первого курса, он умудряется заложить в своих студентов невероятную свободу.
Зимой я была на фестивале израильского современного танца “International Exposure 2015”, и он тоже произвел сильное впечатление – не отдельными постановками, а особенным израильским умением “думать телом”. Танец для меня как для критика вещь новая и чрезвычайно интересная.
Из лучших моих воспоминаний сезона – мастер-классы замечательных преподавателей на лаборатории визуального театра, которую я курировала для проекта “Институт театра” “Золотой Маски”. Андрей Могучий, театр “АХЕ”, Дина Хусейн, Александр Шишкин, Петр Айду, Ян Калнберзин, Наталья Пшеничникова и сами талантливые участники лаборатории – это был невероятно полезный и вдохновляющий опыт.
В конце года все главные радости связаны с фестивалями. В Риге увидела “Озеро надежды” Владислава Наставшева – невероятно личный, остроумный и грустный спектакль о русских в Латвии. Часто его вспоминаю. В Вене – поразительный спектакль “Неожиданная встреча”, где Саймон МакБерни буквально погружает огромный зал в транс, вырывает из текущей жизни с помощью бинаурального звука и своего уникального актерского дара. А еще масштабный спектакль-перформанс-тотальная инсталляция “Мы собаки” группы SIGNA, населившей целый венский дом фантастической коммуной, где обычные люди живут вместе с людьми-собаками. Спектакль – своеобразный день открытых дверей коммуны. Зрители могут здесь все исследовать в течение пяти часов, вдоль и поперек, заходя во все квартиры и общаясь с жителями.
На иерусалимском фестивале была показана невероятная “Гора Олимп” Яна Фабра, спектакль, длящийся сутки и дающий такой энергетический заряд, какой вряд ли где еще получишь. Про это событие написано много, так что не буду повторяться. В Израиле, кстати, был еще один спектакль (уже вне фестиваля), который мне показался очень интересным – “Корзина культуры” в театре “Тмуна”, спектакль-диспут: актеры и режиссер вместе со зрителями пытаются разобраться, что для них значат израильская идентичность, национальность, родина, патриотизм и тому подобные, острые и для нас, сюжеты. Ответы тоже получаются весьма острые.
Что касается актеров, то не могу не вспомнить Евгению Симонову в “Русском романе” в постановке Миндаугаса Карбаускиса в Театре имени Маяковского. Она начинает роль почти пародийно, а заканчивает просто отчаянно, что особенно чувствуется на фоне общего абсурда. И еще вспоминаю спектакль Михаила Угарова “Молодой и рассерженный” в Театре.doc – переписанная Любой Мульменко пьеса Джона Осборна “Оглянись во гневе”. Спектакль, в целом яркий и актерски точный, особенно запоминается благодаря сногсшибательному обаянию неизвестного мне раньше актера Кирилла Ы (что бы это ни значило). Вообще, надо сказать, жизнь Театра.doc, который без конца прирастает новыми людьми и интересными проектами, – одно из самых вдохновляющих явлений на нашем театральном поле. Жить доковцам очень туго, но то, как много им удается сделать благодаря человеческой солидарности, внушает нам, занимающимся театром, восхищение, огромную надежду и желание не опускать руки.
Выставок хороших видела немало, а запомнились “200 ударов в минуту” в Музее современного искусства – про феномен пишущих машинок и всю мифологию вокруг них, связанную с самиздатом, цензурой и прочим. Выставка вызвала множество личных воспоминаний, и я за это ей особенно благодарна. Недавно побывала на прекрасной выставке Пикассо в иерусалимском музее, прежде всего, его графики, которую я никогда раньше не видела в таком количестве. Рассматривая раз за разом твердую уверенную линию, которую ведет художник, кажется, одним махом, без отрыва, по-новому представляешь себе этот мощный характер.
- Сейчас могу назвать только одну книгу – моего учителя Инны Натановны Соловьевой “Первая студия. Второй МХАТ: Из практики театральных идей XX века”. Я ее как раз сейчас читаю и должна сказать, что это гораздо больше, чем книга по истории театра, она про то, как люди занимаются театром потому, что хотят сделать жизнь вокруг лучше. И как это всегда трудно.
Дмитрий АБАУЛИН
- В музыкальном театре прошедший сезон не был ни провальным, ни революционным. По-прежнему большинство интересных событий происходят в четырех городах: Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Екатеринбурге. Все большую роль играет “удаленный доступ” в театры. Любители оперы могут едва ли не каждый день смотреть трансляции с фестивалей и из ведущих зарубежных театров на домашних экранах и в кинотеатрах. Эта информационная перенасыщенность начинает играть все большую роль в восприятии “живых” спектаклей.
- Радует, что театры не замыкаются в репертуарных рамках оперного мейнстрима. В Москве в прошедшем сезоне были поставлены “Кроткая” Джона Та- венера (российская премьера), “Доктор Гааз” Алексея Сергунина (мировая премьера), в Нижнем Новгороде – “Казаки” Ширвани Чалаева, в Мариинском театре – тоже “Казаки”, но уже Леонида Клиничева. Сразу два московских театра играют не шедшую у нас много лет “Лисичку-плутовку” Леоша Яначека, Камерный музыкальный театр вернул на сцену “Сервилию” Римского-Корсакова.
- Книга Бориса Покровского “Очевидное и спорное. Проблемы режиссуры в музыкальном театре” была написана почти 30 лет назад, но издана только сейчас. И, быть может, звучит сегодня она актуальнее, чем в момент создания. То, что казалось очевидным, подвергнуто сомнению. Спорное провозглашено непререкаемой истиной. Покровский же предлагает читателям думать самим.
Владимир СПЕШКОВ
- Минувший театральный сезон для меня начался на фестивале “Реальный театр” в Екатеринбурге, где была сыграна премьера жестовых “Трех сестер” Тимофея Кулябина (новосибирский театр “Красный факел”). Этот спектакль без слов, вернувший уставшей чеховской пьесе трагическую глубину и щемящую нежность, пожалуй, так и остался главным впечатлением сезона. Он завершился летом на фестивале “LUDI” в Орле, порадовавшем географией участников (был даже украинский театр) и знакомством с поистине коллекционной труппой главного организатора фестиваля – орловского театра “Свободное пространство”. Театр и его худрук Александр Михайлов сейчас ведут тяжелую – и неравную – борьбу с орловскими властями, решившими “украсить” площадь перед “Свободным пространством” памятником Ивану Грозному. Персонаж не самый симпатичный, к тому же совершенно не вписывающийся в ансамбль площади. Вообще, у российских творцов уходит все больше сил на то, чтобы противостоять идеологическим (и не только) “наездам” светской (тянет написать – советской) и церковной власти, это одна из примет минувшего, да и предыдущего, сезона. К этому даже начинаешь привыкать, как к плохой погоде, а не хотелось бы.
- О порадовавших спектаклях. “Пуськи бятые” на Новой сцене петербургского Александринского театра. Эта постановка молодого режиссера Антона Оконешникова, нашедшего убедительный театральный эквивалент сказочному новоязу Людмилы Петрушевской, на фестивале “Арлекин” получила награду в номинации “Эксперимент” и диплом созданной в этом сезоне Ассоциации театральных критиков России “За творческий поиск на территории тотального театра для детей” (первая награда в истории АТК). “Гамлет” Евгении Беркович в фойе Свердловской академической драмы: яростный и захватывающий спор с взрослым миром и “папиным” театром. “Фантазии Фарятьева” Ксении Кузнецовой в Лысьвенской драме: в старой пьесе Аллы Соколовой режиссер расслышала чеховскую интонацию. В театре-студии “Доминанта” маленького города Губаха увидел постановку худрука этого театра Любови Зайцевой “Без О.” по повести английской писательницы Энн Файн “Мучные младенцы” – редкий спектакль о подростках для подростков.
В театре кукол запомнились “Пиковая дама” Анны Викторовой в петербургском “Кукольном формате”, “Хармс” Руслана Кудашова в Красноярске, “Щелкунчик” Виктора Плотникова в курганском театре “Гулливер”, “Энциклопедия драконов” Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума в московском театре “Тень”.
Актеры – точнее, актрисы: Валерия Жилина в моноспектакле “Были слезы больше глаз” по Марине Цветаевой (Орел, театр “Свободное пространство”, режиссер Александр Михайлов), Анна Нахапетова – Лаура в “Стеклянном зверинце” в постановке Гульнары Головинской (этот спектакль Мичуринской драмы видел на фестивале “Театральный АтомГрад” в Димитровграде), актриса Пермского театра кукол Ася Галимзянова в поставленном ею же моноспектакле “Как ты думаешь, Леонардо?” по “Школе для дураков” Саши Соколова.
Из театров наиболее впечатлили столичный Театр.doc и екатеринбургский Центр современной драматургии, работавшие в минувшем сезоне удивительно много и плодотворно, что называется, вопреки всему.
Негромким, но значительным событием стала весенняя выставка Бахрушинского музея, посвященная режиссеру Науму Орлову и художникам, с которыми он работал, – Татьяна Сельвинская, Валентин Александров, Тимур Дидишвили, Леонид Рошко, Антон и Елена Сластниковы. Она была подготовлена при участии Челябинской академической драмы имени Наума Орлова, Челябинской картинной галереи и вдовы режиссера Розы Захаровны Орловой.
- Думаю, не только я назову именно эту книгу: “Первая студия. Второй МХАТ: Из практики театральных идей XX века” Инны Соловьевой. Михаил Чехов, Станиславский, Сулержицкий, Вахтангов, живые образы людей и спектаклей на фоне бурлящей, трагической и прекрасной эпохи. Яркий портрет не только театра, но времени.