Непровальный сезон

Дина ГОДЕРПеред началом нового сезона мы, как всегда, просим критиков ответить на нашу анкету:

  1. Как вам видится прошлый сезон в целом?
  2. Какие фестивали, спектакли, выставки, актерские и режиссерские работы вы считаете удачами сезона?
  3. Какие книги и статьи о театре, изданные в последнее время, кажутся вам событийными?

Дина ГОДЕР

  1. Мне сезон показался интересным, было много спектаклей и событий, о которых хотелось думать, даже если они не понравились.
  2. Долго перечислять. Сильным впечатлением для меня стали “Три сестры” Тимофея Кулябина, увиденные в Екатеринбурге на фестивале “Реальный театр” в начале сезона. Спектакль без слов, но полный чувств и с отличными актерами. Кстати, в конце сезона я его пересмотрела на фестивале в Вене и не разочаровалась.

В Москве главным моим впечатлением оказался спектакль Хайнера Гёббельса в Электротеатре – “Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой”, постановка такого качества – интеллектуального, музыкального и вообще театрального, – каких на столичной сцене больше нет. Мечтаю пересмотреть.

Очень меня тронул спектакль Дмитрия Крымова – “Русский блюз. Поход за грибами” в Школе Драматического Искусства, а потом и его же прелестный пушкинский “Своими словами. Евгений Онегин”. Вообще, мне кажется, что сейчас у Крымова новый взлет, я была восхищена экзаменом его первого курса, он умудряется заложить в своих студентов невероятную свободу.

Зимой я была на фестивале израильского современного танца “International Exposure 2015”, и он тоже произвел сильное впечатление – не отдельными постановками, а особенным израильским умением “думать телом”. Танец для меня как для критика вещь новая и чрезвычайно интересная.

Из лучших моих воспоминаний сезона – мастер-классы замечательных преподавателей на лаборатории визуального театра, которую я курировала для проекта “Институт театра” “Золотой Маски”. Андрей Могучий, театр “АХЕ”, Дина Хусейн, Александр Шишкин, Петр Айду, Ян Калнберзин, Наталья Пшеничникова и сами талантливые участники лаборатории – это был невероятно полезный и вдохновляющий опыт.

В конце года все главные радости связаны с фестивалями. В Риге увидела “Озеро надежды” Владислава Наставшева – невероятно личный, остроумный и грустный спектакль о русских в Латвии. Часто его вспоминаю. В Вене – поразительный спектакль “Неожиданная встреча”, где Саймон МакБерни буквально погружает огромный зал в транс, вырывает из текущей жизни с помощью бинаурального звука и своего уникального актерского дара. А еще масштабный спектакль-перформанс-тотальная инсталляция “Мы собаки” группы SIGNA, населившей целый венский дом фантастической коммуной, где обычные люди живут вместе с людьми-собаками. Спектакль – своеобразный день открытых дверей коммуны. Зрители могут здесь все исследовать в течение пяти часов, вдоль и поперек, заходя во все квартиры и общаясь с жителями.

На иерусалимском фестивале была показана невероятная “Гора Олимп” Яна Фабра, спектакль, длящийся сутки и дающий такой энергетический заряд, какой вряд ли где еще получишь. Про это событие написано много, так что не буду повторяться. В Израиле, кстати, был еще один спектакль (уже вне фестиваля), который мне показался очень интересным – “Корзина культуры” в театре “Тмуна”, спектакль-диспут: актеры и режиссер вместе со зрителями пытаются разобраться, что для них значат израильская идентичность, национальность, родина, патриотизм и тому подобные, острые и для нас, сюжеты. Ответы тоже получаются весьма острые.

Что касается актеров, то не могу не вспомнить Евгению Симонову в “Русском романе” в постановке Миндаугаса Карбаускиса в Театре имени Маяковского. Она начинает роль почти пародийно, а заканчивает просто отчаянно, что особенно чувствуется на фоне общего абсурда. И еще вспоминаю спектакль Михаила Угарова “Молодой и рассерженный” в Театре.doc – переписанная Любой Мульменко пьеса Джона Осборна “Оглянись во гневе”. Спектакль, в целом яркий и актерски точный, особенно запоминается благодаря сногсшибательному обаянию неизвестного мне раньше актера Кирилла Ы (что бы это ни значило). Вообще, надо сказать, жизнь Театра.doc, который без конца прирастает новыми людьми и интересными проектами, – одно из самых вдохновляющих явлений на нашем театральном поле. Жить доковцам очень туго, но то, как много им удается сделать благодаря человеческой солидарности, внушает нам, занимающимся театром, восхищение, огромную надежду и желание не опускать руки.

Выставок хороших видела немало, а запомнились “200 ударов в минуту” в Музее современного искусства – про феномен пишущих машинок и всю мифологию вокруг них, связанную с самиздатом, цензурой и прочим. Выставка вызвала множество личных воспоминаний, и я за это ей особенно благодарна. Недавно побывала на прекрасной выставке Пикассо в иерусалимском музее, прежде всего, его графики, которую я никогда раньше не видела в таком количестве. Рассматривая раз за разом твердую уверенную линию, которую ведет художник, кажется, одним махом, без отрыва, по-новому представляешь себе этот мощный характер.

  1. Сейчас могу назвать только одну книгу – моего учителя Инны Натановны Соловьевой “Первая студия. Второй МХАТ: Из практики театральных идей XX века”. Я ее как раз сейчас читаю и должна сказать, что это гораздо больше, чем книга по истории театра, она про то, как люди занимаются театром потому, что хотят сделать жизнь вокруг лучше. И как это всегда трудно.

 

Дмитрий АБАУЛИНДмитрий АБАУЛИН

  1. В музыкальном театре прошедший сезон не был ни провальным, ни революционным. По-прежнему большинство интересных событий происходят в четырех городах: Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Екатеринбурге. Все большую роль играет “удаленный доступ” в театры. Любители оперы могут едва ли не каждый день смотреть трансляции с фестивалей и из ведущих зарубежных театров на домашних экранах и в кинотеатрах. Эта информационная перенасыщенность начинает играть все большую роль в восприятии “живых” спектаклей.
  2. Радует, что театры не замыкаются в репертуарных рамках оперного мейнстрима. В Москве в прошедшем сезоне были поставлены “Кроткая” Джона Та- венера (российская премьера), “Доктор Гааз” Алексея Сергунина (мировая премьера), в Нижнем Новгороде – “Казаки” Ширвани Чалаева, в Мариинском театре – тоже “Казаки”, но уже Леонида Клиничева. Сразу два московских театра играют не шедшую у нас много лет “Лисичку-плутовку” Леоша Яначека, Камерный музыкальный театр вернул на сцену “Сервилию” Римского-Корсакова.
  3. Книга Бориса Покровского “Очевидное и спорное. Проблемы режиссуры в музыкальном театре” была написана почти 30 лет назад, но издана только сейчас. И, быть может, звучит сегодня она актуальнее, чем в момент создания. То, что казалось очевидным, подвергнуто сомнению. Спорное провозглашено непререкаемой истиной. Покровский же предлагает читателям думать самим.

 

Владимир СПЕШКОВВладимир СПЕШКОВ

  1. Минувший театральный сезон для меня начался на фестивале “Реальный театр” в Екатеринбурге, где была сыграна премьера жестовых “Трех сестер” Тимофея Кулябина (новосибирский театр “Красный факел”). Этот спектакль без слов, вернувший уставшей чеховской пьесе трагическую глубину и щемящую нежность, пожалуй, так и остался главным впечатлением сезона. Он завершился летом на фестивале “LUDI” в Орле, порадовавшем географией участников (был даже украинский театр) и знакомством с поистине коллекционной труппой главного организатора фестиваля – орловского театра “Свободное пространство”. Театр и его худрук Александр Михайлов сейчас ведут тяжелую – и неравную – борьбу с орловскими властями, решившими “украсить” площадь перед “Свободным пространством” памятником Ивану Грозному. Персонаж не самый симпатичный, к тому же совершенно не вписывающийся в ансамбль площади. Вообще, у российских творцов уходит все больше сил на то, чтобы противостоять идеологическим (и не только) “наездам” светской (тянет написать – советской) и церковной власти, это одна из примет минувшего, да и предыдущего, сезона. К этому даже начинаешь привыкать, как к плохой погоде, а не хотелось бы.
  2. О порадовавших спектаклях. “Пуськи бятые” на Новой сцене петербургского Александринского театра. Эта постановка молодого режиссера Антона Оконешникова, нашедшего убедительный театральный эквивалент сказочному новоязу Людмилы Петрушевской, на фестивале “Арлекин” получила награду в номинации “Эксперимент” и диплом созданной в этом сезоне Ассоциации театральных критиков России “За творческий поиск на территории тотального театра для детей” (первая награда в истории АТК). “Гамлет” Евгении Беркович в фойе Свердловской академической драмы: яростный и захватывающий спор с взрослым миром и “папиным” театром. “Фантазии Фарятьева” Ксении Кузнецовой в Лысьвенской драме: в старой пьесе Аллы Соколовой режиссер расслышала чеховскую интонацию. В театре-студии “Доминанта” маленького города Губаха увидел постановку худрука этого театра Любови Зайцевой “Без О.” по повести английской писательницы Энн Файн “Мучные младенцы” – редкий спектакль о подростках для подростков.

В театре кукол запомнились “Пиковая дама” Анны Викторовой в петербургском “Кукольном формате”, “Хармс” Руслана Кудашова в Красноярске, “Щелкунчик” Виктора Плотникова в курганском театре “Гулливер”, “Энциклопедия драконов” Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума в московском театре “Тень”.

Актеры – точнее, актрисы: Валерия Жилина в моноспектакле “Были слезы больше глаз” по Марине Цветаевой (Орел, театр “Свободное пространство”, режиссер Александр Михайлов), Анна Нахапетова – Лаура в “Стеклянном зверинце” в постановке Гульнары Головинской (этот спектакль Мичуринской драмы видел на фестивале “Театральный АтомГрад” в Димитровграде), актриса Пермского театра кукол Ася Галимзянова в поставленном ею же моноспектакле “Как ты думаешь, Леонардо?” по “Школе для дураков” Саши Соколова.

Из театров наиболее впечатлили столичный Театр.doc и екатеринбургский Центр современной драматургии, работавшие в минувшем сезоне удивительно много и плодотворно, что называется, вопреки всему.

Негромким, но значительным событием стала весенняя выставка Бахрушинского музея, посвященная режиссеру Науму Орлову и художникам, с которыми он работал, – Татьяна Сельвинская, Валентин Александров, Тимур Дидишвили, Леонид Рошко, Антон и Елена Сластниковы. Она была подготовлена при участии Челябинской академической драмы имени Наума Орлова, Челябинской картинной галереи и вдовы режиссера Розы Захаровны Орловой.

  1. Думаю, не только я назову именно эту книгу: “Первая студия. Второй МХАТ: Из практики театральных идей XX века” Инны Соловьевой. Михаил Чехов, Станиславский, Сулержицкий, Вахтангов, живые образы людей и спектаклей на фоне бурлящей, трагической и прекрасной эпохи. Яркий портрет не только театра, но времени.
«Экран и сцена»
№ 16 за 2016 год.