Глазами Коли

Сцена из спектакля “Колино сочинение”. Фото П.ЧИ“Арлекин” – авторитетная Российская Национальная театральная премия, посвященная театральному искусству для детей. Год за годом детский музыкальный театр “Зазеркалье” в Санкт-Петербурге собирает команду театральных экспертов, чтобы для начала отобрать лучшее на фестиваль, а потом и оценить по гамбургскому счету детские спектакли, появившиеся за минувший сезон.

В конце апреля “Арлекин” подвел итоги в тринадцатый раз. Все самые весомые призы – за лучший спектакль, работу режиссера, женскую роль, костюмы, свет – получил мюзикл Марии Романовой “Странствия Нильса” в Театре имени Ленсовета, поставленный на музыку Максима Леонидова и Александра Шаврина. Он же и стал лауреатом премии “Арлекин” 2016 года. Главные роли в музыкальной сказке о взрослении исполнили те же молодые артисты, что запомнились в прошлом сезоне нетривиальной работой в “Кабаре Брехт” Юрия Бутусова: Сергей Волков (Нильс), Антонина Сонина (Акка с Кебнекайзе – лучшая женская роль), София Никифорова (Лис Смирре), Лидия Шевченко (Дунфин Пушинка) и другие.

Фаворит конкурса пока не добирался из Петербурга до столицы, а вот всех остальных лауреатов московская публика могла видеть в программе национальной театральной премии “Золотая Маска”. Право называться лучшим ансамблем признали за исполнителями Детей воздуха в спектакле “Русалочка” Романа Феодори: Мариной Егошиной, Алексеем Журавлевым, Еленой Стражниковой; у того же спектак-ля приз за лучшую работу хореографа – Татьяна Баганова. “Русалочка” из Екатеринбурга и “Алиsа” из Красноярска разделили призы за работу художника – Даниил Ахмедов, и композитора – Евгения Терехина. Небольшое разнообразие в список лауреатов внесли номинации за лучшее музыкальное оформление и работу дирижера. В первой отметили “Волшебника страны Оз” из “Небольшого драматического театра” Санкт-Петербурга, во второй – Дамира Максутова за спектакль “Путешествие в Страну джамблей” Пермского театра оперы и балета имени П.И.Чайковского.

Специалистам фестиваль интересен не только наградами, но и своим информационным полем, поиском новых форм и смыслов. Например, в этом году на “Арлекине” были представлены результаты режиссерской лаборатории “ШАГ 11+”, посвященной новой немецкоязычной драматургии для подростков. Студенты РГИСИ представили на суд зрителей и экспертов четыре спектакля, каждый из которых, при небольшой доработке, мог бы украсить собой репертуар любого ТЮЗа. Постановок и пьес для данной возрастной категории сейчас в России невероятно мало.

Отдельный интерес гостей фестиваля вызвала презентация бельгийского театра для детей. Ее провела переводчик, театральный критик и постоянный автор “ЭС” Мария Зерчанинова совместно с продюсером театра “Ля Каскет” Яником Будо.

Наконец, ежегодно в специальной программе обсуждается важная для “Арлекина” тема театра равных возможностей. То есть искусства как терапии, помогающей детям-инвалидам не замыкаться в сообществе себе подобных, а остальным – воспитать в себе толерантность к людям с отклонениями от общепринятой нормы.

Вне конкурса фестиваля этого года прошел спектакль “Снежная королева”, созданный в рамках инклюзивного проекта “Ohne Worte” (“Без слов”) из Кельна, Германия. Постановка сделана педагогом Наталией Плехановой совместно с глухонемыми и обычными детьми и работает главным образом с эстетикой жеста. Сказка Андерсена пересказывается как бы в домашнем кукольном представлении: персонажи обозначены лишь кистями рук и различными головными уборами, каждое действующее лицо обладает собственной пластикой. Общение таких вот условных героев озвучивают за сценой говорящие дети. Синхронность речи одних с жестами других, привыкших к тому, чтобы изъясняться на пальцах, – результат долгой и кропотливой работы всей творческой команды.

Несмотря на наличие видеопроекций и весьма сложных декораций, “Снежная королева” все же спектакль любительский, более нужный самим подрастающим артистам, чем зрителям. Крайне редко в жанре социального театра возникает что-то, что безо всякого снисхождения можно отнести к искусству. В этом плане зрителям тринадцатого “Арлекина” повезло: на фестивале состоялась долгожданная премьера спектакля “Колино сочинение” педагога, режиссера-экспериментатора и просто неравнодушного человека Яны Туминой.

Спектакль по талантливым стихам Коли Голышева, мальчика с синдромом Дауна, и по книге его отца, православного художника Николая Голышева, бывшая соратница ахейцев задумала еще четыре года назад. Но краудфандинг на Planeta.ru не дал ожидаемого эффекта, театры и фонды не проявляли инициативы, спонсоры не слетались с распростертыми объятиями… “Это почти мистическая история, откуда пришла помощь – от слабого звена. Мы вообще этого не ожидали”, – рассказывает Яна Тумина. Проект спектакля помог осуществить творческий союз “АПозиция” и лично координатор Наталья Арсенова, которая уже 5 лет работает с детьми из коррекционных школ Санкт-Петербурга. Она предложила режиссеру помочь детям с ДЦП и другими нарушениями создать документальный фильм о Коле Голышеве. На проект были выделены средства, которых хватило и на благотворительную образовательную программу для ребят, и на спектакль. Фильм сняли под руководством документалиста Максима Якубсона, назвали “Солнечные следы” и представили на “Арлекине”. А спектакль “Колино сочинение” в итоге отмечен специальной премией жюри фестиваля – “Событие”. И он действительно, без всяких заискиваний перед темой, стал театральным событием.

Премьеру сыграли в театре “Кукольный формат”, где она будет идти и дальше. Спектакль удивительным образом передает внутренний мир “особенного” ребенка и крепость его семьи, услышавшей пугающий диагноз. А еще с успехом оживляет поэзию, которую театр, часто бывает, опошляет любовью к декламации.

Через творчество шестилетнего мальчика “Колино сочинение” позволяет взглянуть на мир его, не по возрасту мудрыми, глазами. В коротких верлибрах поймана ускользающая красота жизни и правда о человеке. Невообразимая характеристика для детских экзерсисов. Но необязательно знать особенности биографии автора, чтобы оценить его творчество по достоинству. “Идут лучи по небу, / И серебряные облака / Задевают мою душу. / И я рад тому, что существует моя печаль”, – настроения скользят от точки к точке, сменяют друг друга. Как в японских хокку, человеческое тут проявляется в оттенках неба, шуме ветра, мерцании воды. Не зря Колин папа на бестактный вопрос о разрезе глаз его мальчика однажды ответил: “В нас течет кровь Чингисхана”. В мировосприятии его сына действительно много типично восточной созерцательности, внимания к мелочам и обостренной чувствительности.

Восточную тему поддерживает образ отца – его роль исполняет бурятский актер Александр Балсанов. Отец, с которым у реального Коли явно глубокая духовная связь, в спектакле обретает черты шамана, проводника в мир духов. Мистическую атмосферу представления актер поддерживает игрой на варгане и традиционным горловым пением. Его животное, аватар – белый олень, который Ангелом-хранителем тихо следует за поэтом, охраняет его от тьмы.

В определенный момент в стихах маленького Коли обнаруживается образ Прекрасной дамы – девочки Вари из детского сада. Мальчик впервые пишет о своей любви лаконично и образно: “Красное солнце блестит над рекой. / Там рябинушка стоит, и лес густой стоит. / И девочка Варя стоит…” Он мечтает, что однажды, претерпев страдания и встретившись с Богом, попросит у него девочку Варю. Что они с Варей улетят на далекую планету пить арбузный сок и заедать пирожками. Но никакой девочки Вари, как выясняют родители, в реальности не существует.

Поэзии вторит художественный строй спектакля. Например, сюжеты для видеопроекций художники нашли в рисунках ребенка. В них повторяющийся мотив спирали, улитки, обретает смысл цикличности времени. Удивительные сферы кружат в темноте обособленными планетами, уникальными и одинокими, как в конечном итоге и все мы. Удивительным образом “Колино сочинение” ближе к финалу поднимается от узкой темы к самым широким обобщениям. Как говорит Любовь Аркус, автор легендарного фильма “Антон тут рядом” и основательница петербургского фонда помощи аутистам, “Каждый из нас в чем-то ограничен, иногда трагически. Каждый из нас в чем-то переизбыточен. Надо делиться и взаимодействовать”.

Спектакль фрагментарен по своей структуре: новость о синдроме, преодоление врачебных стереотипов, сценки из детства и только потом – стихи, результат исключительно счастливой атмосферы в семье. Мизансцены отрывочны, как драматургия. В низенькой нише ноги отца смущенно мнутся на свидании перед стройными ногами мамы – Анны Сомкиной. Из-за ширмы появляется рука-младенец: два пальца – некрепкие ножки – делают свои первые шаги. Дробность восприятия, свойственная болезни, становится одним из основных выразительных средств спектакля.

А в центре всей этой истории совершенно уникальная тростевая кукла. Белый мягкий мальчик с инопланетным разрезом глаз. Солнечная кукла, которая умеет улыбаться.

Александра СОЛДАТОВА
Сцена из спектакля “Колино сочинение”. Фото П.ЧИ
«Экран и сцена»
№ 10 за 2016 год.