Пучина страстей человеческих

Сцена из спектакля "Santander. Две новеллы". Фото Екатерины Цветковой

МХТ имени А.П.Чехова – единственный театр в России, который в рамках лабораторных показов предлагает европейским режиссерам ставить в Москве спектакли по пьесам своих стран с участием московских актеров. Эскизы спектаклей испанских режиссеров «Темный камень» и «Кликни здесь» были представлены в апреле 2015 года в рамках лаборатории «Испанский театр. Впервые на русском». На создание эскиза дается всего лишь 2 недели, после чего проходят показы на зрителя. Чуть позднее два отдельных эскиза соединились в спектакль «Santander. Две новеллы» под режиссерским руководством Михаила Рахлина. Этот спектакль стал одним из трех премьерных, которыми 2 сентября МХТ открыл 118-й сезон.

«Темный камень» – пьеса современного драматурга Альберто Конэхеро, а также название одного из утерянных произведений Фредерико Гарсия Лорки. Сюжет пьесы описывает малоизвестный факт биографии Лорки – его любовную связь с молодым человеком по имени Рафаэль. События разворачиваются во время гражданской войны – войны абстрактной, которая, вполне могла бы случиться в любое время. Главных героев здесь двое: Рафаэль (Алексей Варущенко), попавший в плен, и совсем юный надзиратель Себастьян (Георгий Ковалев). Надзиратель поначалу замыкается в себе и уходит от любого общения, будто зашоренный милитаристской пропагандой, но вскоре его броня треснет, и он откроется простому человеческому разговору. Пленник – бесстрашный и сильный, а Себастьян чувствует сердцем неправоту тех, кому он волей сложившихся обстоятельств должен подчиняться, он беспокоен, мечется от осознания ужаса. В беспокойстве – его слабость. О событиях последних дней жизни Рафаэля мы можем лишь догадываться, никакие факты истории не сохранились; драматург признается, что его пьеса – лишь попытка вообразить, как эта любовная связь могла бы выглядеть в реальности.

Для Альберто Конэхеро это, в первую очередь, история человеческих отношений:

«…Первое, что меня в этом спектакле более всего интересует, – это сама встреча, то, как и почему она происходит. А происходит она потому, что в определенный момент двое людей, наконец, начинают друг на друга смотреть. <…> Так вот, если кричать «я хочу это – я хочу то» и не пытаться услышать ближнего – ничего путного в итоге не получится. Нужно остановиться и взглянуть на того, кто рядом».

На сцене – только белые стены, две двери и четыре низких белых куба на переднем плане. Новая сцена МХТ имени Чехова, как известно, совсем маленькая, и пластиковые кубы поставлены едва ли не впритык к первому ряду зрительских стульев. Все вертикальные поверхности время от времени превращаются в экраны: в отличие от минимализма апрельских эскизов, в новом спектакле уже более тщательно продуманы мизансцены, костюмы и визуальный ряд. Ранее диалоги звучали практически в полной тишине, а теперь слышится музыка, которая, правда, часто слишком весела для происходящей трагедии и значительно снижает накал страстей на сцене. Лица актеров выбелены, они похожи на ожившие маски. Действие развивается неспешно, но когда разгорится диалог – закипят чувства героев, откроется истина. В финале, перед смертью, Рафаэль рассказывает надзирателю о романе с молодым человеком по имени Фредерико и умоляет дать обещание найти и сохранить рукопись пьесы под названием «Темный камень», которая и повествует о его любви. На фоне белой стены за спиной узника яркими огнями взрываются салюты, и эта любовь делает Рафаэля неуязвимым, всемогущим: на страницах пьесы он и его история любви останутся жить вечно.

Каждая пьеса длится приблизительно 50 минут, «Кликни здесь» следует за «Темным камнем» без антракта и лишних отступлений. Разделяет их лишь недолгая видеопроекция – морские волны, заснятые как бы издалека и сверху, глубокая, темная, бушующая, вечная вода, которая поглотит все человеческие страсти и волнения, всю печаль, весь страх, вспышки счастья и маленькие радости. Если действие первой новеллы разворачивается на исходе далекой гражданской войны в Испании, то герои новеллы Хосе Падилья «Кликни здесь» – наши современники.

В основе сюжета избиение молодого человека на улице, которое любопытный прохожий снимает на телефон, а после выкладывает видео в интернет. Случайный прохожий Диего (Антон Риваль) – борец за истину, которую, как выясняется, он выдумал себе сам, истина его мнимая и не имеет с реальностью ничего общего. Видео набирает обороты бешеной популярности, а пользователи сети распознают лицо девушки, которая наносит упавшему молодому человеку самые безжалостные удары. Не зная нюансов этой истории, общественность обвиняет девушку в жестокости, разглядев одну лишь «верхушку айсберга». «Лайк. Репост. Избранное», – как завороженные повторяют и повторяют со сцены герои, не выпуская из рук смартфоны и ноутбуки. Незнакомые люди считают себя вправе разделять участников истории на «виновных» и «невиновных», не зная сути, не допуская мысли о возможности сокрытой от людских глаз истории этих двоих. От каждого из нас очень многое зависит в современном мире, где слово приобретает еще больший вес, чем когда-либо до этого. В этом мире личное неожиданно становится публичным, а словом можно уничтожить и возвысить.

Несмотря на пропасть, которая разделяет события двух представленных пьес, обе истории связаны темой грубого вмешательства в жизнь и преступного равнодушия, и размышлением о тонкой грани между ними. Спектакль получился лаконичным, захватывающим и будто бы сжатым во времени.

Камилла КОНВЭЙ
«Экран и сцена»
№ 18 за 2015 год.
Print Friendly, PDF & Email