Человек поистине весенний

У Ольги Леонидовны Глазуновой, заведующей Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ – юбилей. Слово «кабинет» в данном случае синоним подразделения, но каждый, кто хоть раз переступал порог комнаты на втором этаже особняка на Страстном бульваре, попадал под обаяние уютного пространства, открытого дома. Его хозяйка славится своей душевной отзывчивостью, всегда поддержит интересную, творческую идею, сумеет разобраться в сложном, кажущемся неразрешимым конфликте, даст дельный совет.

В этой комнате живут куклы разных мастей – подарки художников из ближних и дальних городов и весей. Среди них – ангел, чудом сохранившийся в пожаре Дома актера на улице Горького. Атмосферу того, незабываемого ВТО Ольга Леонидовна хранит в своем кабинете. Хотя она некабинетный человек и отнюдь не всегда ее можно застать на Страстном, с рюкзаком за плечами она летает с одного регионального фестиваля на другой.

Чарльза Диккенса называли «человеком, который изобрел Рождество». Забытый праздник возродился в Англии в начале 40-х годов XIX столетия, благодаря «Рождественской песне» писателя. В начале 90-х ХХ века Ольга Леонидовна организовала фестиваль «Святки» (позднее сменившего название на «Рождественские семейные вечера») – альтернативу советским «елкам». Вместе с Виктором Новацким и Ириной Уваровой она возрождала традицию вертепного действа, которым сегодня никого не удивишь.

«ЭС» на протяжении всей своей истории постоянно освещает деятельность Кабинета, публикует беседы с Ольгой Леонидовной о проблемах детского театра и театра кукол, о работе важных, интереснейших лабораторий, об итогах «Арлекина» – российской Национальной премии и фестивале театрального искусства для детей.

Остальное скажут наши «поздравители», редакция «ЭС» с радостью присоединяется к их словам.

 

Алексей БОРОДИН

С Ольгой Леонидовной, Олей мы знакомы очень давно. С ранней, счастливой юности, когда обнаружилось, что у нас много общего, мы оба мечтали о театре. Программу для поступления в институт (мы собирались на актерский факультет) нам помогала готовить Олина тетя, Елена Константиновна Бесядовская, драматург, переводчик, совершенно потрясающая личность. Мы дружили домами, я бывал у них, а они в Пушкино, где жила наша большая семья. Елена Константиновна работала завлитом в Московском театре кукол и устроила меня сперва рабочим сцены, а позже при театре организовали стажерскую группу, куда взяли и Олю, и меня. Мы играли на стационаре, ездили со спектаклями по пионерским лагерям. Потом возникла идея поступать на театроведческий. Дружба наша продолжилась и после того, как я перешел на режиссерский. После окончания ГИТИСа я оказался в Кирове, стал главным режиссером ТЮЗа, а Оля тем временем попала в Кабинет детских театров ВТО, который возглавляла замечательная Мария Исааковна Пукшанская. Благодаря ее огромному организаторскому дару режиссеры, драматурги тюзов страны чувствовали себя единой семьей. Недаром Е.Л.Шварц писал о Марии Исааковне: «Она из тех людей, которых, приезжая в Москву, ощущаешь как своих». Не забыть лабораторию М.О.Кнебель, участниками ее были и Адольф Шапиро, и Зиновий Корогодский, и Борис Наравцевич, и Лев Додин… Оля Глазунова не просто пришлась ко двору, она оказалась подлинной наследницей традиций того, старого ВТО. Без малого сорок лет назад Ольга Леонидовна стала заведующей кабинетом театров для детей и юношества и театров кукол. Она заведующая, а я председатель комиссии по детским театрам. Мы взаимодействуем.

Оля так истово, искренне и мудро ведет это дело столько лет, что просто диву даешься. Тут нужны особые качества, человеческие и личностные, чтобы несмотря ни на что, ни на какие перемены, перипетии, дело ее жизни развивалось. Долг остается долгом. Ольга не из тех, кто отсиживается, существует формально. Вся ее жизнь наполнена непрекращающимся интересом к театру и к людям театра. Она состоит из постоянных поездок, лабораторий, фестивалей. Я поражаюсь, восхищаюсь ее энергией, невероятной работоспособностью. Она все знает про всех. Если где-то, в каком-то театре, что-то не так, Ольга спешит на помощь, сделает все что может, чтобы изменить ситуацию, привлечет людей, способных помочь. В наше время это все трудней и трудней, и иногда кажется, что почти невозможно. Однако она стойко верит в свою миссию, хотя и не любит высокопарных слов.

 

Анна НЕКРЫЛОВА

Дорогая, любимая Ольга Леонидовна! Юбилей, какой бы он ни был, – время, когда хочется, нужно и само собой разумеется сказать самые добрые слова. По отношению к вам у меня столько добрых слов и пожеланий, что все они не поместятся на одной газетной полосе. Наше знакомство, быстро перешедшее в подлинную дружбу, – одно из самых светлых составляющих моей жизни. Сколько фестивалей, поездок, посиделок, – от Сахалина до Читы, до Варшавы и Воркуты! И каждая встреча всегда радость. Вы многому меня научили, прежде всего, анализировать спектакли (этого я совсем не умела со своим филологическим уклоном), понимать и сочувствовать всем, кто создает спектакль, при этом не скрывать правды, говорить честно, но уважительно. Благодаря вам в мою жизнь вошли удивительные, замечательные люди, к примеру, Хенрик Юрковский. За это особое спасибо.

Ольга Леонидовна, вы человек поистине весенний, от рождения в мае до присущей вам теплоты, не бьющего в глаза, но такого глубокого внутреннего света, истинной веры в человека при твердости в отстаивании того, что вы считаете правильным.

Дай Бог вам всего наилучшего! Господь, я уверена, на вашей стороне. Обнимаю. Мечтаю о встрече.

 Жюри фестиваля "В гостях у "Арлекина"": Слободан Маркович, Ольга Глазунова, Хенрик Юрковский, Анатолий Кулиш, Данила Поштарук. Омск. 2009

Жюри фестиваля «В гостях у «Арлекина»»: Слободан Маркович, Ольга Глазунова, Хенрик Юрковский, Анатолий Кулиш, Данила Поштарук. Омск. 2009

Борис ГОЛДОВСКИЙ

Когда сегодня в театральном мире кто-то произносит: «Ольга Леонидовна», все знают, о ком идет речь. Потому что нет ни в России, ни в ближнем зарубежье театра кукол или ТЮЗа, который не знал бы этого восхитительного рыцаря театра для детей и театра кукол. Защитника и Строителя.

Мое первое знакомство с дорогой Ольгой Леонидовной Глазуновой было неудачным и заочным. Это случилось более пятидесяти лет назад, когда, будучи еще зеленым студентом театроведческого факультета ГИТИСа, я от руки написал на тетрадочных листках свою первую в жизни статью о спектакле гастролировавшего в то время в Москве Словацкого театра кукол. Спектакле по нынешним временам может быть и простом, но перевернувшим тогда мои представления о возможностях искусства играющих кукол. Придумал к статье, как казалось, «изящное» название «Синие птицы надежды», очень ею гордился и смело послал статью на проходивший тогда конкурс студенческих работ в Кабинет театров для детей и театров кукол ВТО, где в то время работала и курировала конкурсные работы Ольга Леонидовна. Каково же было огорчение, когда моя «птица» не вошла даже в лонг-лист конкурса! И как же спустя некоторое время я был благодарен Ольге Леонидовне, потому что, повзрослев, увидел всю ничтожность прошлых восторгов и беспомощность студенческого пера.

С тех пор Ольга Леонидовна Глазунова для меня – бесспорный авторитет, человек уникальный, талантливый, штучный. И если театры кукол и ТЮЗы страны можно представить как многочисленную славную и разношерстную флотилию, то Ольга Леонидовна – ее строитель и адмирал.

Несколько фактов биографии юбиляра: Ольга Леонидовна Глазунова – коренная москвичка, обожающая свой город и отчаянно, неутомимо любящая путешествовать. В начале 1960-х годов работала в литературной части Московского театра кукол и стояла у истоков рождения легендарного Театра-студии «Жаворонок» под руководством режиссера Б.И.Аблынина. В 1966 окончила театроведческий факультет ГИТИСа, защитив диплом по теме «Становление и развитие польского театра кукол».

С 1968 года ее жизнь связана с ВТО, с 1987 года, она возглавляет Кабинет театров для детей и театров кукол СТД РФ. Участвовала в организации и проведении десятков международных, всесоюзных, республиканских (страны Балтии, Средняя Азия, Молдавия, Украина, Закавказье), всероссийских, региональных (Сибирь и Дальний Восток, Нечерноземье, Урал, Поволжье), московских фестивалей, большинство которых родились благодаря ее деятельной помощи и энергии.

Впрочем, разве только они? А многочисленные лаборатории режиссеров, актеров, художников, драматургов, педагогов по сценической речи театров кукол и театров юного зрителя!

Она – талантливый переводчик с польского пьес и театроведческих исследований, автор ряда статей Всемирной энциклопедии театра кукол, публикаций в театральных журналах, член жюри и экспертного совета Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска», Российской национальной театральной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», десятков региональных фестивалей и премий. А еще – великолепный театральный критик, умеющий бескомпромиссно и доходчиво проанализировать увиденный спектакль. В ее доброй, а иногда и беспощадной критике – искренняя бескорыстная любовь к театру и его людям, умение воодушевить, направить театр, а при необходимости и защитить его от несправедливых нападок.

Через всю жизнь Ольга Глазунова пронесла верную дружбу с выдающимся исследователем театра Хенриком Юрковским. Будучи составителем первого в России сборника его фундаментальных трудов «Куклы. Маски. Метаморфозы», в предисловии к этой изданной ее энергией книге, Ольга Леонидовна писала: «Когда сорок пять лет тому назад (невозможная цифра!) мы познакомились с Хенриком Юрковским, это был другой век, другой мир, другая моя страна и другие лица. Почти все наши давние друзья теперь уже ушли из жизни, а тогда, в конце 60-х мы были молоды, полны сил, надежд и прекрасных мыслей. Были живы корифеи: Сергей Образцов, Ян Малик, Джон Бассел, и многие, многие другие, тогда они все были крепки, подобно мощным деревьям, и казались вечными…»

Ольга Леонидовна и сейчас, отмечая свой знаменательный юбилей (невозможная цифра!), сама стоит в ряду тех самых полных сил и прекрасных мыслей корифеев, «подобных мощным деревьям», благодаря которым живет Театр.

Материал подготовила Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
Май 2025 года