Дом для молодых

Сцена из спектакля “Яма”. Фото предоставлено театром
Сцена из спектакля “Яма”. Фото предоставлено театром

Театр “Наш дом” работает в закрытом городе Озерске Челябинской области, но не теряет связи с российским театральным процессом. Здесь с интересом следят за работой коллег в Москве и Санкт-Петербурге. Художественному руководителю, актеру и режиссеру Андрею Сюськину чуть за тридцать, и ставку он делает на молодую режиссуру и современную драматургию. В “Нашем доме” проводят театральные лаборатории, читки пьес и приглашают на постановки недавних выпускников.

В этих театральных стенах вырос Никита Золин. Сегодня он один из немногих режиссеров в Челябинской области, кто последовательно занимается современной драматургией. Зрителям в Озерске явно пришлась по вкусу такая “прививка современности”.

Интереснее всего у Золина получаются авторские спектакли, когда он пишет инсценировку сам. Так сделана “Яма” по мотивам одноименной повести Куприна. Режиссер тяготеет к нестандартным пространствам, и спектакль играют на маленькой сцене “Мастерской”, предназначенной для экспериментальных работ. Здесь, среди двухэтажных кроватей, как в закрытом учебном заведении или в тюрьме, под присмотром Эммы Эдуардовны (Ирина Костерина), похожей на над-зирательницу, обитают четыре девушки. Добрая и нежная Любка (Александра Ельцова), разбитная, смешливая Манька (Яна Поздеева), умная, циничная и отчаянная Женька (Алла Зорина) и загадочная Тамара (Анна Антонова), обладающая редкой способностью к мимикрии.

Сцена из спектакля “Гедда Габлер”. Фото предоставлено театром
Сцена из спектакля “Гедда Габлер”. Фото предоставлено театром

В спектакле заняты только женщины. Минимизируя бытовые подробности, режиссер ищет в повести Куприна связь с сегодняшним днем. Звучащие со сцены монологи провоцируют зрителей. Невольно задумываешься над вопросами: кто на самом деле считает любовь товаром? Почему “приличные люди” на поверку оказываются самыми порочными? Мир ли диктует человеку определенный набор поступков, или каждый сам выбирает свой путь? Но “Яма” не похожа на интеллектуальный диспут: в спектакле много смешных и трогательных моментов. Все актрисы играют бесстрашно, поражая внезапными всплесками эмоций. Иногда кажется, что это чистая импровизация.

Однако Золин умеет работать и по законам психологического реализма. Правда, когда он ставит пьесу, кажется, что авторский текст порой мешает свободному полету режиссерской фантазии. В спектакле “Земля Эльзы” Ярославы Пулинович все, как у автора: и скромный деревенский быт, и бабье царство, окружающее Эльзу. Но Елена Шибакина играет ее не затравленной односельчанами немкой, а сильной духом русской бабой, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. Много пережившая на своем веку Эльза впервые встретила любовь только в 76 лет, но сумела сохранить искренность и свежесть чувств. Ее избранник Василий Игнатьевич (Вохобжон Азимов), как полагается истинному влюбленному, идеалист и романтик.

Каждая, даже крошечная роль, в спектакле тщательно выстроена. Очень точны в своих работах актрисы старшего поколения. Отметим Ольгу Литвинцеву (Таисия Петровна), Эмму Власову (Зина). Золин создал на сцене слаженный актерский ансамбль и растворился в нем. Спектакли “Земля Эльзы” и “Яма” настолько отличаются по стилю и манере актерской игры, как будто поставлены разными режиссерами.

Приглашенные постановщики, как и положено молодым, предпочитают радикальные сценические решения. Спектакль “Гедда Габлер” Ибсена вырос из экспериментального эскиза, сделанного молодым режиссером Дмитрием Лимбосом с артистами театра в рамках режиссерской лаборатории Театра Наций, проводившейся в “Нашем доме”. Выпускник мастерской Олега Кудряшова известен в Москве спектаклями: “Кафка. Schloss” в театре “Школа современной пьесы”, “Русский психопат” в Театре имени М.Н.Ермоловой и участием в проекте “Кантаты lab. Сценические опыты” Большого театра.

Сцена из спектакля “Земля Эльзы”. Фото предоставлено театром
Сцена из спектакля “Земля Эльзы”. Фото предоставлено театром

Ставить “Гедду Габлер”, как и шекспировского “Гамлета”, можно только в том случае, если есть исполнительница на главную роль. В театре “Наш дом” это Ксения Зимбель. Ее Гедда – умная, порывистая и дерзкая, носит короткие шорты и тяжелые солдатские ботинки. Ее раскованные движения, которые одновременно и соблазняют мужчин, и не подпускают их близко, больше похожи на танец современного хореографа. Гедда в этом спектакле – максималистка, признает только черное или белое без полутонов и оттенков. Но принцип “все или ничего!” в спектакле оборачивается бесшабашностью, родственной героиням ранних фильмов Валерии Гай Германики.

Дмитрий Лимбос перенес действие пьесы Ибсена в наши дни: выбрал для постановки свежий перевод Ольги Дробот, основательно сократив часть текста и побочные линии сюжета: спектакль идет всего час с небольшим. Место действия – современная квартира с большим белым диваном (художник-постановщик Федор Шмелькин). Идеальное гнездышко для новобрачных, считает муж Гедды Йорген Тесман (Сергей Ахлюстин) – добрый, сентиментальный ученый, не замечающий, что творится прямо перед его носом.

Гедда, по словам Лимбоса, похожа на “вирус в системе жизни”, она борется с обыденностью и мещанскими стереотипами. Ксения Зимбель разделяет его идею и становится соавтором режиссера: с его одобрения она добавила в спектакль финальный монолог собственного сочинения.

Маленьким зрителям в театре “Наш дом” чаще всего предлагают современные сказки. Одна из них “Мой папа – птиц” Дэвида Алмонда о благоразумной девочке Лиззи и ее бесшабашном папе, который мечтает взлететь в небеса – он принял участие во всемирном конкурсе летунов и даже смог немного полетать. Молодые москвичи режиссер-постановщик Виктория Печерникова и художник-постановщик Михаил Кукушкин сделали все, чтобы дети смотрели эту сказку, затаив дыхание. Особенно впечатляют огромные разноцветные крылья папы и Лиззи (ее он тоже уговорил на полет), сделанные из ярких лоскутков, старых резиновых перчаток и разного домашнего хлама. А Лиззи в спектакле не одна, как у автора. Ее играет сразу шесть актрис, каждая из них – Лиззи в разных ипостасях (умница, хулиганка, скептик и так далее). В начале спектакля эти Лиззи, словно по мановению руки фокусника, появляются на сцене из-под одеяла. В постановке есть все, что необходимо для успеха детской сказки: хороший текст, изобретательность режиссера и вдохновенная игра актеров. Вохобжон Азимов с азартом хулиганит в роли Папы, а Лиззи и ее двойников играют актрисы, солирующие в “Гедде Габлер” и “Яме”. По-моему, если исполнители заглавных ролей с удовольствием участвуют в сказках, это верный признак того, что в театре живая, творческая атмосфера.

Ольга РОМАНЦОВА

«Экран и сцена»
№ 3 за 2021 год.