Елена ПЛАХОВА

Молодой, но зрелый

Кадр из фильма “Дикая жизнь”

Международный кинофестиваль в Турине прошел в 36-й раз: прекрасный возраст молодости и зрелости. Когда-то он назывался Cinema Giovani, что означает “молодое кино”, и до сих пор считается отличной профессиональной школой для начинающих кинематографистов. Многие годы фестивалем руководил Альберто Барбера, который ныне возглавляет Венецианский кинофестиваль – один из трех главных в мире. Именно Барбера заложил основы…

В плену страстей и стихий

Сисси Спейсек и Роберт Редфорд. “Старик с пистолетом”

Международный кинофестиваль в Риме прошел в тринадцатый раз. Начиналось все в начале 21-го века с попыток конкуренции с Венецианским фестивалем, высоко котирующемся в профессиональной кинематографической среде. Но соревноваться в этой нише оказалось слишком сложно, и, в конце концов, Римский фестиваль обрел свою форму демократичного народного праздника, без конкурса, но с гала-премьерами и звездными десантами. Теперь…

Где бьется сердце мира

Кадр из фильма “Видение”

Фестиваль в Сан-Себастьяне – последний по времени проведения в годовом календаре мировых кинособытий первого ряда. Он завершает бурный летне-осенний период, который в октябре переходит в мертвый сезон. Фактически фестиваль подводит итоги кинематографического года. И если японец Хирокадзу Корээда выигрывает в Канне с фильмом “Магазинные воришки”, в Сан-Себастьяне этого режиссера награждают за вклад в кинематограф почетным…

Эксперименты формы и шедевры стиля

Кадр из фильма “Человек, который удивил всех”

Старейший в мире Венецианский кинофестиваль прошел в этом году под рекордным порядковым номером 75. Номер был бы еще внушительнее, если бы ежегодный ритм не прерывался из-за войн и кризисов. В этом году юбилейный фестиваль успешно конкурировал за лучшие фильмы года со своим главным соперником – фестивалем в Канне. Венецианское жюри возглавил мексиканец Гильермо дель Торо,…

Триумф воображения

Кадр из фильма “Воображаемая земля”

Фестиваль в Локарно прошел в 71-й раз и подтвердил верность своему курсу, избранному еще в эпоху классического кино – курсу на авангард и эксперимент. И если этот фестиваль в свое время посещали легендарные звезды “золотого века” во главе с Марлен Дитрих (она побывала в Локарно в 1960-м), то примерно в те же годы здесь приветствовали…

Варвары, мифы, гротеск

Кадр из фильма “Сулейман-гора”

Главным событием 53-го Международного кинофестиваля в Карловых Варах стал фильм “Мне плевать, что мы войдем в историю как варвары” румынского режиссера Раду Жуде. Он и получил высший приз “Хрустальный глобус” основного конкурса. В программе “К Востоку от Запада” победила российско-киргизская “Сулейман-гора” Елизаветы Стишовой по сценарию Алисы Хмельницкой. В документальном конкурсе жюри отметило главной наградой фильм…

У жюри женское лицо

Канн. Самал Еслямова и Сергей Дворцевой

71-й Каннский фестиваль прошел в обстановке повышенных мер безопасности – и они были направлены не только на потенциальных террористов. Целый арсенал средств оказался нацелен на отражение попыток сексуального харассмента: участникам фестиваля были розданы листовки с предупреждением о неизбежной каре (три года тюрьмы и 45 тысяч евро штрафа), установлен телефон тревожной линии, по которому можно пожаловаться…

Кинодокумент и социальный эксперимент

В Копенгагене при большом зрительском ажиотаже прошел фестиваль CPH: DOX, посвященный документальному кино. За последние годы он завоевал позицию одного из главных документальных смотров Европы. Здесь было представлено более ста мировых и международных премьер; фильмы выбирала молодая команда кураторов во главе с Мадсом Миккельсеном. По его словам, в фокусе нынешнего отбора – социальные эксперименты, да…

Кино как навигатор реальности

Кадр из документального фильма “Ладан-навигатор”

В мире немало документальных фестивалей, но только IDFA, проходящий в Амстердаме (в этом году в 30-й раз), может конкурировать по драйву и амбициям с большими смотрами игрового кино. Здешнюю “красную дорожку” – по сути виртуальную – называют политической, поскольку ее формируют не кинозвезды, а фигуранты политической сцены и другие персонажи, раскрученные через СМИ. Это не…

Многоцветье жанров

Кадр из фильма “Смерть Сталина”

В свое время кинофестиваль в Турине, который долгие годы возглавлял Альберто Барбера (ныне – директор Венецианского фестиваля), начинался как рабочий смотр молодого кино. В этом году он прошел в 35-й раз по обновленной формуле. За последние годы фестиваль превратился в профессиональную лабораторию кинематографического искусства, которое рассматривается в широком диапазоне – от классики до новейших трендов,…