Премьера “Пятой власти” состоялась в сентябре на Международном кинофестивале в Торонто (с октября – в отечественном прокате). И это не первый фильм, посвященный деятельности основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Первый – документальный “Медиастан” (тоже 2013 года) шведского режиссера Йоханнеса Вальстрема – в Торонто сняли с показа. У нас его можно было увидеть в рамках фестиваля “2morrow/Завтра”. “Медиастан” рассказывает о том, как группа журналистов и активистов WikiLeaks бороздит пространства от Афганистана до Манхэттена в поисках редакторов, которые бы смогли проанализировать и опубликовать документы, предоставленные WikiLeaks. Это история вовсе не про Ассанжа, скорее про мировые медиа как таковые, про стремление к свободе слова и про то, как мало редакторов эту свободу отстаивает. Коэффициент полезного действия данного фильма и следования реальности может быть оценен в сто процентов, именно поэтому кажется странным тот факт, что его не показали на фестивале в Торонто. Предпочтение отдали “Пятой власти”. Чем же она цепляет?
Во-первых, актерским составом. Это одна из сильных сторон “Пятой власти”. Бенедикт Камбербэтч играет Ассанжа. Пожалуй, не стоит особо вдаваться в подробности, чтобы признать, что роль сыграна превосходно. Это действительно один из самых талантливых актеров современности и дело не во всем известном би-би-сишном Шерлоке. Камбербэтч может одинаково достойно сыграть и гениального Ван Гога (“Ван Гог“), и простого журналиста, пишущего историю жизни бомжа (“Стюарт: Прошлая жизнь”); пробовать себя в сериалах (“Последний враг“, “Шерлок”, “Конец парада”) или театре (“Франкенштейн”), обеспечивая имя тому проекту, в котором участвует. Поэтому странно, что он вообще дал согласие на роль Ассанжа. Особенно после того, как реальный Джулиан Ассанж ответил категоричным отказом на письмо Камбербэтча с просьбой выйти на связь, написав: “Я верю, что вы хороший человек, но не верю в то, что это хороший фильм. Он задушит правдивую версию событий, в то время, когда правда наиболее необходима. Встречаясь с вами, я одобрю этот жалкий фильм и дам согласие талантливой, но искажающей действительность игре, которую заставит вас исполнить сценарий”. (Выдержка из обзора ABC news.)
Даже на пресс-конференции в Торонто самым обсуждаемым был вопрос, касающийся реакции реальных героев на фильм. Этим, пожалуй, “Пятая власть” и интересна. Это необычный байопик. Дело не в том, что он рассказывает о ныне живущих людях. Как-никак Камбербэтч до этого сыграл Стивена Хокинга (“Хокинг“), а он, если отбросить детали физического состояния, жив и поныне.
Дело в том, что история героев “Пятой власти” еще не окончена, поэтому нелепо поделывать (подделывать?) исторические портреты, равносильные данному. Поскольку зрителю представлено очень субъективное видение происходящего. Сценарий базируется на книге экс-программиста WikiLeaks Даниэля Домшайт-Берга “Inside WikiLeaks” и публичных разоблачениях в 2011-м английскими журналистами из “The Guardian” (Дэвида Лейгха, Люка Хардинга). На пресс-конференции в Торонто Даниэль Брюль (известный по фильмам “Гудбай, Ленин”. “Воспитатели”, “Бесславные ублюдки”) признался, что Берг во многом помогал создать киношную версию себя, рассказывал о своих отношениях с Ассанжем и своей жизни. Поэтому сценарий раскрывает не столько деятельность WikiLeaks, сколько отношение Ассанжа к Бергу. В фильме больше драмы вокруг пепельных волос, которые Джулиан, оказывается, красит, его внешнего вида и эксцентричного поведения. И да, Ассанж показан эгоцентричным параноиком, зацикленным на воплощении своих идей любой ценой, якобы забывшем о судьбах своих информаторов. С другой стороны, власти США очень заботятся о пешках в игре этого злого гения, что раскрывается через персонаж Лоры Линни. И да, Джулиан Ассанж в фильме Билла Кондона цитирует Солженицына, тянется к сочинениям Кропоткина, упоминает Фиделя Кастро, в общем, представлен безумным революционером с непомерно раздутым эго.
Продолжая разговор об актерах, стоит упомянуть украсивших фильм своим участием Дэвида Тьюлиса (послужной список у него широкий, но ассоциируется он у многих с профессором Люпином из “Гарри Поттера”) и Дэна Стивенса (главный герой в популярном в Великобритании сериале “Аббатство Даунтон”), сыгравших журналистов из “The Guardian”. Радует еще появление шведской актрисы Алисии Викандер, известной по скандинавским картинам “Чистота”, “Королевский роман”, а российскому зрителю – по роли Китти в “Анне Карениной” Джо Райта. Несмотря на то, что логика стройного построения фильма отвергает всякое ее появление в кадре. Потому что эта как бы любовная линия в “Пятой власти” (Даниэля Берга и Анке) не очень-то нужна, она только передергивает внимание от основного действия. А основная идея – показать деятельность сильнейшей организации в борьбе за свободу слова и открытость государственных систем – так и осталась невоплощенной. Она растворилась в восприятии Ассанжа Бергом. Он ушел из WikiLeaks, а теперь в обиде кричит миру о том, какой Ассанж нехороший человек, если с ним пообщаться побольше.
Второй аргумент в пользу “Пятой власти” исходит из продолжения ею наметившейся тенденции новых героев в кинематографе. Это неприметный социопат, немногословный хакер, испытывающий трудности с общением в реальной жизни, но отлично ориентирующийся в интернет-пространстве. “Социальная сеть” Дэвида Финчера, где виртуальное общение противопоставлено реальному, отвратительно снятый “Чат” Хидео Наката и “Хакеры” Иэна Софтли не прошли даром. Как и все новые ленты о журналистах и журналистике, в том числе популярный американский телесериал “Новости” (Newsroom; интересно, как они обыграют тему WikiLeaks в третьем сезоне). То есть заслуга “Пятой власти”, пожалуй, в том, что она передает дух времени.
Третий довод – это музыка. Очень удачные саундтреки композитора Картера Беруэлла. Он, кстати, как и режиссер Билл Кондон, работал над “Сумерками” (правда, это не говорит в их пользу). Также стоит отметить и работу художника Марка Тилдесли, воссоздавшего Дом искусств Тахелес в Берлине, где разворачивается большая часть сцен. То есть с точки зрения художественного воплощения все отлично, гладко и здорово. Только не совсем о WikiLeaks. И если рассматривать “Пятую власть”, не акцентируя внимания на реальности, исторической подоплеке конфликта и его разрешении на данном этапе, когда главный “персонаж” ленты заперт в четырех стенах эквадорского посольства в Лондоне, а руководствоваться только отшлифованной художественностью, тогда понятно, почему ее отобрали для Торонто.
Наталья ЗАХАРОВА
«Экран и сцена» № 23 за 2013 год.