Встречи в Коломне

 • Сцена из спектакля “Васса”. Фото предоставлено Театром НацийДвенадцатый фестиваль театров малых городов России (на этот раз местом его действия была выбрана подмосковная Коломна), проводимый Театром Наций, оказался по-настоящему сильным. Разменяв первый десяток и получив статус ежегодного, этот форум нестоличной сцены во многом определяет сегодняшнее лицо театральной России. У фестиваля есть приоритеты и пристрастия. Например, живой интерес к современной пьесе и, в частности, к новой драме, а также – ставка на молодую режиссуру. Успех одной работы театра-участника зачастую дает импульс следующей.

Круг театров, охваченных фестивалем, расширяется год от года и включает в свою орбиту новобранцев. Так, в этом году в Коломне дебютировали театры из Выборга, Череповца и самого малого из всех малых городов России – поселка городского типа Мотыгино с населением 10 тысяч жителей. Этот театр из Красноярского края, несмотря на свою удаленность от столиц, отмечен высокой театральной культурой. Веселый и грустный спектакль “Чудная жизнь” по рассказам В.М.Шукшина режиссера-петербуржца Дмитрия Туркова, решенный скромными постановочными средствами (несколько табуреток и похожая на нары двухэтажная деревянная конструкция, превращающаяся то в дом, то в печку, то в лежанку и даже в церковь), создает особую атмосферу мира Шукшина и отличается исполнительской точностью и ансамблевостью. Традиционный приз “Надежда” фестивальное жюри присудило именно мотыгинцам, с необычной формулировкой: “Если такой творческий коллектив существует на самом краю России, есть надежда, что у отечественного театра есть будущее”.
Кстати, если говорить об обнадеживающих реалиях российской сцены, то это – уровень актерского мастерства. Практичес-ки во всех показанных спектак-лях были претенденты на лучшую роль, как женскую, так и мужскую. Отличные работы у участников спектакля “Полустанок” Алексея Щербака магнитогорского драмтеатра. Все исполнители – Лариса Гущина, Андрей Майоров, Сергей Меледин (занятый фактически в эпизоде) существуют на сцене с документальной достоверностью и деликатностью, создавая при этом яркие характеры. В этой постановке режиссера Максима Кальсина хочется особо отметить самого юного участника фестиваля – Семена Майорова – мальчика, не сыгравшего, а прожившего роль Вани (сын главной героини) с поразительной даже для взрослого артиста психологической заряженная и яркая молодая актерская команда – в спектакле прокопьевского театра “Подросток” тоже молодого режиссера Веры Поповой, по пьесе Вячеслава Дурненкова, “играющего” с сюжетными линиями одноименного романа Достоевского. Ансамблевостью и выразительными актерскими работами отмечены и другие спектакли – “Из жизни огней” Ольги Донец Елецкого театра “Бенефис”, “Васса” Максима Горького Минусинс-кого театра, “Двое бедных румын, говорящих по-польски” Дороты Масловской “Тильзит-Театра” из Советска. Два последних коллектива – из числа частых участников фестиваля. Постановщик “Вассы” Алексей Песегов (его спектакль “Саня, Ваня, Римас” в свое время был удостоен гран-при фестиваля) – один из самых “актерских” режиссеров, умеющих на редкость тонко работать с исполнителями. В данном случае режиссер обратился к первому, менее политизированному варианту горьковской пьесы, прославившемуся в свое время легендарной постановкой Анатолия Васильева. Песегов решил свой спектакль как абсолютно современную и актуальную историю, где доминирует тема распада семьи. Галина Архипенкова, дважды получавшая призы фестиваля, за лучшую женскую роль и за лучшую роль второго плана, и здесь играет сильно и выразительно-сдержано. Ее Васса – в первую очередь мать, безмерной любовью губящая своих детей и трагически осознающая их несостоятельность. В спектакле хороши все исполнители, интересно лаконичное и одновременно емкое оформление (прозрачная стена дома-корабля, за которой по большей части происходит действие).
На этот раз спектакль минусинцев гран-при не получил. Его удостоилась постановка Альметьевского татарского театра “Ромео и Джульетта”. Обладающий некой гипнотической силой спектакль режиссера Искандера Сакаева – о двух равносильных чувствах, любви и ненависти. Это история о братоубийственной войне, не имеющей начала и конца. То, что со смертью заглавных героев в этой вендетте ничего не изменится, вытекает из всего строя динамичного и пластически-выразительного спектакля. Взаимонеприятием здесь дышит каждое движение представителей обоих кланов. И только Ромео и Джульетта (Дамир Хуснутдинов и Эльмира Ягудина) даже пластически существуют в другом ритме. Они – единственные, кто может позволить себе паузу любви и нежности в этом бешеном беге к смерти, которая здесь – реальный персонаж, очаровательная женщина (Наиля Назипова). Кстати, в фестивальной программе был еще один спектакль “Ромео и Джульетта”. О вражде шекспировских Монтекки и Капулетти, переселенных на японскую почву, рассказал Серовский драматический театр. Режиссер Юлия Батурина преподнесла созерцательно-медитативную и восточно-изысканную версию Шекспира. Сильная серовская труппа освоила восточные единоборства и специфическую японскую “интонацию” движений. Стильный спектакль черпает вдохновение также из японского аниме и других источников современной массовой культуры, что придает действию драйв и динамику. Актерские работы рационально продуманы, внутренней сосредоточенностью отмечен в первую очередь отец Лоренцо, здесь – буддистский монах, в точном исполнении Петра Незлученко.• Сцена из спектакля “Двое бедных румын, говорящих по-польски”. Фото предоставлено Театром Наций
Гран-при фестиваля в разделе “лучший спектакль малой формы” жюри присудило спектаклю Евгения Марчелли, нынешнего главного режиссера Ярославского театра имени Федора Волкова, поставленному им для тильзитской труппы, которой он руководил почти два десятилетия. Главных героев спектакля “Двое бедных румын, говорящих по-польски” исполняют участники практически всех тильзитских спектаклей режиссера – Ирина Несмиянова и Николай Зубаренко. Эту пьесу Марчелли недавно уже ставил в ярославском театре. Но назвать работу тильзитцев вторичной язык не поворачивается. Актеры, после солидного перерыва встретившиеся вновь со своим режиссером, создают из жесткой, во многом неприятной пьесы настоящий театральный праздник. Здесь хороши все: и терроризируемый румынами-попрошайками шофер (Анатолий Грабовенко), и случайные встречные, и попутчики двух варшавских наркоманов, продолживших очередную тусовку путешествием автостопом и костюмированным лицедейством. Скидка на поисковое продвижение сайта Дуэт Ирины Несмияновой и Николая Зубаренко возвращает к легендарным временам театра из Советска, известного на всю страну. Артисты вкладывают в героев, поначалу омерзительных своей наглостью, а потом воспринимающихся трагически из-за тотальной отчужденности от мира, столько юмора, фантазии и жизнеутверж-дающей энергии, что при всей мрачности истории зритель не погружается в глубины пессимизма.
При всем великолепии актерского дуэта Несмиянова-Зубаренко премии за лучшие актерские работы жюри решило присудить участникам других спектаклей. Премией за лучшую женскую роль была награждена Алина Костюк, актриса новокуйбышевского театра-студии “Грань” за роль Инес в спектакле “Post scriptum” по чрезвычайно сложной для сценического воплощения пьесе Сартра “За дверью”. Но нынешняя молодая команда “Грани” во главе с худруком Денисом Бокурадзе не боится сложных пьес. На прошлом фестивале “Грань” стала лауреатом сразу в нескольких номинациях. Тогда спектакль новокуйбышевцев “Фрекен Жюли” по А.Стриндбергу удостоился гран-при, исполнительница заглавной роли Юлия Бокурадзе получила приз за лучшую женскую роль. Театр “Грань” стал настоящим открытием прошлого фестиваля и подтвердил свой статус серьезного творческого коллектива на нынешнем.
Приз за лучшую мужскую роль получил Александр Карпов, сыгравший доктора Полякова в спектакле “Морфий” М.Булгакова подмосковного театра из города Химки “Наш дом”. В 2012 году спектакль режиссера Сергея Метелкина “Доктор. Первый год”, где постановщик сам сыг-рал главную роль, был удостоен гран-при как лучший спектакль малой формы. Новое обращение режиссера к прозе Булгакова вылилось в своеобразную дилогию и подтверждает тот факт, что фестиваль способен вдохновлять.
Остается добавить, что Коломна, где нет своего профессионального театра, оказалась городом театральным по сути, здесь явно витают флюиды Мельпомены. Так, при входе в старую часть города вас встречает городовой… В музее пастилы (Коломна – одна из старейших производительниц этого лакомства) экскурсоводы в костюмах позапрошлого века проводят экскурсии в театрализованной форме. Не говоря уже о музее калача или “Арт-коммуналке” (она расположена этажом выше бывшего магазина “Огонек”, в винном отделе которого некогда работал грузчиком Веничка Ерофеев, отчисленный с филфака мест-ного пединститута), где проводятся различные перформансы. Фестиваль театров малых городов России прекрасно вписался в атмосферу подмосковного города.
Алла МИХАЛЕВА
«Экран и сцена», № 15 за 2014 год.