
Шекспир не может надоесть. Удивительна любовь к нему и его созданиям длиной в четыре с лишним века! Играть его пьесы можно в Эльсиноре во дворе и в самих покоях Кронборгского замка (его называют замком Гамлета, перед его массивными стенами стоят статуи Принца датского и его возлюбленной Офелии), и в Вологодском Кремле, где недавно на фестивале “Голоса истории” показывали “Ричарда II”. В этом году участниками Международного Чеховского фестиваля стали лондонский шекспировский “Глобус” (играющий в восстановленном на берегу Темзы здании, юбиляр здесь был драматургом и артистом) и Королевский шекспировский театр из Стратфорда-на-Эйвоне (родине Барда).
Не остались в стороне от юбилея и театральные музеи. “Страсти по Шекспиру” – так называлась выставка в петербургском Музее театрального и музыкального искусства, представившая эскизы декораций выдающихся художников, редкие фотографии из фондов, коллекций петербургских и московских театров.

Московский ГЦТМ имени А.А.Бахрушина напомнил о грядущем событии загодя, осенью открыв в Лужнецком зале экспозицию “Голландские мечты о Шекспире”. Знакомство с творчеством художника по костюмам Рина Беккерса – настоящее событие не только в череде интереснейших выставок самого музея, но и в контексте многочисленных разнообразных проектов московских собраний и галерей, на которые был так богат этот сезон.
Уникальность выставки голландского мастера заключается в том, что экспонаты созданы специально для показа, форма подачи необычна и с самого начала создает атмосферу Театра художника. Зал населяют небольшие манекены, одетые в костюмы, каждый из них поражает совершенством своих эксклюзивных технологий. И, конечно же, неуемной фантазией Рина Беккерса, сплавляющего знание шекспировской эпохи с индивидуальным видением персонажей пьесы.
Генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов считает: “Часто революционные перемены в театре начинались с костюмов. Рин Беккерс удивительно стилизует шекспировское время… Это выставка костюмов, сделанных на уровне Фаберже, ювелирного искусства. Мини-костюмы Беккерса не только красивы, но и безупречны по исполнению”.

Однако выставка Беккерса не похожа на дефиле модной (пускай и в эпоху Возрождения) одежды. Филигранное исполнение, дотошное знание возможностей той или иной ткани – некий фундамент для творчества. Так же как и доскональное изучение эпохи, портретов шекспировской поры. На выставке легко насчитать десятки вариантов “шекспировских” воротников, от гофрированных и плоеных, в один ряд или в несколько “этажей”, до кружевных, “стоячих”. Но это ни в коем случае не копирование иконографии, воротники “театрализованы”, иногда с юмором, в том случае, когда на шее у манекена вырастает причудливый “цветок” из оборок, отороченных разноцветной каймой. Можно вспомнить воротник, напоминающий несколько тарелок, взгроможденных одна на другую, или еще один из пушистого меха. И столь же изобретательно украшение ткани костюмов аппликацией, орнаментом, напоминающим восточные узоры или мотивы персонажей комедии дель арте. Нельзя не восхититься разнообразием и вкусом цветовых сочетаний. Каждая пьеса имеет свой доминирующий колорит (“Гамлет” – черный, “Макбет” – красный, и так далее).

В один из вечеров на выставке состоялся мастер-класс Рина Беккерса. Он с удовольствием ответил на вопросы и показал видеокадры – фрагменты постановок, чтобы зрители (среди них было немало художников) могли видеть, как движутся, действуют актеры в костюмах, многие из которых представлены в экспозиции.
“Открою тайну, – сказал Рин, – часто я прошу актеров позировать мне на камеру, затем накладываю кальку на эти фотографии и рисую костюм, соблюдая пропорции тела, чтобы на сцене в нем было комфортно и удобно”. В ответ на вопрос о выборе ткани и о том, где он находит материи таких необычных фактур, художник признался, что любит посещать разнообразные ярмарки и в Европе, и в экзотических странах, таких как страны Африки или Индийского полуострова. Не брезгует и блошиными рынками.
“Каждая пьеса диктует свое решение: “Макбет”, например, тесно связан с военной темой, для него я придумывал офицерские куртки из холста, в “Ричарде III” нужны были доспехи, но металлические слишком тяжелые, и я вспомнил об африканских одеждах, состоящих из бусин”, – рассказывает Рин Беккерс.
На выставке были представлены 25 миниатюрных костюмов (преимущественно, к пьесам Шекспира) и 48 эскизов, выполненных ручкой и цветными карандашами. Эскизы дополняли впечатления от объемных экспонатов, досказывая замысел оформления того или иного спектакля.
В следующем сезоне в Бахрушинском музее нас ждет Шекспировская выставка из лондонского Музея Виктории и Альберта.
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
спецвыпуск № 2 за 2014 год.