Пожелтевшие страницы. Сто лет назад

Вс.Э.Мейерхольд и А.А.Гвоздев. Дружеский шарж Н.Э.Радлова. 1925

Вс.Э.Мейерхольд и А.А.Гвоздев. Дружеский шарж Н.Э.Радлова. 1925

Комсомольское Рождество

В Доме Пролетарской Культуры можно было видеть инсценировку «Рождественские подарки». Спектакль весело поставлен кружком ТЕО и юмористически доказывает ненужность и вредность существующих религий. Параллель между подарками рождественского деда с его чудесами и новыми подарками красного советского строительства была особенно ярка. Выступавшие пионеры показали, как укреплять свой мозг и тело можно очень хорошо и без всяких богов. Церкви с каждым годом теряют своих приверженцев из рабочего класса.

Рабкор Шмидт. «Жизнь искусства»

***

Мне стало больно вспоминать, до того, что я, верно, чтобы заглушить боль и звук этот, свой собственный, как волчий вой, наполнивший меня всего ужасом, вдруг очнулся и увидел себя на пустынной, снежной дороге, на небе луна, я один, совершенно один.

М.М.Пришвин. Дневники

***

Итак, мы в Риме <…> Быть в Риме – это казалось неосуществимым сном еще так недавно. Но как здесь остаться, на что жить? Чудо, ожидавшее меня заграницей, чудо поистине нечаянное, сказочно нечаянное – еще не обеспечивает наше будущее.

Вяч. Иванов. Дневник

М.О.Гершензон – Л.И.Шестову

Получил на днях письмо от Вяч.Иванова пространное и содержательное. Живут они очень приятно. Он опять, после стольких лет, начал писать, дети хорошо устроены, одно горе: деньги тают, а заработка никакого; эта забота очевидно отравляет его существование. Он хотел бы отсюда иметь работу, но это, конечно, пустая мечта.

«Минувшее». Исторический альманах

***

Хозяйственный подход к театральному делу

По сравнению с западноевропейскими буржуазными государствами в СССР искусство со времени Октябрьской революции стало на небывалый до того путь развития. Художественная продукция квалифицируется у нас как один из видов трудового производства, и с этой стороны она подчинена тем же хозяйственным формам, которые развиваются в общей экономической жизни. Идея трестирования зрелищных предприятий диктуется самой жизнью, это уже путь к подлинной театральной кооперации, которой предстоит стать главной формой организованного потребления искусства.

«Жизнь искусства»

***

Что дают ак[адемические]театры?

Тов. Прокофьев (Театр МГСПС) отмечает, что лозунг «аполитичность искусства», за который так долго держались актеатры, сейчас дискредитирован окончательно. Оправдание своего существования актеры видят исключительно в своих художественных достижениях. Но «художественность» не может служить извинением агитации чуждых и враждебных идей.

Тов. Мейерхольд (Театр имени Вс.Мейерхольда) указал, что Малый театр полон мертвых душ. Искусство актерской игры давно утеряно. Малый театр давно катится по наклонной плоскости. Там говорят о традициях, а оберегают рутину.

Что можно сказать о театре (ГАТОБе), который в честь 7-й годовщины Красной Армии дает «Аиду»?

Стенограмма Дискуссии Московского Губернского

Союза Профсоюзов в Колонном зале Дома Союзов

И.Ю. Шлепянов. Шарманщик, барабанщик и женщина с бубном. "Мандат"

И.Ю.ШЛЕПЯНОВ. Шарманщик, барабанщик и женщина с бубном. «Мандат»

***

«Мандат»

Для внешнего оформления Мейерхольд использовал принцип вращающейся сцены, своеобразно видоизменив его. Вращается не вся сцена, а только два внутренних кольца ее – два тротуара. На них и выезжают при смене картин – обстановка мещанского быта, с актерами, уже расположенными на вещах. Выезжает таким образом комната прислуги (постель, табуретка, сундук) или же столовая, гостиная и проч. Таким образом создается обстановка быта отдельными, характерными вещами обихода, на которых и развертывается игра актеров. Вместе с тем достигается ритмическое деление пьесы на эпизоды, своеобразная динамика спектакля, вместе с необычно новым декоративным эффектом, своей новизной невольно вызывающим аплодисменты публики.

А.Гвоздев. «Красная газета»

Из книги отзывов почетных посетителей театра

С предвзятой мыслью приехал смотреть «Мандат», так как постановки В.Э.Мейерхольда не вяжутся с моей «буржуазной» понятливостью, но должен сознаться, что сильно ошибался. Пьеса интересна, игра артистов прекрасна, а постановка заставляет сильно задумываться своей талантливостью и многим другим, чего не выскажешь в немногих словах.

А.Бахрушин

От постановки «Мандата» коллективом революционных артистов Театра имени Мейерхольда получаешь истинное удовольствие. Из всех революционных постановок, знакомых мне, эта наилучшая.

А.Микоян

Е.Н.Коншина – Ф.Н.Михальскому

Было здесь событие, по-моему, первостепенной важности – Станиславский был в театре Мейерхольда!! Первоначально Мейерхольд был в МХАТ, на «Горе от ума» и «Пугачевщине». Так расшаркивался перед К.С., говорил, что все театральные жизненные пути исходят от Ст[аниславского]. Очень звал к себе, и в прошлое воскресенье, прислав auto, повез К.С., О.Л.[Книппер-Чехову] и Качалова. Смотрели, конечно, «Мандат». Ольга Леонардовна смеется, что зрителям в тот вечер было два спектакля – один на сцене, другой – смотреть, какое впечатление произвело на Станиславского. А впечатление хорошее.

П.В.ВИЛЬЯМС. Портрет Всеволода Мейерхольда. 1925

П.В.ВИЛЬЯМС. Портрет Всеволода Мейерхольда. 1925

***

Ф.И.Шаляпин – А.М.Горькому

Все время собирался ехать в Италию и в Сорренто – выправил визы и даже укладывал чемоданы, но разные семейные и прозаические устройства жизни помешали приятному путешествию и в Италию, и, в особенности, к тебе <…> Купил я для Марии Валентиновны и детей дом в Париже (не дворец, конечно, как описывают и говорят разные люди, но, однако, живу в хорошей квартире, в какой никогда еще в жизни не жил). Однако это удовольствие не из первых, и я все-таки скучаю о простом, родном сеновале. Где так незаменимо попахивает лошадками; вероятно надолго, если не навсегда, приходится расстаться с этими милыми запахами, которые вдыхались в течение всей жизни полной и свободной грудью».

А.М.Горький – Ф.И.Шаляпину

Недели две тому назад я собирался писать тебе и Марии Валентиновне, но не решился. Повод тяжелый: выступаю просителем, а не хочется мне примешивать в мое отношение к вам обоим «дела», да еще денежные. Я очень прошу обоих вас дать мне в заем до июля 27-го года 1500 долларов.

***

Видел вчера Любовь Дм[итриевну] Блок. Стоит у дверей в Кубуче (Комиссия по улучшению быта учащихся) – среди страшной толчеи, предлагает свои переводы с французского. <…> Она нуждается катастрофически. Что я могу? Чем помогу? Вдова одного из знаменитейших наших поэтов. «Прекрасная дама», дочь Менделеева.

Я встретил его (И.А.Острецова, зав. ленинградским Гублитом) <…> стал на словах говорить ему: зачем вы плодите анекдоты? Ведь и так про вас говорят за границей, что вы запретили «Гамлета». – И запретим! – сказал Острецов. – На что в рабочем театре «Гамлет»? Я прикусил язык.

К.И.Чуковский. Дневник

***

А.В.Луначарский – Вл.И.Немировичу-Данченко

В последнее время и профсоюз, и некоторые партийные круги энергично настаивают на включение в правление театров коммунистов. Конечно, я и сам, как партийный человек, считаю в высокой степени целесообразным такое участие коммунистов в управлении каждым крупным предприятием, а тем более предприятием культурным. Но, с другой стороны, я, к сожалению, знаю, что количество коммунистов, разбирающихся достаточно тонко в вопросах искусства вообще и театра в частности весьма невелико. Под давлением необходимости послать кого-либо партия и РАБИС могут двинуть к вам весьма неподходящих людей, с которыми у вас могут возникнуть нежелательные прения <…> Вопрос о включении в тонкие организмы коммуниста я и сам считаю вполне своевременным, но хотел бы сделать это с величайшей осторожностью, вводя по преимуществу тех, которые уже стоят близко к театру.

Международная выставка декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. Grand Palais. Главная лестница и вход на экспозицию СССР.

Международная выставка декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. Grand Palais. Главная лестница и вход на экспозицию СССР

***

Международная выставка декоративных искусств и художественной промышленности в Париже

Участие России на Парижской выставке является большим событием для всего мира, питающегося в течение 7 лет ложной информацией о нас <…> все страны твердо верили в то, что СССР явление краткосрочное, преходящее <…> сейчас же для всех стало очевидным, что сама жизнь самым актуальным образом упирается в СССР и что требует знать его таковым, каков он есть.

О.Д.Каменева

Наш бюджет и наше экономическое положение не позволяют нам потратить на Выставку те миллионы франков, которые без труда затрачивают на это богатые капиталистические государства Европы. Наш павильон по необходимости будет выглядеть пролетарием в этой блестящей и радостной толпе.

Л.Б.Красин

Отдел СССР был своего рода «гвоздем» выставки <…> Зачастую обыватель бывал огорошен <…> Как характерны, отнюдь не редко звучавшие замечания о «большевистской архитектуре» (К.Мельникова и А.Родченко), о «сумасшедшем театре» и т.д. И да, наш «сумасшедший театр» не обошелся без Надежды Ламановой, так как дамские костюмы для «Принцессы Турандот» были созданы ею. Спектакль Студии им. Евг. Вахтангова получил почетный диплом, а также художник И.И.Нивинский, писавший эскизы для этого спектакля, удостоен золотой медали (как и А.А.Экстер за эскизы и макеты к спектаклям Камерного театра, В.Г.Меллер за оформление спектакля в театре «Березiль»).

П.С.Коган

А.М.Родченко – В.Ф.Степановой

Каков Париж внешне, этот город шика, расскажу по приезде. За гроши, то есть за 80 рублей, я купил костюм, ботинки и всякую мелочь – подтяжки, воротнички, носки <…> Женщины стригутся по-мужски, как ты, носят, главным образом, коричневое пальто, как у тебя, обтянутое сзади; короткие юбки, почти до колен, и темного цвета чулки, туфли. Вообще, вроде девочек.

***

На протяжении немногих недель МХАТ 2-й обогатил свой репертуар двумя постановками, свидетельствующими об определенном уклоне. Есть внутренняя закономерность в переходе от яда гамлетовских отрицаний к пряничной пестряди «Блохи» <…> Мхатовцы подходят к современности с гамлетовским отчаянием – и в то же время рисуют вчерашнее в приторно-затейливых тонах… МХАТ 2-й подвергает зрителя обработке и не мытьем, так катаньем, то заунывно гамлетизирует, то конфетизирует прошлое. Театр на пути – если вовремя не остановится – все дальше уводящем от советской общественности.

С.Гр–ев. Рабочий зритель

***

Оказывается, что в Гублите запретили «Муху-Цокотуху». Итак, мое наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное произведение уничтожается только потому, что там упомянуты именины!! Тов. Быстрова, очень приятным голосом, объяснила мне, что комарик – переодетый принц, а муха – принцесса. Это рассердило даже меня. Этак можно и в Карле Марксе увидеть переодетого принца! <…> Она стала утверждать, что рисунки неприличны: комарик стоит слишком близко к мухе, и они флиртуют. Как будто найдется ребенок, который до такой степени развратен, что близость мухи к комару вызовет у него фривольные мысли <…>.

Как критик я принужден молчать, ибо критика у нас теперь рапповская, судят не по талантам, а по [парт]билетам. Сделали меня детским писателем. Но позорные истории с моими детскими книгами, их замалчивание, травля, улюлюкание – запрещение их цензурой – заставили меня сойти и с этой арены.

К.И.Чуковский. Дневник

***

В августе 1925 года, совершенно неожиданно, Мейерхольд со своей молодой женой Зинаидой Райх приехал в Рим. <…> Он очень забавно показывал, как платить по счету в ресторане, если вы не говорите по-итальянски. Хозяин подает счет; Мейерхольд, насупившись, долго смотрит в него и затем впивается глазами в хозяина. Тот быстро смущается, берет счет обратно, поправляет что-то и возвращает его Мейерхольду. Опять то же самое: изучение счета, упорный взгляд на хозяина, смущение хозяина, исправление счета… Мейерхольд проделывает в третий раз это мимическое упражнение и только после этого платит со спокойной душой.

Л.Иванова. Воспоминания об отце

***

Е.И.Тиме – Е.П.Карпову

С радостью узнала, что в ваших руках работа над «Виринеей». Прочла роман и пришла в уныние. Очень уж трудна роль, с одной стороны – быт, с другой – какая-то «новая» женщина. Новая-то новая, а вот какая – никто не знает и изволь всем угодить. А вы знаете, как я плохо чувствую себя в быте. Только на вас вся надежда. <…> Мы здесь [в Ессентуках] далеки от театра, хотя сами собираемся играть «Огни Ивановой ночи», чтобы своим трудом расплатиться с курортным управлением за наше бесплатное помещение и лечение.

***

Искромсал статью Раскольников, переписав ее своим стилем. Воронский изрезал мой рассказ. И все это надо терпеть, считая в этом великом строительстве нового мира себя самого случайным <…> явлением.

Вы, мне кажется, имеете в постоянном подозрении мою советскую совесть, но я в отношении советской власти, клянусь вам, чист не меньше, чем был Моцарт перед Сальери. Ведь Сальери был типичный парт-человек.

Хоть бы минуту побыть с самим собой и собраться с силами – вот это нужно человеку, иначе он <…> не узнает себя самого.

М.М.Пришвин. Дневники

***

Гастроли Камерного театра в Европе

Постановка «Святой Иоанны» – победа. Таировская проблема разрешена. Ясно и определенно: Таиров воплощает в себе театральную революцию со всеми опасностями и жертвами революции, завоеванной новой территорией, завоеванным будущим, в бурных порывах штормового ветра, перед которым устоять нельзя. Кто избавится от колдовства этих масок, этого дьявольского кардинала-инквизитора, и того декадентски утонченного, примитивно патологического короля-глупца, кто останется холодным при сцене суда?

Подобного художественного волнения я никогда еще не переживал в своей жизни. Чувствуешь, что перед тобой самый доподлинный, чистейший, свободный, беззаботный, насквозь пропитанный оживлением театр, самое существо, квинтэссенция театра. Будем благословлять небо, если хоть частично на нашей сцене пронесется русская революционная буря.

Dresdner Volkszeitung

Блестящий результат, которого достиг Таиров в «Грозе», обязан его изумительному искусству обобщать. Главным фактором воздействия этого спектакля на нас было таировское искусство созидания театрального образа <…> Самым характерным в этом способе воплощения было исполнение Алисой Коонен роли Катерины. Словно воплощение глубокой меланхолии в образе чудесной русской женщины <…> В высшей степени выразительно и просто играет театр Таирова. Мы не понимаем ни слова и в то же время переживаем все вместе с актером. Успех был поистине огромный.

Бернхард Дибольд. Frankfurter Zeitung

Я думаю, что главное несчастье Камерного театра – та реклама, которая невольно сопровождала его работу в Москве и его турне по Европе.

О нем так трудно писать, что даже искренне желавшие похвалить люди перечисляли:

В Камерном театре артисты занимаются акробатическими трюками;

1) мажут лица краской;

2) уходят в оркестр;

3) появляются в чем-то неизбывно футуристическом.

Поэтому, когда я шел на спектакль, у меня было тихое, но упорное подозрение, не покажут ли мне что-либо вроде еще давнишних пьес Маяковского, где «человечище со слезищей» ест собственный жилет, или пьесы Василия Каменского, в которой героиня плачет в галошу.

Ничего этого в Камерном театре – по крайней мере, судя по «Жирофле-Жирофля» – нет. И акробатические трюки, и футуристические костюмы, и краска на лице – все это сделано, в конце концов, с такой содержательностью и таким вкусом, что создает целостное и хорошее впечатление.

Аркадий Бухов. «Эхо». Ковно

Кадр из фильма «Броненосец "Потемкин"»

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»»

***

Этот фильм [«Броненосец Потемкин»] делался по заданию Юбилейной комиссии ВЦИК СССР, созданной для организации празднования двадцатилетней годовщины революции 1905 года. Комиссия предъявила студии жесткие требования; съемки следовало начать в августе, а сдать фильм в декабре, к годовщине московского вооруженного восстания. Фильм предназначался для демонстрации на юбилейном заседании ЦИК СССР <…>

Было решено, что фильм будет демонстрироваться после торжественного заседания в Большом театре на огромном экране в сопровождении симфонического оркестра <…>

Мы не успевали.

И когда наступил день торжественного юбилейного заседания, мы еще монтировали фильм.

Когда наступил час показа, последние части еще не были готовы.

Оператор Э.Тиссэ уехал с готовыми частями в Большой театр и вынужден был начать просмотр. С.Эйзенштейн отправился следом за ним с предпоследней частью. Я остался доклеивать последнюю часть. Закончив, я повез ее на просмотр, но мой мотоцикл «отказал» у Иверских ворот и мне пришлось бежать до Большого театра пешком.

Когда я взбегал по лестнице к кинобудке, меня поразил гром аплодисментов, доносившийся из зала.

Григорий Александров. «Эйзенштейн в воспоминаниях современников»

***

27 декабря 1925 года Сергей Есенин покончил с собой <…> Значение Есенина именно в том, что он оказался как раз на уровне сознания народа «страшных лет России», стал синонимом и ее падения, и ее стремления возродиться <…>

Из могилы Есенин делает то, что не удалось никому из живых: объединить русских людей звуком русской песни, где сознание общей вины и общего братства сливаются в общую надежду на освобождение.

Георгий Иванов. «Серебряный век». Мемуары

Материал подготовила Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
Декабрь 2024 года.