Пушкин танцует, Горький декламирует

Сцена из спектакля «Пиковая дама. Балет». Фото С.ДОСТАЛЕВА

Сцена из спектакля «Пиковая дама. Балет». Фото С.ДОСТАЛЕВА

В Нижегородском театре оперы и балета состоялись две балетные премьеры – в июне на основной сцене прошла мировая премьера «Пиковая дама. Балет», а через месяц выпустили диптих «Горький. Балет» в Концертном пакгаузе на Стрелке.

Хореографом спектакля «Пиковая дама. Балет» выступил худрук Урал Балета Максим Петров, который уже работал с труппой в проекте «Терезин. Квартет». Партитура «Пиковой дамы» была заказана Юрию Красавину задолго до того, как он согласился написать музыку к одноименному балету Юрия Посохова в Большом театре.

Авторы нижегородского спектакля хотели абстрагироваться от одноименной оперы Чайковского, так в закавыченное название произведения попало слово «балет». Сюжет выстраивается вокруг немца Германна, который служит в России военным инженером. Пространство, где он живет, оборудовано учебными досками и занавесом, на которых видны написанные мелом и уже полустертые формулы. Здесь же собираются офицеры, и Томский рассказывает историю своей грандиозной бабушки. Впечатлительный Германн немедленно выходит на улицу и бродит по городу, пока не находит дом Графини. По идее постановщиков балет разделен на множество сцен, в каждой из которых классический сюжет повести продвигается на шаг вперед, и для каждого эпизода сочинены танцы солистов и кордебалета. Причем у некоторых сцен есть по два плана, например, сначала где-то у задника появляются силуэты платьев (художник по костюмам Татьяна Ногинова), а уже потом на авансцену выходят танцующие, или же люди так и не выходят, но происходит перемена декораций. Складывается устойчивое ощущение двойной реальности – есть странное видение Германна, и есть обычный ход событий. Декорации (художник-постановщик Альона Пикалова) меняются со скоростью звука, и зрители постоянно ловят себя на мысли, что смотрят фантастическое кино. Художник по свету Константин Бинкин для некоторых сцен придумал диковинное музейное освещение, в котором особенным образом выглядели ткани разных фактур: шелк и шифон растворялись, сливались с сумерками, а золотые вставки на юбках зловеще подмигивали.

В задачу Максима Петрова входило наполнить все сцены танцевальным содержанием, избегая пантомимы. Таким наполнением стали многочисленные баллабили – массовые номера, когда группы разряженных танцовщиков просто танцуют вальсы, польки, галопы. Петров не забывал ни на минуту, что он работает с труппой, которая была создана не так давно, ее репертуар достаточно ограничен, и артистам необходимы постоянные тренинги, прежде всего в классическом танце.

В первом акте Петров поставил интересный квартет солистов-мужчин. Томский, Сурин и Нарумов окружают Германна и танцуют короткие соло с прыжками, турами и необычными движениями с откидыванием корпуса назад. В квартете выделяется Томский в исполнении японца Сюго Каваками, чей персонаж в этой сцене учит товарища, с какой легкостью и беззаботностью нужно жить. После выполненной им с улыбкой на лице дюжины пируэтов и туров в воздухе зал зашелся аплодисментами. Каваками учился в Перми, работал в Самарском театре оперы и балета, где успел станцевать несколько сольных партий, а затем вслед за управляющим балетом Валерием Коньковым перешел в Нижегородский театр оперы и балета. Также блеснули Нуркубат Нурлан (Сурин), в репертуаре которого больше характерных партий, и Дмитрий Пельмегов (Нарумов). Насыщенной с точки зрения танцев и присутствия на сцене получилась роль Лизы. Кроме двух дуэтов с Германном, у нее есть небольшие танцевальные реплики, емко описывающие персонажа. С самого начала Лиза понимает свое положение бедной родственницы и ведет себя соответствующим образом, в танце же расцветает. Прощальный дуэт с Германном Петров поставил в расчете на выносливость балерины, которая надеется довести свое романтическое приключение до конца и не перестает приглашать равнодушного Германна к танцу, даже когда их дуэт перерастает в трио с агрессивным призраком Графини. Театр подготовил три состава на роль Лизы во главе с японкой Маюкой Сато, выпускницей МГАХ – она набрала репертуар сначала в Марийском театре оперы и балета, затем в Астрахани и Самаре, и только в Нижнем Новгороде получила заслуженный высший ранг балерины. Ей не уступали и другие Лизы – Александры Зреловой и Елизаветы Каназаси. В роли Графини выступила приглашенная балерина Большого театра Мария Александрова, которая была убедительна и в сценах, где скрюченная старуха восседает в кресле, и в многочисленных танцевальных эпизодах, перевоплощаясь в красавицу-Венеру, кабаретную диву и классическую балерину. Максим Просянников в роли Германна предстал собирательным героем русской литературы, с чертами Родиона Раскольникова и князя Мышкина разом. У Джотаро Каназаси Германн похож на иностранца, уже чувствующего себя в России уверенно, и это можно понять, учитывая, каких высот здесь достиг японский танцовщик.

В целом работа Максима Петрова и его ассистента Александра Меркушева с труппой дала видимые результаты: ведущие солисты показали, на что способны, вышли на новый уровень солисты и корифеи, и, главное, аккуратнее и чище стал танцевать кордебалет, который находится на сцене постоянно, едва успевая менять костюмы. Все репетиции и спектакли блестяще провел маэстро Федор Леднев, вышедший в топ ведущих российских дирижеров и свой статус уверенно подтвердивший участием в очередной мировой премьере.

***

Сцена из спектакля «Горький. Балет». Фото С.ТЮТЕЛОВА

Сцена из спектакля «Горький. Балет». Фото С.ТЮТЕЛОВА

Премьеру «Горький. Балет» театр выпускал вместе с фестивалем Context. Diana Vishneva. Идея постановки принадлежит худруку театра Алексею Трифонову. Сюжет нового спектакля основывается на двух произведениях Максима Горького – пьесе «На дне» и поэме-сказке «Девушка и смерть»: первую часть поставил хореограф Павел Глухов, вторую – Кирилл Радев. Музыку к обеим частям (Струнный квартет № 1 Николая Мясковского и Струнный квартет № 14 Франца Шуберта «Смерть и девушка») исполняли музыканты оркестра La Voce Strumentale. За сценографию и костюмы отвечала Анастасия Нефедова, за свет – Стас Свистунович.

«На дне» Глухова началось с интерактива – завсегдатаи ночлежки вышли в зал и начали перекидываться репликами еще до того, как зрители расселись по местам. Говорили они преимущественно о картах и алкоголе. Также в зрительном зале до начала уже были развешены бесформенные валуны из прозрачного материала, упакованные в бумагу, похожие камни обнаружились и на сцене. Висящие объекты станут частью декораций к обеим частям спектакля. Выбор места для показа «На дне» оказался символичным – через прозрачную стену Концертного пакгауза открывается вид на Рождественскую улицу, в том числе и на ту ее часть, которая во времена Горького называлась Миллионкой (или Миллиошкой), где до постройки в 1885 году знаменитого Ночлежного дома Бугрова ютились бездомные, вроде выведенных в пьесе персонажей.

Павел Глухов стремился к тому, чтобы все герои его спектакля получили возможность высказаться – станцевать монолог или дуэт, поучаствовать в групповой танцевальной сцене. Для этого он сокращает число персонажей многонаселенной пьесы, и прежде всего исключает Луку. Глухов не стремится дословно передать содержание пьесы, скорее выводит определенные типы людей и дает им танцевальные характеристики. У него есть лирическая героиня – Анна (ее исполняет Анна Мельникова), умирающая от болезни и постоянных побоев мужа. Ее мужа Клеща (Илья Девай) характеризуют топорные движения. Анна танцует тревожное соло, используя ломаную современную пластику. Ее противоположность – Василиса Карповна, жена содержателя ночлежки Костылева. Она одета в широкие брюки и разговаривает взмахами ног и рук, словно нападает на противника в карате. С самого начала очевидно, что ее очередной приход в ночлежку принесет кому-то несчастье и смерть. Ее сестру Наташу исполняет Екатерина Шуверова, и ввиду отсутствия в списке действующих лиц проститутки Насти некоторые черты распутницы достаются ей. Пластика Наташи балансирует между балетом и современным танцем, из-под кофты у нее виднеется черная пачка – словно в мечтах о лучшей жизни она видит себя балериной. Вор Васька Пепел в исполнении Артема Зрелова предстает брутальным типом. Кошачьей пластикой выделяется Сюго Каваками в роли Актера.

Очевидно, Павел Глухов ждал от исполнителей личного отклика в раскрытии характеров их персонажей, буквально подталкивая их к авансцене для монологов, а все групповые танцы жестко простроил сам. Особенно запомнился танец с элементами брейкданса, когда люди с улицы бросаются со всей силы на руки вниз головой, давая четкое представление о своем социальном статусе. Сообщают они о нем громко и со своего рода достоинством. В целом Глухов не перегружал балетных артистов изучением незнакомых им техник contemporary dance, но использовал те ресурсы, которые у них имелись как у классиков. Получился сюжетный спектакль, решенный только с помощью танцевальных композиций, без затяжной пантомимы, которая сразу переводит стрелки часов на драмбалет.

Начиная с лета прошлого года хореограф Глухов был очень востребован. Он поставил в МАМТе балет Настасьи Хрущевой «Последний сеанс», через месяц в рамках фестиваля Context. Diana Vishneva выпустил «Дуо» на музыку Алексея Ретинского для двух балерин – Дианы Вишневой и Дарьи Павленко. В июне 2024 года он как хореограф участвовал в мировой премьере «Свадебки» Стравинского, пролог и эпилог к которой написал Николай Попов, и через три недели дебютировал в Нижнем Новгороде. Последний спектакль у Глухова получился гармоничным – хореограф смог избежать самоповторов, выкристаллизовался его индивидуальный постановочный стиль.

На протяжении всего спектакля стеклянная стена пакгауза была задрапирована, создавая на сцене и в зале безрадостную обстановку, и только в финале портьеры слегка раздвинулись. В эту образовавшуюся щель, через которую в зал хлынул свет, и нырнул Актер. После окончания «На дне» драпировку сняли и снаружи за стеклянной стеной установили муляж скалы, на который уселась Смерть из сказки Горького (тоже муляж), ожидая в антракте возвращения Девушки.

Карьера хореографа и танцовщика Кирилла Радева успешно развивалась за границей, в настоящее время он тесно сотрудничает с танцгруппой Context. Свой спектакль в Нижнем Новгороде Радев поставил в ироничном ключе. Оба заглавных женских персонажа у него танцуют, и обе артистки делают это изыскано красиво. Рассказчик, замаскированный под молодого Максима Горького, читает те строки из знаменитого стиха, где речь идет о неразлучности Любви и Смерти. Кроме эпизодов с Рассказчиком, по ходу дела превращающегося в возлюбленного Девушки, ради которого она выпросила у Смерти отсрочку, и томного женского дуэта, на сцене долгое время находятся странные персонажи в черных шортах и красных гольфах. Если бы не список действующих лиц, никто бы не догадался, что это комары в исполнении двух солистов и двух солисток театра. Пока главные герои выясняли отношения, комары, которых постановщик назвал «Окружение», выплетали вокруг них замысловатые па. Возникает мысль о параллели между музыкальным наваждением струнных Шуберта и назойливостью комаров, без которых на природе, где происходит действие балета, не обойтись. Судя по другим спектаклям, Радев владеет широким спектром техник современного танца, но его, как и Глухова, вдохновляют своим совершенством классические артисты, и в Нижнем Новгороде он создал современный балет с элементами гротеска.

Вместе с «Золотым ключиком» Моисея Вайнберга, который показывали в конце ноября 2023 года, театр выпустил за сезон три премьеры. Все эти спектакли напрямую связаны с произведениями русских и советских писателей – Александра Пушкина, Максима Горького и Алексея Толстого. Сюжетные балеты в руках хореографов молодого поколения нашли новое перспективное русло, к драмбалету никакого отношения не имеющее. А первой премьерой следующего сезона станет «Лебединое озеро», которое поставит Александр Сергеев. Танцовщик и хореограф из Мариинского театра обещает существенно переработать сюжет, и его неожиданные перипетии будут снабжены новой авторской хореографией.

Екатерина БЕЛЯЕВА

«Экран и сцена»
Август 2024 года.