Школа летания

Фото В.БЕЛОБЕЕВА

Фото В.БЕЛОБЕЕВА

Уже тринадцать лет «Выкса-фестиваль» приглашает художников вступать в диалог с местными жителями для создания муралов, выставок, шествий и спектаклей. «Сочинение будущего» – спектакль творческой команды режиссера Бориса Павловича, драматурга Элины Петровой, художниц Ольги Павлович, Марии Лукки и Кати Голотвиной, композитора Романа Цепелева, видеохудожника Игоря Домашкевича, художника по свету Бориса Кузнецова и театрального педагога Анастасии Жуковой с участием пятидесяти выксунцев, – самый масштабный театральный проект такого сотрудничества в этом году.

«У фестиваля был запрос на создание драматического спектакля с жителями Выксы. Он обусловлен тем, что в городе нет профессионального театра. Документальный театр с выксунцами делали уже не раз, и теперь было интересно поставить что-то игровое, от начала до конца сочиненное, с ролевой структурой и художественным текстом. Так мы придумали свой жанр – всемирный спектакль-летание», – рассказывает Борис Павлович.

На время «Выкса-фестиваля» городская гимназия № 14 превратилась в Институт летания имени А.В.Сухово-Кобылина, в котором все сотрудники – они же горожане в белых комбинезонах, серебряных кроксах и защитных очках, – трудятся перед запуском межпланетной экспедиции. Спектакль устроен как тотальная инсталляция: множество пространств школы открыты для свободного посещения или же для входа по сеансам. На исследование местности у зрителей есть полтора часа. Обрамляют и логически кольцуют это путешествие пролог и эпилог, сводящие вместе всех участников и зрителей.

Идея сделать институт летания и связать его с именем Сухово-Кобылина пришла Павловичу после изучения выксунского контекста. Оказалось, что Сухово-Кобылин, чьи труды стали предтечей русского космизма, жил в Выксе. Его мысль о всемирном человечестве и вечном полете стала объединяющей.

Ожидая начала, посетители института исследуют доступные локации. Можно заглянуть в отдел хранения и сбора повседневности, где сотрудники принимают ненужные вещи для отправки в космос и вместе с их владельцами размышляют, что эти вещи могут рассказать о нас жителям другой планеты. В отделе переговоров шепотом (потому что на Земле слишком шумно и суетно) можно пообщаться с обитателями других планет через витиеватые трубы, уходящие на второй этаж. По пути поглядеть на забытые летающие объекты в виде светящихся глобусов и пирамидок за решетками раздевалок. Зайти на заседание ученого совета, где за круглым столом пятеро на вид еще дошкольников в черных пиджаках и шортах, чудных металлических касках и очках с поразительной уверенностью отвечают на любые вопросы. Увидеть прямое включение с Сатурна: в зеркально-синем отверстии в стене девушка по имени Вера Субботина произносит философские максимы, соотносясь с учением Сухово-Кобылина. Поговорить с глазу на глаз о будущем с космическим оракулом – как побывать на сеансе у психотерапевта.

Не успеваешь посетить все помещения, как вдруг из мегафона раздается голос Бориса Павловича, то есть сотрудника института Сергея Коробкова, приглашающий пройти в зал собраний, он же актовый зал. Там, как на типичном школьном мероприятии с фанфарами и выступлением директора (а в институте летания – канцлера), объявляют о запуске межпланетной экспедиции. И презентуют троих левитанток, девочек подросткового возраста, среди которых Соня 002 с вживленным мозгом обезьяны. А дальше, когда запущено время до начала полета, зрители расходятся по пространствам гимназии и сочиняют собственный спектакль из эпизодов, которые им удается увидеть за полтора часа.

Вселенную Института летания наполняли содержанием сами горожане. Чтобы реализовать свои идеи, участники встречались каждую неделю по выходным, а ближе к выпуску спектакля и ежедневно. С непривычно большой группой работала вся постановочная команда, стараясь присутствовать на всех этапах. В команде был и театральный педагог Анастасия Жукова: «Я отвечала за экологию отношений в проекте. Моей целью было создание безопасного пространства и устойчивой команды, чтобы участники научились партнерству и комфортно ощущали себя в коллективе. Занятия включали разминку, основную часть (это были в основном театральные тренинги на раскрепощение и импровизацию) и рефлексию».

О процессе сочинения драматург Элина Петрова рассказывает так: «В этом проекте много фикционального. Это своего рода мокьюментари. Но в процессе совместного придумывания мы отталкивались и от личных историй участников. Персонажей они придумывали сами, исходя из личных интересов и вопросов, которые им хотелось разработать. Такое соединение дает возможность работать со своей историей на дистанции, гарантируя безопасность, потому что не происходит погружения в личное. Есть маска персонажа и выдуманный мир, через которые можно игрово представить и проанализировать реальность».

За одно посещение Института летания можно успеть посмотреть две-три сцены из созданных пяти. Каждая из них представляет собой законченную историю. Они не складываются в единый нарратив, поэтому порядок просмотра не важен.

В одном из школьных классов идет «Лекция Николая Субботина о Сатурне». Он в этом специалист: дело в том, что его жена с 2011 года находится там в экспедиции и выходит на связь к ним с дочкой всего лишь раз в год. И этот раз выпал сейчас на время лекции. Так и проходит сеанс – факты о Сатурне прерываются случайными видеосообщениями с планеты. На деле Николай Субботин – Александр Елизаров, и он никогда не преподавал, тем более астрономию. Александр работает водителем такси: «Свой эпизод я полностью выдумал и играю вымышленную роль. После показов не раз возникали вопросы о том, где я преподаю, меня даже пригласили в школу работать. Но надо сказать, что все сложилось не сразу. Как и многие здесь, я прошел в проекте все этапы от расстройства и непонимания, куда мы движемся, до эйфории от творческого процесса и того, что у нас в итоге получилось».

В другом классе зрители становятся наблюдателями романтической истории «Хронолекторий: лекция о временных аномалиях». В комнату то и дело забегают влюбленные друг в друга Виктория и Матвей, но встретиться им все никак не выходит, они затерялись в пространственно-временном хронотопе. И пока девушка пытается уговорить маму, канцлера института, помочь в поисках, парень сочиняет стихи для возлюбленной вместе со зрителями. Влюбленного играет Матвей Кудашов, гейм-дизайнер и преподаватель программирования: «Поначалу я пытался вспоминать и развивать чувство влюбленности, которое я испытывал в реальной жизни, чтобы не изображать. Но ничего не выходило. Поэтому я начал играть, и так мне стало интереснее, я себя чувствую более свободным. Очень помогает, что наш эпизод во многом импровизационный. Можно соотноситься с реакцией зрителей и живо взаимодействовать».

В перерывах между сеансами стоит заглянуть в столовую, точнее в зал содержания космических преступников. Там за тарелкой слипшихся макарон сидят чудаковато одетые инопланетные существа, а их надзирательница – повариха в совершенно земном обличии. Поговорив с одним – с ног до головы обвитым черной и белой проволокой, я выяснила, что отправлен он в этот зал из-за часто сменяющейся внешности. А происходит с ним это, потому что он не может найти себе место и определиться с собственным «я». Там же можно увидеть, как девочка разговаривает с цветами (а потом самим поговорить с ними, вот только отвечают они на пока недоступном землянам языке), упрашивая вылечить маму. Эту девочку играет школьница Ксения Калаганова: «В моем эпизоде очень много меня самой. Я долго и тщательно придумывала не только историю своей героини, но и то, как она выглядит. Все мои идеи я отдавала нашим кураторам, а они выращивали их и помогали грамотно собрать в логичное целое и воплотить в жизнь».

Среди участников коллектива есть и профессиональная актриса Нина Холодова, она вместе с сокомандниками сочиняла эпизод «Конспирологический отдел». В крохотном фольгированном кабинете в свете синих ламп двое космических следователей – подростков в серебристых комбинезонах, берцах и с автоматами – ведут пристрастный допрос двоих мальчишек. Дело в том, что ребята, копавшие картошку в бабушкином огороде, наткнулись на модуль всемирного летания и попали прямиком на космическую станцию. Мучения обвиняемых прерываются приходом той самой бабушки. Как оказалось, правнучки Сухово-Кобылина, видимо, не успевшей поведать внукам фамильный секрет. Как ни в чем не бывало она вручает ребятам лопату и гонит на грядки. Картошку-то не докопали. Тут даже у следователей нет аргументов против. Бабушку играет как раз Нина Холодова, сейчас она преподает в детской школе искусств: «Меня очень заинтересовала идея проекта: заранее написанного текста не просто нет, его нужно придумать самостоятельно. И, конечно, мне захотелось тряхнуть стариной. Давно не выходила на сцену. В “Сочинении будущего”, в отличие от работы профессионального театра, есть свежесть. Здесь собрались люди, не испорченные театром, они мечтают играть на сцене. И эта положительная, молодая энергия очень заряжает».

Об энергии, которая аккумулируется внутри проекта, говорили все, с кем мне удалось пообщаться. Встретившись благодаря проекту, участники стали сообществом, объединенным коллективным творчеством, которое воплотилось в масштабный и значимый проект. «В начале мы присматривались друг к другу, но вскоре поймали общую волну, подружились и стали единым целым. Несмотря на разницу в возрасте, мы вместе гуляем, ходим на дискотеки, посещаем городские мероприятия», – рассказывает Марина Проклова, исполнительница роли канцлера института и парикмахер в жизни.

На вопрос, действительно ли участники сочинили будущее, мне чаще отвечали «нет». Но за этим следовали слова о трансформации настоящего. Не будучи знакомыми раньше, они собрались и наделили найденными вместе смыслами привычное городское пространство. Смыслы эти – незатейливые и оттого очень ясные. В финальном эпизоде их произносит бабушка, та самая правнучка Сухово-Кобылина: нам не надо готовиться к полету. Мы уже летим в нашем доме-всемире, где каждый из нас – член экипажа, который отвечает за полет. Так и выксунцы этим спектаклем утверждают ценность ответственности за место, в котором живут. И ценность его преображения. 

Следующие показы «Сочинения будущего» планируют провести на осенних каникулах. 

Анна ШАЛУНОВА

«Экран и сцена»
Август 2024 года.