Из письма Вл.И.Немировича-Данченко О.С.Бокшанской
Только сегодня похоронили Ленина. К его гробу (в Колонном зале Дома Союзов) ходили несколько суток непрерывно. Так, нашим со студиями предложили идти в 4 часа ночи. И пошло более 200 человек. И, несмотря на такой час, все-таки была непрерывная очередь.
Сегодня, как нарочно, отчаянный мороз, до 25 градусов. Однако даже я, в колонне МХАТ, пришел на Красную площадь, где около могилы на высокой трибуне стоял гроб. Все организации дефилировали и, опустив стяги и возложив венки, проходили дальше. В 4 часа гроб был опущен в склеп (там же на Красной площади), и в этот час на всей территории Союза Советских республик на 5 минут должно было остановиться всё – все работы, всякое движение…
Спектакли прекратились на всю неделю. Убыток для нас огромный.
***
Ввиду намеченного переустройства так называемой Александровской колонны, сооруженной архитектором Монферраном и стоящей посреди площади Урицкого, и водружения на ней вместо стоящей теперь фигуры ангела с крестом статуи Великого вождя пролетариата тов. Ленина, провести осмотр названной колонны и определить, какой величины должна быть эта статуя в пропорции ко всему памятнику, и выяснить, имеется ли в настоящее время уже готовая модель потребного размера.
Приказ № 16 по Ленинградскому отделу коммунального хозяйства
***
Нам кажется, что то, что происходит в «Лесе» Мейерхольда, это что-то необычайное. На самом деле, ничего подобного. Это тот же натурализм Художественного театра по своему существу <…> Никакого откровения здесь нет. Исковеркали Островского – нехорошо; не исказили – тоже нехорошо. Вообще защищать Островского не стоит, тем более что он умер, дело не в этом. А дело в том, что Мейерхольд – декадент, и как декадент он прежде всего разрушает <…> Он спец по разрушению, он все уничтожает: ломает декорации, автор подвернулся, он ломает и его, рампа – и рампу поломал, не сломана только касса в театре.
Вадим Шершеневич
Из стенограммы диспута о спектакле «Лес»
Сцена превратилась в движущуюся систему вещей и предметов, центром которых был сам актер. Он бегал по сцене, разыгрывая короткие пантомимические сцены, подвижные фарсы и скетчи, и вещи непрерывным потоком двигались за ним, перемещались по сцене, без конца сменяя друг друга в своеобразной конвейерной системе… Из-за сцены, на глазах у зрителя появлялись и снова уносились фрукты, тыквы, банки, тазы, кувшины, столы, садовые скамейки, рояли, зеркала, трельяжные беседки, гигантские шаги, качели. И все это двигалось, проходило через руки актера, становилось легким, превращалось в своеобразные предметы жонглера.
Б.Алперс. «Театр социальной маски»
***
Хотят вменить художнику «трудовое происхождение». Удивительно, как не додумались до трудовой регуляции любви.
Мне снилось повторно через всю ночь, что художник до тех пор только свободен, пока не опубликовал свою мысль.
Какое же это будет творчество, если государством предустановлено, что художник непременно стоит на марксистской платформе и на пролетарской позиции.
М.М.Пришвин. Дневники
Борьба с нэпанизмом в театре
После военного коммунизма театр подпал под влияние НЭПа и стал ареной художественной контрреволюции. Так больше нельзя! Государство тратило огромные суммы на театры. Нужен художественный контроль над всеми театрами при губполитпросветах; в противном случае мы можем вернуться к репертуару царских театров.
Петербургский. «Жизнь искусства»
***
Много страстей поднялось и улеглось в эту неделю: первая – письмо московских литераторов – протест против нынешних литературных условий <…> Слонимский взял эту бумагу в Госиздат, там целая куча пролетарских и полупролетарских писателей объявила эту бумагу «недостаточно сильной» и составила свою «более сильную». Я глянул и увидел, что она есть и «более сервильная» <…> В ней заключается чудовищное предложение – вербовать цензоров из среды писателей <…>
В Госиздате снимают портреты Троцкого, висевшие чуть не в каждом кабинете <…> Портрет Луначарского висит теперь во «Всемирной литературе» на видном месте – есть и «уголок Ленина».
К.И.Чуковский. Дневник
Выступление А.Я.Таирова
Если моя трактовка вещи в результате окажется социально-общественно вредной, после этого снимайте ее с репертуара, если я вещь сделаю контрреволюционной, отправляйте меня в Бутырки. Но если я своей работой над вещью заостряю ее <…>, то дайте мне возможность работать свободно.
«Святая Иоанна» была разрешена Реперткомом, и только после этого разрешения мы приступили к работе. В ней было вымарано несколько фраз важных, нужных, кардинальных, была вымарана одна фраза, которая является ключом к пьесе <…> без нее нет смысла в пьесе до конца. Но вот потом начали ползти слухи, что «Иоанну» снимают. Эти толки вдруг приняли такие гипертрофические размеры, что уже и Репертком счел нужным пересмотреть пьесу. Это было всего за три дня до спектакля <…> Мы репетировали каждый день до пяти-шести часов утра, чтобы собрать то, что пришлось растерять при неожиданной второй цензуре. Это я считаю неправильным, недопустимым.
Стенограмма диспута о современном театре 16 ноября 1924 года
С.В.Гиацинтова – Ф.Н.Михальскому
Я, кажется, никогда и ничем так не увлекалась, как этой постановкой… Миша [М.А.Чехов] душой говорит, и так как язык этой души необычайно талантлив, его слышат все и плачут <…> Успех его какой-то небывалый в наше холодное, черствое, трезвое время… Мы дни и ночи говорим о «Гамлете», переживаем успех, переживаем – вдыхаем его.
***
Он болен, несомненно, болен, этот тщедушный, хрупкий человек, но это не «болезнь» Гамлета Шекспира, а болезнь современного горожанина, нервы которого не выдерживают бури времен. Нужен ли такой Гамлет сейчас? Нет, не нужен!
М.Загорский. «Жизнь искусства»
***
Опасная затея Таирова, как и следовало ожидать, окончилась тяжелой катастрофой. Спектакль получился «убийственный» <…> самый беспристрастный анализ и самая благожелательная критика не могут не констатировать полной неудачи.
Вл.Масс «Гроза» в Камерном театре. «Новый зритель»
Я с грустью думаю о том, что ничего не выходит из «назад к Островскому» и что театр, даже при добром желании, опрометью бежит от Островского <…>
Все тут в спектакле половинчато, робко, нерешительно, боязливо. Стилизованные костюмы… и почти нестилизованная, а, так сказать, нормальная реалистическая игра. Порою чувствовалось стремление перегрубить – так перегрублены Дикой, Кабаниха, Варвара. И теперь добавьте к этому Катерину, у которой нет крыльев, чтобы полететь <…>
Иногда казалось, что Коонен думает только о том, как бы скорее договорить до конца свою роль…
А.Кугель. «Жизнь искусства»
***
После долгих и безуспешных поисков современного автора дирекция академических театров поставила на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета несколько опер старых композиторов, наиболее революционных по сюжету. Но оказалось, что ни одна из них не удовлетворяет современного зрителя <…> Балет настолько пропитан помещичье-аристократической культурой, что в нем не нашлось даже крупицы хотя бы самой поверхностной революционности. Принимая меры к созданию новых произведений, дирекция предложила ряду современных драматургов дать революционные сюжеты на музыку старых опер.
Сюжет оперы «Гугеноты» Д.Мейербера предположен к переделке в «Декабристов». Офицерско-аристократический заговор, восторженный, плохо организованный, лишенный массового характера, как нельзя более вяжется с музыкой «Гугенотов» <…>.
«Риенци» Р.Вагнера предположен к переделке в оперу «Бабеф» и дает благодарный материал для воспроизведения ряда торжественных и кровавых картин Великой французской революции и героической судьбы вождя коммунистов.
Из «Записки управления Ленинградскими академическими театрами о планах на сезон 1924/1925»
***
16 июня, при аварии моторной лодки, в устье Невы утонула балетная артистка Лидия Иванова. В этих строках газетного извещения скрыта весть безмерно трагическая для русского искусства. Смерть не могла более жестоко наметить свою жертву. Она вырвала из балетной труппы ту молодую силу, на которую возлагали больше всего надежд. Похитила ее тогда, когда она была самой нужной, самой необходимой. Еще тогда, когда она была в школе, знатоки балета без колебаний предсказывали ей будущность великой артистки. И эта уверенность крепла и окрылялась при каждой новой роли, порученной Лидии Ивановой. Как безмерно грустно мыслить будущее русского балета – без Лидии Ивановой!
А.Гвоздев. «Жизнь искусства»
К.С.Станиславский – Г.С.Бурджалову
Я сейчас, как и Вы, нахожусь под обстрелом Всерабиса, вот уже третий месяц, как один мерзавец отравляет мне жизнь и хочет закрыть Студию и завладеть домом… Все это пуганье, так как преступлений за нами нет никаких. Мы так чисты в нашем искусстве, что стыдиться и бояться должны за нас – другие.
***
Буржуазная критика всех толков и направлений восхваляет постановку Рейнхардта «Слуга двух господ», она сетует только на то, что театр «Комедия» в Берлине открылся не немецкой, а итальянской пьесой. Рабочая печать задает вопрос: кому нужен этот театр и такой спектакль? Отдавая должное мастерству Рейнхардта, рабочая пресса делает сравнение Рейнхардта с Вс.Мейерхольдом. В то время как Мейерхольд стоит на левом фланге театра и работает для пролетариата, Рейнхардт изолирует себя от современности и идет вспять к романтике XVIII века. Созданием театра утонченно-эстетического толка для избранных Рейнхардт сам произнес над собой смертельный приговор с точки зрения пролетариата.
Кейлина. «Рампа»
***
Значительная часть функций РТО перешла во Всерабис, но все же есть потребность в этом учреждении. Вся суть в том, что РТО объединяет людей, у которых за всеми разногласиями, над всеми контроверзами главенствовало одно: неистребимая, неискоренимая любовь к театру <…> Мы так переплелись с РТО, так вошли в его жизнь, что не можем мыслить нашу собственную биографию без театрального общества. И если РТО умрет, то умрет или отомрет значительная часть нашей личной жизни.
А.Кугель. «Жизнь искусства»
***
Единственная добывающая промышленность – елки. Засыпали елками Ленинград. И я заметил, что покупаются елки главным образом маленькие, пролетарские, чтобы поставить на стол. Но «Красная газета» печатает: в этом году заметно, что рождественские предрассудки – почти прекратились. На базарах почти не видно елок, мало становится бессознательных людей.
К.И.Чуковский. Дневник
Ф.И.Шаляпин – А.А.Менделевичу
Как рад был я, получив твое письмо. Перенесся мысленно в ваш милый артистический кружок… Вспомнил наше озорство и чуть было не всплакнул. Милая моя Москва! Несравненная! Оно, конечно, много у нас гов…, но наше хорошее сравнить ни с чем нельзя. Жаль мне, что еще долго придется шляться по чужим землям <…> Вот, рыскаю вдоль и поперек Америки… никогда еще так тяжело не приходилось работать. О веселых днях не приходится и думать. Единственное развлечение «Turkish Bath». Конечно же, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю сейчас, как мылись в Сандунах, как ели стерляжью уху, помнишь?
Сегодня как раз канун Нового года – вечером пою «Мефистофель», – если достану вина (здесь запрещают пить) – выпью за твое здоровье и вообще за всех, милые мои российские актеры и друзья…
Материал подготовила Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 23-24 за 2023 год.