Пространство «КиноПроба»

Кадр из фильма “Дерево без листьев”

Кадр из фильма “Дерево без листьев”

ПРИЗЕРЫ XX МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ-ПРАКТИКУМА КИНОШКОЛ “КИНОПРОБА”

Гран-при – “250 КМ”, Асмик Мовсисян, ВГИК

Приз за лучшую программу киношколы – Школа кино и телевидения имени Стива Тиша, Тель-Авив, Израиль

Лучший игровой дебют – “ДЕРЕВО БЕЗ ЛИСТЬЕВ”, Роман Белов

Лучший неигровой дебют – “АМАЛАН”, Сооронбек Тургунмаматов, Кыргызская республика

Лучший анимационный дебют – “НЕ НАДО КОРМИТЬ ГОЛУБЕЙ”, Антонин Никласс, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Лучший учебный анимационный фильм – “ДОМ ПОТЕРЬ”, Джинкю Чон, Токио, Япония

Лучший учебный игровой фильм – “ВСЕГДА ГОТОВ”, Рони Вайнер, Школа кино и телевидения имени Стива Тиша

Лучший учебный неигровой фильм – “СМИРНО”, Анна Дебердиева, ВГИК

Лучший анимационный проект – “КОГДА КИТЫ УХОДЯТ”, Мария Мусихина, Уральский государственный архитектурно-художественный университет

Специальные дипломы жюри: анимационным фильмам “АУ” Тимофея Шилова, “ПЕРЕХОД” Дарьи Волчок, “ИСКУССТВО ЭТО СЕРЬЕЗНО” Милены Егоровой, Марии Алексеевой, “РОТОСКОП”, коллективной работе студентов 2 курса УрГАХУ, “ГРИБ ТРИП” Анны Москалевой; игровым фильмам “СТЕЙК” Киараш Дадгар, “ЧЕ ОБНИМЕМСЯ?” Анастасиии Кузиной, “ПРЯТКИ” Ольги Меланич; неигровым фильмам “НА МАЯК” Анны Бондарь; “ХОРОШИЙ ДОКТОР” Сергея Лукьянченко

Специальный приз жюри – игровому фильму “МИР” Гурама Нармания

Приз зрительских симпатий – “ИДИ И ДЕЛАЙ” Александры Бархатовой

Специальный приз гуманитарного университета – “АЙЫЫ КУО” Айаала Адамова, Республика Саха

В Екатеринбурге прошел ХХ Международный фестиваль-практикум киношкол “КиноПроба”.

“КиноПроба” (президент фестиваля – режиссер Владимир Макеранец) – удивительное пространство. В этот раз возраст у команды фестиваля “студенческий”, но уже юбилейный. Двадцать лет назад он начинался с авангардной российской анимации и, в частности, уральской. Теперь – “платформы-практикумы” международного размаха, глубокие академические знания которых “держатся” на всемирно известных кинематографистах всех видов этого искусства. Здесь бывали с мастер-классами, творческими встречами выдающиеся режиссеры, сценаристы и операторы, художники, аниматоры, продюсеры, критики и киноведы. И главное – именно на взаимосвязи поколений, разных профессий вырастал форум, которому нет примера на фестивальной карте. Сегодня, когда в обиходе понятие “креативная индустрия”, ярко выделяются отдельные регионы. В данном ряду, безусловно, Екатеринбург, замечательный город, интеллектуальный центр Урала.

Волонтеры работают в команде “КиноПробы” по нескольку лет. Это студенты академий и художественных институтов города – так укрепляется творческая сущность. В службах фестиваля – ученики кафедры эстетики философского факультета Уральского государственного университета. Их преподаватель – многолетний директор фестиваля, кинокритик, доцент УРФУ Лилия Михайловна Немченко. Она координирует все программы и тактично ведет корабль “КиноПроба”. Ее определение работы: “фестиваль без красных дорожек”. Участники и гости слушают лекции в “Ельцин Центре”, укрепляют знания на знаменитой Свердловской киностудии, возрождающейся в производстве. В аудитории “Дзига Вертов”, на киностудии работает во время фестиваля Мастерская “Полуфабрикаты” для молодых режиссеров-документалистов (куратор – Елена Демидова, сценарист и режиссер, ученица Марины Разбежкиной; уже после фестиваля, в январе 2024-го Елены Вячеславовны не стало).

В конкурсную программу вошли 118 короткометражных фильмов: 48 игровых, 32 неигровых, 38 анимационных. “Лаборатория текстов о кино” проходит уже пятый год, практика обратной связи: участники – одни из первых зрителей – формулируют свои мнения и делятся ими с режиссерами. Как правило, это происходит в двух форматах: текст и разговор. Каждый год детали экспериментальной работы Лаборатории меняются.

В “Ельцин Центре” была открыта экспозиция “Сергей Дрейден (1941–2023). Моя жизнь в картинках”, посвященная большому другу фестиваля, легендарному российскому актеру (“Поворот”, “О любви”, “Фонтан”, “Окно в Париж”, “Цветы календулы”, “Русский ковчег“, “Многоточие”, “Полторы комнаты”, “Блокадный дневник”, “Петровы в гриппе”). Уникальный голос Сергея Дрейдена звучал за кадром в более шестидесяти телевизионных проектах о Санкт-Петербурге, в десятках радийных передач еще с 1962 года. Его творческая биография не менее уникальна. Спасибо “КиноПробе” и Екатеринбургу за открытие художественного дара актера и в другой области. Выставки Дрейдена были в Санкт-Петербурге, в галерее “Борей” и Доме актера на Невском. Актер говорил: “Сознаю, что я только РИСУЮЩИЙ АРТИСТ, а никакой не ИГРАЮЩИЙ ХУДОЖНИК. И доволен таким положением. Клянусь, ни с кем из художников не соревнуюсь. Слава Богу, выбор большой – есть, кого любить. Я бы хотел, чтобы все рисовали весело и с душой, даже самые грустные картинки”. Актерские работы Дрейдена – блестящее подтверждение редкого таланта и глубокого личностного объема Мастера.

Открытие и закрытие фестиваля прошло с рок-группой “Курара” и ее фронтменом, актером театра и кино, екатеринбуржцем Олегом Ягодиным. Его мы увидели и на экране, в “Лиссабоне”, дебюте в игровом кино режиссера, иллюстратора, художника-аниматора Светланы Филипповой. Комментарии ведущего церемоний, друга “КиноПробы” Вадима Жука как всегда были яркими, остроумными. Актер, поэт, драматург, сатирик, режиссер Вадим Семенович Жук получил шквал аплодисментов, он любимец фестиваля. Редкое обаяние и такт. Искрящаяся доброта к тем, кто выходит на сцену, наполнена талантом Жука.

Впервые сотрудничала с “КиноПробой” режиссер церемоний Ирина Ильичева, известная в кинематографической среде своим организационным талантом, работой на Премии “НИКА”. К концепции фестиваля и стилю, где, безусловно, присутствует вкус, правильному вектору “без пафоса и суеты” тянутся профессионалы и молодое поколение.

В конкурсной программе анимационного кино показали 41 фильм авторов из России, Франции, Италии, Германии, США, что в сегодняшних непростых обстоятельствах особенно дорого. В жюри этого конкурса – режиссер анимационного кино Мария Муат; режиссер-аниматор Лиза Скворцова; Бурак Сахин, художник и режиссер анимационного кино. “Анимация – комфортная технология для дистанционного обучения и производства, у аниматоров нет необходимости быть привязанным к какому-то месту. Люди могут работать дома, в своих регионах, и я радею, чтобы возникали творческие объединения, с которыми можно было бы сотрудничать. И фестиваль – как раз та платформа, на основе которой можно получить информацию у профессионалов, задать вопросы и технологические, и творческие. А участие студентов дает ощущение того, что индустрия развивается”, – говорит режиссер анимационного проекта “Смешарики” Денис Чернов.

Фильм “Дом потерь” отмечен как лучший в программе учебных работ (режиссер Джинкю Чон, Токио, Япония). Пожилым людям в доме престарелых бреют головы. Главный герой, который там работает, видит клиентов, но не может “прочитать” выражение их лиц. Однако в одном случае это ему удается. Сценарий и графическая анимация, находки режиссера вполне достойны награды. Лучший анимационный дебют – “Не надо кормить голубей” (режиссер Антонин Никласс, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Надо признать, что в этом году все составы экспертов, решавших призовую судьбу фильмов, их лекции и мастер-классы стали примером педагогического метода не только в новых технологиях, но и в понимании жизненного отражения на экране.

Работы конкурса неигрового кино обсуждали: кинокритик Виктория Белопольская (с опытом работы в СМИ, на телевидении, эксперт многих международных фестивалей, член FIPRESCI); Наталья Саврас, режиссер и сценарист (закончила УрФУ, призер “КиноПробы” за дебют “Счастье не за горами”); Артем Беркович, куратор Центра фотографии “Март”, историк, экскурсовод). Лучший неигровой дебют – “Аламан”, режиссер Сооронбек Тургунмаматов, Кыргызская республика. Название фильма – от названия одноименной игры у древних кочевников. Нужно овладеть тушей, отобрав ее у соперников, и бросить перед организаторами игры. Призы – ценные подарки, даже дорогостоящие машины. Режиссер и автор сценария справедливо считают, что национальная игра, конечно, интересная. Но! Не пришло ли время изменить политику, которой уже тридцать лет? Мир вокруг нас меняется, и мы нуждаемся в обновлении ценностей.

Член жюри конкурса игрового кино, режиссер и сценарист Павел Мирзоев, ученик выдающегося Вадима Абдрашитова, открыл на экране новые пути и в игровом, и в документальном кино. А Юлия Мишкинене – продюсер успешных проектов. На открытии нынешнего форума показали их совместную картину “Блондинка” по произведениям Александра Володина. Картину о молодой актрисе, снятую оператором Алишером Хамидходжаевым в совершенно ином для него стиле. На экране – “другой” Петербург, уютный, акварельный. Не в “видах”, а в движении героини Иры (Дарья Жовнер, блестяще сыгравшая свою первую главную роль у Кантемира Балагова в “Тесноте”) на велосипеде по городу, в поисках спасения своего театра и любимого режиссера (Евгений Цыганов). Энергичная, твердая в своем выборе, открытая миру героиня разрушает отношения с родными. А ее спасением иногда бывает влюбленный в нее одноклассник Миша (актер Федор Федотов, снявшийся с “Серебряных коньках”), рассудительный учитель литературы в школе, заставляющий думать, что Ира – лучшее в его жизни.

Режиссер и оператор в этой импрессионистической картине выражают индивидуальное восприятие драматурга Володина, их привлекает духовное состояние городского человека. Именно так они выявляют сегодняшний день и реальную красоту города.

Вот, что говорили авторы после просмотра и обсуждения со зрителями. Павел Мирзоев: «Наш фильм не о театре. Не о постановке “Чайки”. Мы оставляем судьбу героини открытой. И это правильно. Даша говорить об этой работе стесняется. Вы посмотрите ее в “Тесноте” Балагова! И вы поймете, какая она разная в том фильме и здесь, у нас. По-настоящему, по-крупному, не имея связи с нашей героиней, внутри самой себя, невозможно сыграть такой характер. Это не жизнеподобие, необходимо приподняться над собой, что-то сделать, именно в искусстве игры».

Юлия Мишкинене: “Для героини закончился один этап жизни и наступил другой – понимание себя. И вот – дождь, свобода от прежних усилий, новый путь, собака рядом – отличный финал”.

Федор Федотов, отвечая на вопрос “Как же актер относится к своему герою Мише?”, добавил: “Последнее время мне часто задают этот вопрос – что нового сделал в роли? Я не катался на коньках. Мне было занимательно читать материал, который предложили. Наш режиссер стал соавтором Володина. Вы не представляете, какая была прекрасная атмосфера на площадке! Скрупулезный, важный процесс происходил между всеми. Авторы сражались за материал. Что касается моего героя – я хотел спасти Дашу Жовнер, ее Иру. Надо было подставить плечо, и все, казалось, будет хорошо! Вот просто спасти эту сильную героиню, такую же прекрасную как Даша. С ее потерянным и позже найденным велосипедом, с этим дождем – вместе!”

Итак, уже в первый день, до открытия “КиноПробы”, в конкурсных программах учебного игрового фильма были представлены Московская школа нового кино, Московская школа кино (две разные киношколы) и ВГИК имени С.А.Герасимова, а позже – Школа кино и телевидения “Индустрия” (Россия). Фильмы этих школ – “Бабушке – привет!” режиссера Ульяны Желтухиной, “Прости меня, Аня” режиссера Клавдии Коршуновой, “ Прическа” режиссера Артема Захарьяна, “Май нулевого” режиссера Кирилла Султанова – отличаются, можно сказать, профессиональной надеждой. И вот почему. Разные по жанру фильмы привлекают целостностью сценария и выразительной, пусть еще не очень крепкой режиссерской подготовкой. Приглашенные известные операторы, отличные актерские составы, в которых заняты главные актеры нашего кино, и “швов” в средствах существования исполнителей не видно.

Режиссер Клавдия Коршунова еще и актриса Московского театра “Современник”, и автор сценария, и монтажер картины вместе с Юлией Баталовой. Коршунова пригласила оператора Александра Симонова, чьи картины отмечены призами международных кинофестивалей. Ее фильм “Прости меня, Аня” с участием Юрия Борисова, Степана Девонина, Макара Хлебникова и молодых, пока неизвестных актеров, наполнен атмосферой скромной свадьбы в творческой компании, которую остановила на дороге ДПС как бы за какое-то нарушение. Один из сотрудников (Юрий Борисов), за доброе отношение к жениху и невесте, был приглашен к застолью. Важно, что персонаж Борисова, столкнувшись с незнакомыми ему искренними людьми, чьи чувства его взволновали, вспомнил и свою любовь. Герой внезапно возвращается к жене и говорит ей: “Прости меня, Аня”.

Постер фильма “250 км”

Постер фильма “250 км”

У режиссера Ульяны Желтухиной в фильме “Бабушке – привет!” – история заглянувшего в небольшой магазинчик известного актера в исполнении Григория Чабана (сериал “Актер”, “Аркадий”, “Контрибуция”, “Бывшие”, работает в АБДТ им. Г.А.Товстоногова). Сценарий довольно изобретателен. Точный типаж провинциальной девушки-кассира (она-то и живет у бабушки), словно “утонувшей” в визите человека с экрана, но не растерявшейся спросить у него о профессии, к которой сама стремится. А, может, и просто попасть в этот неведомый мир… Девушка тут же получает от покупателя приглашение на вечеринку. Однако, играя перед новым знакомым убежденную скромность и неприятие всей атмосферы, вскоре уходит. И через несколько дней оказывается в машине продюсера, обратившего на девушку внимание на вечеринке. Актер столкнулся с ней, открывающей дверь “авто”. В паузе резкого удивления от того, как точно случайная знакомая его обыграла, бросает: “Бабушке – привет!” Этакая ирония к самому себе, проигравшему.

Фильм “Май нулевого” режиссера Кирилла Султанова (он же автор сценария) – лирическая история Ромы и Риты. Они любят друг друга. Хотят уехать из своего города тайком. Действие разворачивается в мае 2000 года. С первых кадров убеждает не только режиссер. В актерском составе – новые имена: Тина Стойилович и Никита Воронов. Они безусловно талантливы. Оператор – Дмитрий Зорин (короткометражные фильмы “Город засыпает…”, “Кресло”, “Змееносец”, “Наступит лето” в производстве, тоже с режиссером Кириллом Султановым). Единство авторов придает повествованию щемящее чувство крушения планов молодых. Отъезд не состоится… Отец Ромы возвращается из Чечни. Исполнитель роли отца снят намеренно невнятно. Мы не узнаем, только будем догадываться, каким он вернулся… Мать Ромы играет Марьяна Спивак. Актриса точно передает состояние сдержанности отчаяния.

Порадовала учебная работа “Прическа” режиссера Артема Захарьяна. Жанр комедии дается нелегко, в этом фильме чувство жанра у авторов, безусловно, выигрывает. Герой семейного праздника, зять хозяина дома, Витя (актер Роман Фомин) празднует день рождения (в честь него и встретились друзья и семья). Тестя Василия Семеновича смущает прическа зятя – сконструированный треугольник на голове. В виде челки, спадающей на лоб.

Тесть Василий Семенович (актер Сергей Степин ярко и гомерически смешно исполняет эту роль, зал взрывался от хохота) заводится с полуоборота из-за неуважения к нему родственника, который “черт знает, что накрутил”! Чтобы поиздеваться над всеми! Ну, тут обвиняется махом вся молодежь! Просто извержение вулкана! Скандал набирает силу! Пара Витя и Настя в диком огорчении, уединившись, думают, что пора разъехаться с семьей. Но главное, что наутро… все куда-то исчезает. Тесть и теща – сама доброта. Завтрак удается. Социальная комедия “точно как в жизни” уже на онлайн-платформе “Кинопоиска”. Производство Школы кино и телевидения “Индустрия”.

Поддерживаю, безусловно, в правильном выборе Гран-при – его определяют все члены жюри всех трех конкурсов: игрового, неигрового и анимационного кино. Гран-при получила игровая картина выпускницы ВГИКа Асмик Мовсисян “250 км”. А в игровом конкурсе вердикт вынесен режиссером и сценаристом Павлом Мирзоевым; актером театра и кино Сергеем Гамовым; Ларисой Малюковой, кинокритиком, сценаристом документального кино, автором книг и статей; режиссером, оператором Эдуардом Новиковым; режиссером, сценаристом Аяном Найзабековым.

Сюжет фильма “250 км” уникален. Он основан на реальной истории двух арцахских мальчиков. Они во время 44-дневной войны, крупномасштабного конфликта между вооруженными силами Азербайджана, с одной стороны, и вооруженными формированиями непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и Армении, с другой, в сентябре-ноябре 2020-го вывезли свои семьи и соотечественников на автомобилях из Арцаха в Армению. В фильме Асмик Мовсисян – драматургия подвига 13-летнего мальчишки. Он сел за руль отцовской машины и вывез под огнем мать, брата с сестрой, соседку с младенцем, двух незнакомых женщин, мальчишку-сироту из монастыря. Невыносимо страшно и больно смотреть фильм. Он пронзает подвигом подростка и жестокостью войны.

Лаборатория “Кино-Театр” (арт-директор – Олег Лоевский, театральный критик, лауреат Международной премии К.С.Станиславского) за несколько дней создает эскиз спектакля, который, так или иначе, связан с кино. В прошлые годы это были успешные работы по сценариям фильмов именитых авторов. На этот раз режиссером стал известный театральному сообществу Дмитрий Лимбос (выпускник режиссерского факультета ГИТИСа). Он поставил… стенограмму художественного совета 1944 года по обсуждению кинокартины “Сильва”. Совет состоялся на Свердловской киностудии, куда был эвакуирован “Мосфильм”. Худсовет разгромил картину, ссылаясь на военную обстановку. А фильм вышел на экраны, чтобы отвлечь зрителей того времени от военных действий. “Сверху” его разрешили. А текст нынешней инсценировки для “КиноПробы” написан молодым талантливым драматургом Машей Конторович для участников актерского состава театральной платформы “В центре” (Екатеринбург). Стенограмма была обнаружена директором “КиноПробы”, киноведом Лилией Немченко в Московском Музее кино. Историческая находка и для науки о кино.

Действующие лица и исполнители этой трагикомедии, которую режиссер превратил в абсурдистскую комедию, таковы: Ромм – Константин Доминский, Лиличка-машинистка-стенографистка – Ирина Вахрина, Александров – Роман Рыбин, Егоров – Евгения Бурмака, Ивановский – Екатерина Зелень, Пырьев – Полина Черная. Исполнение женщинами-актрисами мужских ролей усиливает интереснейшую историю “давно минувших дней” и невероятную сверх-театральность. Карикатурный грим стариков, их пластика… Режиссеру “Сильвы” Ивановскому – было тогда 63 года. Пырьев еще в расцвете, на груди у него ма-а-аленький бюст вождя народов. Александров в позиции высокого человека; ему мешают ноги, пришлось, сидя, вытянуть. Народный художник Егоров в возрасте 66 лет. В 1944 году ему дали это звание. Каждый осуждает и призывает закрыть фильм. В соответствии с жанром оперетты Кальмана. Но на фоне этого абсурда, у каждого есть реальные трогательные воспоминания, произносимые исполнителями, из собственного детства. Их тщательно записала Мария Конторович. Нынешнему поколению, как убежден постановщик, надо усилить “кафкианскую” тему. И сделать ее былью “от Хармса”. Правда коллектива платформы пришлась по душе и зрителям эскиза.

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 1 за 2024 год.