Мы проспали беду

Фото А.ПАРФЕНОВА

Фото А.ПАРФЕНОВА

Негосударственный центр культуры и искусства “Прогресс” открылся в конце прошлого сезона в Воронеже – как независимая площадка для артистов и музыкантов (арт-директор Раиса Ждан). Выпустил с тех пор четыре премьеры и уже успел побывать на своих первых гастролях в Москве.

В столицу воронежский “Прогресс” пригласило пространство “Внутри” в лице Олега Карлсона, и, судя по тому, что после двух ноябрьских показов спектакля “Кабаре Галич” объявлены новые даты, путешествия из Воронежа в Москву продолжатся.

“Кабаре Галич” – моноспектакль актрисы Яны Кузиной, поддержанный женским музыкальным трио: Юлии Яковлевой (фортепиано, она же создатель аранжировок), Марии Александровой (скрипка) и Елены Филатовой (виолончель). В момент выпуска этой работы, а ею “Прогресс” открывался, Яна Кузина была актрисой Камерного театра Воронежа, тридцать лет назад созданного и все эти годы руководимого неукротимым преобразователем воронежского культурного пейзажа Михаилом Бычковым. За несколько дней до приезда в Москву стало известно, что минкульт воронежской области отстраняет Бычкова от должности худрука Камерного театра (Платоновского фестиваля искусств его какое-то время назад тоже лишили, как и еще ряда просвещавших город проектов), следом подали заявления об уходе несколько актрис, в их числе Яна Кузина. Сюжет вполне для песни-баллады Галича самых что ни на есть застойных времен.

Нахлынувшую на нас актуальность тем и ранящих приговоров Галича почувствовали и актриса, и консультировавшие ее театральные люди, потому-то, наверное, часовой спектакль-концерт и воспринимается как удар.

Четыре дамочки в цветастых нарядах и белых хлопчатобумажных носках с туфельками – Яна Кузина у микрофона на фоне красочных платьев выделяется темным пиджаком поверх тельняшки – начинают с жанровой “Леночки”, расставляя внятные акценты и музыкально, и вокально, и смыслово. За их спинами высвечено название спектакля, а значит, и имя Галича. Быстро становится ясно: сделано и исполняется более чем мастерски. Между первыми двумя песнями-балладами (а всего их здесь дюжина) актриса произносит несколько слов об Александре Галиче, воспроизводя то, что он рассказывал о себе на бесконечно далеких от нас квартирниках.

Композиция этого “кабаре” выстроена, исходя из нарастания провидческой горечи. Одна за другой песни-зарисовки оказываются все более безнадежными, подчас леденящими, подчас парализующими, и вот уже за “Спрашивайте, мальчики!” звучит “Ночной дозор”, и голос Кузиной не просто крепнет, в нем сталь сплавляется с надрывом предостережения, а вместо веселенькой юбочки актриса успевает натянуть за сценой брюки с подтяжками и ватник.

Окончательный перелом в спектакле наступает, когда понимаешь, что история совершила круг и все это снова про нас, – на песне “Не надо, люди, бояться!”. В исполнении Галича она сохранилась не целиком, поэтому Яна Кузина ее начинает, а дальше сам автор подхватывает с экрана (виден логотип канала “Культура”). Он адресуется, кажется, уже сегодняшнему залу, пусть маленькому, но способному всерьез воспринять и “Королеву материка”, и “Старательский вальсок”, и “Старики управляют миром”, найти в себе душевные резервы ужаснуться и признать: “Мы проспали беду”.

Мужество – странная штука, во многом оно продукт цивилизации (условие ее существования), своими выкрутасами и жестокостью подталкивающей к неизменной необходимости в нем упражняться. У представляющих “Прогресс” воронежцев, как и у Галича, помимо таланта и совести оно в наличии. Как, впрочем, и достоинство. Как, впрочем, и у московского пространства “Внутри”.

Мария ХАЛИЗЕВА

«Экран и сцена»
№ 23-24 за 2023 год.