В Петербурге завершился Третий театральный фестиваль «Вперед к Островскому». Трехгодичный проект, организованный театром-фестивалем «Балтийский дом» и посвященный 200-летию драматурга, дал возможность увидеть несколько десятков постановок пьес Островского.
Фестиваль-2023 открывался спектаклем Малого театра «Женитьба Бальзаминова» (режиссер Алексей Дубровский), в чем была своя логика: начать с традиций, прежде чем перейти к новациям. Очень яркий в оформлении и костюмах (художник Мария Утробина), бойкий по актерской игре (Ирина Муравьева, Людмила Полякова и другие), он напомнил о том, что эту пьесу нередко называют русским водевилем, – именно водевильность составляла главный нерв спектакля.
Открытая театральность оказалась не чужда целому ряду показанных спектаклей: «Лесу» Игоря Казакова в Томском театре куклы и актера «Скоморох» (запомнились огромные руки Пети Восмибратова и дебелая русалка с хвостом, сияющим пайетками, – Гурмыжская), «Лесу» Уланбека Баялиева петербургского ТЮЗа, где все происходящее сопровождает персонаж Театральная моль в исполнении Юлии Корж, «Бешеным деньгам» Юрия Цуркану в Театре Ленсовета, где оформление Николая Слободяника делит мир на сцену и закулисье. Порой излишняя театрализация Островскому все же вредит – его вселенная, полная ярко выраженных характеров и поворотов сюжета, и так глубоко театральна. Потому-то в «Лесе» Казакова несколько мешала игра актеров с куклами, придающая действию суетливость. Пожалуй, до конца убедительным показался театральный язык в «Ледяном сердце» Театра имени Федора Волкова из Ярославля (режиссер Валерий Кириллов). Неслучайно же сам Островский писал по поводу «Снегурочки» – а именно по ней поставлен спектакль ярославцев – в письме к Некрасову: «этой пьесой я открываю новый род драматического искусства», имея в виду, что «весенняя сказка» выстроена на совершенно новых театральных принципах. Спектакль получился светлым, ярким, многолюдным (занята вся труппа), со множеством остроумных и точных находок и эффектов.
Фестиваль одного драматурга дает возможность увидеть разные постановки одной и той же пьесы и сравнить их – это полезный опыт. На Третьем было два «Леса», два «На всякого мудреца довольно простоты», две «Грозы» и две «Бесприданницы» – привлекающие сегодня внимание пьесы Островского.
«Мудрец» Владимира Гранова (Вологодский государственный драматический театр), названный режиссером «комедией в стиле танго», типичен для многих постановок Островского, особенно, в провинции: много внешнего комикования, музыкальные номера, да и вся актерская игра идет, скажем так, с подтанцовкой. Это заставляет еще раз вспомнить о влиянии водевиля, но пьеса Островского все-таки намного глубже. Куда свежее смотрится постановка той же пьесы в Воронежском театре драмы имени А.В.Кольцова, где режиссер Владимир Петров переносит действие в нынешние интерьеры и одевает героев в современные костюмы – и текст начинает звучать вполне актуально.
«Гроза» Александра Созонова (Сахалинский театральный центр имени А.П.Чехова) и «Гроза» Константина Райкина (московский театр «Сатирикон») похожи оголенностью и распахнутостью пространств, наличием массовых сцен и почти полным отказом от быта – особенно у Райкина. Да и жанровое обозначение спектаклей тому способствует: в первом случае «сказка», во втором – «трагический балаган». Но смыслы разные. В связи со «сказкой» Созонова, действие которой разворачивается в далеком 2159 году, критики не случайно вспоминают Владимира Сорокина – антиутопичный мир, где показушная патриархальность соединяется с киборгами и интернетом. Между тем хрупкая Алла Кохан–Катерина так играет самоотречение, что запоминается больше всего того, что наворочено в спектакле. В «Сатириконе» же главное впечатление производит пластичный молодой коллектив, на протяжении всего действа непрерывно поющий, перестраивающийся в разных комбинациях, дышащий как единый организм. Акцент в словосочетании «народная драма», как часто характеризуют «Грозу», здесь делается на первом слове: ощущается родство с народным, почти фольклорным театром, а трагедия может случиться с каждым из этой толпы.
Увиденные «Бесприданницы» тоже совсем разные. В «Жестоком романе» театра «Балтийский дом» (режиссер Сусанна Цирюк), сходу напоминающем о фильме Эльдара Рязанова – в самом спектакле есть фрагмент, когда Лариса смотрит на большом мониторе «Жестокий романс», – играется откровенная мелодрама. Хорош Кнуров Константина Анисимова – чуть ли ни самый глубокий образ в этом спектакле, понятна и душевна Огудалова Ирины Муртазаевой, не жалок, а трогателен Карандышев Егора Лесникова, обаятелен Вожеватов Олега Коробкина, в финале с кулаками набрасывающийся на Паратова. И конечно же, Лариса Елены Сохацкой, берущая юностью и открытостью чувств. Смущали, правда, многочисленные бальные танцы в первом акте, из-за которых сценическая конструкция задвинута в глубину сцены. В маленьком зале театра «Приют комедианта» наоборот все происходит в непосредственной близости от зрителей. И это уже не мелодрама, а драма интеллектуальная, драма высоких страстей. На роль Ларисы постановщик спектакля Александр Баргман пригласил популярного блогера и писательницу Олесю Казанцеву. Это не юная и наивная девушка, а человек, осознающий сложность взаимоотношений с окружающим миром, который в первую очередь олицетворяет ее мать – Анна Вартаньян в невероятно эффектных, почти мюзик-холльных туалетах. И рядом драматичные Павел Юлку–Кнуров и Олег Рязанцев–Карандышев, первоклассные актерские работы. На том же уровне Робинзон Геннадия Алимпиева – божий клоун, шут этого мира. Спектакль Баргмана заставляет еще раз убедиться, что главное в пьесах Островского – не остроумные коллизии и характеры, а сплетающиеся в диалоги и монологи слова – содержательные, поэтичные.
Во время фестиваля прошла научно-практическая конференция «Безграничный Островский», где много говорилось о возможном многообразии подходов к его пьесам. Сам фестиваль во многом это продемонстрировал.
Александр ПЛАТУНОВ
«Экран и сцена»
Декабрь 2023 года.