Под таким названием 30 ноября в Московском международном Доме музыки прошел концерт, посвященный памяти выдающегося композитора. В этот день Эдуарду Николаевичу исполнилось бы 86 лет.
Более трех часов зрители наслаждались музыкой Артемьева в исполнении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии. Дирижировал художественный руководитель оркестра Сергей Скрипка, вокальные номера исполняли Анна Бутурлина и Владислав Косарев. В концерте также участвовала хоровая капелла России имени А.А.Юрлова.
Вечер вел Николай Лебедев, который в содружестве с композитором создал две картины: “Легенда № 17” и “Нюрнберг”. Режиссер поведал много интересных и любопытных фактов и о творчестве Эдуарда Николаевича, и о нем как о человеке, даже вспомнил забавные случаи. Николай порой общался с дирижером, с залом, задавал вопросы зрителям. Такое в Светлановском зале происходит не часто. Как правило, киномузыка сопровождается клипом, здесь же вместо видеоряда была оригинальная подвижная живопись на основе персонажей и стилистики фильмов.
Эдуард Артемьев – классик, чье творчество охватывает различные музыкальные жанры: симфонические поэмы и рок-кантаты, оперы и сюиты, вокально-хоровые циклы, электронные и джазовые композиции, музыку к фильмам, театральным спектаклям и спортивным событиям.
Но все же прославило композитора и сделало любимым именно кино. 216 фильмов. Музыка к картинам Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, Андрея Тарковского, Вадима Абдрашитова, Карена Шахназарова, Александра Прошкина, Самсона Самсонова, Владимира Фокина и многих других режиссеров. Более полувека мелодии Эдуарда Артемьева украшают нашу жизнь. Достаточно вспомнить пронзительные и завораживающие музыкальные темы из фильмов “Солярис”, “Раба любви”, “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Сибириада”. Некоторые из них даже звучат в наших рингтонах.
Первой самостоятельной работой Артемьева в кино стал фильм Самсона Самсонова “Арена” (1976). Сотрудничество с режиссером продолжилось: у них еще четыре совместные картины, среди них нежная, романтичная мелодрама “Каждый вечер в одиннадцать”. Песню из нее, “Поговори со мной”, исполнили Анна Бутурлина и Владислав Косарев.
Совместное творчество Эдуарда Артемьева и Никиты Михалкова берет свое начало в конце 60-х, во время студенчества режиссера. Вполне закономерно, что оба отделения концерта открывались мелодиями из фильмов Никиты Михалкова. А сам режиссер поприветствовал гостей вечера через видеообращение.
Пожалуй, самая известная и самая красивая композиция Эдуарда Артемьева “Три товарища”, ставшая “визитной карточкой” Маэстро, открыла второе отделение вечера. Легендарная финальная сцена фильма “Свой среди чужих, чужой среди своих”…
Работа над “Рабой любви” Михалкова связана с личной трагедией в семье композитора: его жена и сын попали в автокатастрофу. Днем Эдуард Николаевич навещал своих близких в больницах (они лежали в разных) и только ночью работал. Как он написал музыку к фильму – вообще не помнил. Оркестр исполнил одну из красивейших мелодий Артемьева, “Поклонники”, которая, по словам композитора, родилась быстро и легко.
По замыслу Никиты Михалкова на финальных титрах “Сибирского цирюльника” должен был звучать романс на стихи Николая Зиновьева “Запретная любовь”. Но по ряду причин эта идея не была реализована. Спустя время “Запретная любовь” стала самостоятельным концертным номером. Гостям вечера представилась возможность насладиться восхитительным романсом в исполнении джазовой певицы Анны Бутурлиной.
Зрители также услышали музыку из фильмов Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова”, “Утомленные солнцем”, “Солнечный удар”. Среди произведений Эдуарда Артемьева есть “Полет на дельтаплане”, который обрел невероятную популярность благодаря Валерию Леонтьеву. А родился “Полет…” из темы к михалковской “Родне”. Именно эта мелодия ярко завершила концерт.
Эдуард Артемьев написал музыку к семи картинам Андрея Кончаловского. Началом сотрудничества стала масштабная кинопоэма “Сибириада”; в ней через судьбы двух династий воспета целая эпоха в истории страны. Оркестр и хоровая капелла исполнили композицию “Поход” – возвышенную и пронзительную главную тему фильма. В концерте также прозвучала музыка из картин “Одиссей” и “Щелкунчик и Крысиный король”.
Эдуард Николаевич создавал музыкальную основу картин Андрея Тарковского, который был одержим музыкой Баха и считал его главным музыкантом всех времен и народов. Тарковский решил, что в “Солярисе” будет только хоральная прелюдия, и сказал, что Артемьеву ничего не надо писать, просто сделать саунд-дизайн. Эта космическая во всех смыслах, завораживающая прелюдия прозвучала на вечере.
“Доктор Живаго”, “ТАСС уполномочен заявить”, “Молчание доктора Ивенса”, “Герой”, мультфильм “Девочка и дельфин”… Отрадно, что зрители смогли прочувствовать не только знаменитые мелодии Артемьева (в том числе из “Зеркала” Тарковского), но и те произведения, которые не на слуху.
Писать музыку к “Легенде № 17” Артемьев согласился не сразу, поскольку избегал участия в масштабных проектах, но, в итоге, сотрудничеством и результатом остался доволен. В “Легенде…” есть сцена прогона быков по улочкам испанского городка. Оркестр исполнил композицию под названием “Быки” – в ней экспрессивная мелодия обрамлена национальным колоритом.
Так случилось, что “Нюрнберг“ стал последней работой композитора. Лебедев и Артемьев обсуждали и дальнейшие совместные планы, общались по телефону, даже когда Эдуард Николаевич попал в больницу, но, к сожалению, 29 декабря 2022 года Маэстро не стало…
Автору этих строк выпала привилегия встретиться и пообщаться с великим композитором. Мне поручили взять интервью у Эдуарда Артемьева. 1 ноября 2022 года я отправилась к нему домой. Волновалась жутко и еще боялась опоздать. Волновалась, конечно, зря. Эдуард Николаевич – скромный, добрый человек, с прекрасным чувством юмора и самоиронией, напрочь лишенный звездной болезни. А вот не опоздать все же не удалось: дело в том, что место, где жил композитор уж больно загадочное. Дом с нужным номером оказался вовсе не там, где следует. Указанной квартиры на этаже не было: вход один, а подъездов в нем два. Слава Богу, удалось найти. А, может, так и должно быть, что гениальный человек окружен тайной…
Огромное спасибо великому Маэстро Эдуарду Николаевичу Артемьеву за удивительный и прекрасный мир его фантастической музыки!
P.S. Концерт был организован ООО “Артлайф”. Их ближайшее событие состоится 15 декабря. Актер и певец Игорь Миркурбанов впервые представит в концертном зале “Барвиха Luxury Village” новый спектакль-концерт.
Вероника САРКИСОВА
«Экран и сцена»
№ 23-24 за 2023 год.