На большой сцене лондонского театра Колизеум, с 2004 года ставшего домом для Английской национальной оперы, появляется пожарник. Если судить по форме – прямиком из викторианской эпохи, но шутит – на злобу дня. Это капитан Шоу, он обещает зрителям обеспечить пожарную безопасность во время представления, указывает, как опытная стюардесса, на эвакуационные выходы и остроумно тянет время, пока помощник режиссера не дает ему отмашку о готовности артистов. Так начинается «Иоланта» – комическая опера блестящего викторианского дуэта авторов: композитора Артура Салливана и либреттиста Уильяма Гилберта.
Звучит нежная увертюра (дирижер Крис Хопкинс), занавес поднимается, открывая красочные декорации – сад огромных картонных цветов. Среди них гуляют девушки-феи, чьи прически украшены бутонами, а платья напоминают лепестки диковинных растений (художник Пол Браун). Они с грустью вспоминают свою сестру Иоланту, наказанную изгнанием за любовь к смертному мужчине. Они просят о снисхождении Королеву фей (удачно соединяющая фарс и лирику Катрин Вин-Роджерс). Она, похожая не на диснеевскую героиню, а на вагнеровскую валькирию, одетая в серебристое платье с коническим бра в стиле Жана-Поля Готье, поддается на уговоры и возвращает из изгнания фею-преступницу. Та повествует, что ее сын, пастушок Стрефон (до пояса фея, ниже – смертный), как раз сегодня собирается жениться на Филис. Они любят друг друга, но есть препятствие: девушку-сироту опекает Лорд-канцлер, не намеренный выдавать ее за простолюдина. В очереди на руку девушку – вся холостая часть Палаты лордов, а во главе он сам.
Сколько раз мы слышали этот сюжет с теми или иными незначительными изменениями? Десятки, десятки раз. И, конечно, не сложно угадать, что Лорд-канцлер окажется тем самым роковым возлюбленным Иоланты, отцом Стрефона. Будут переживания, недопонимания и слезы, но кончится все хорошо. Это наивная история, но ее беззаботная пасторальность не приторна – ни в сюжете, ни в музыке: ария Иоланты, замечательно исполненная молодой меццо-сопрано Самантой Прайс, не уступает лучшим лирическим мелодиям XIX века.
В этой опере несложно разглядеть классовые и гендерные конфликты: беспечный женский мир вечно цветущей природы сталкивается с индустриальным и несправедливым миром мужчин. Когда-то Гилберт и Салливан спрятали в пышные складки своего сочинения сатиру на британский парламент, где в верхней палате заседали люди, чья единственная заслуга – высокое происхождение. Но сейчас этот смысл так размылся, что лорды кажутся столь же сказочными, как феи. Зато в разговорных сценах и пантомимах режиссер Кэл МакКристал высмеял Бориса Джонсона, неуклюже разъезжающего на велосипеде, и министра культуры Надин Доррис, известную своими неудачными реформами.
МакКристал постоянно играет со сценической иллюзией. Едва зритель привыкает к пленительному миру грез, как что-то ломается, кто-то спотыкается, выносят неподходящий реквизит – все это сделано очень смешно. Лорды появляются на сцене всей толпой (мужским хором) на весьма реалистичном паровозе. Но один из пэров, забираясь на крышу вагона, не может удержаться, хватается за задник, отрывает кусок пейзажа – и все равно падает. Обтянутые черным капроном буквально от пяток до макушек рабочие сцены выносят на сцену муляжи пухлых овец и постоянно во что-то врезаются. Иоланта, которая по сюжету должна стать невидимой, преувеличенно мелодраматически восклицает «Я невидима!» и застывает в нелепой позе. Лорд-канцлер (обаятельный Джон Сейвонон) и вовсе исполняет пару куплетов вместе с залом (публика, надо сказать, от этой возможности в полном восторге). Иногда, впрочем, юмора становится так много, что он затмевает основное действие. Но сама музыка не дает режиссеру слишком вольничать – комические номера здесь гармонично сочетаются со светлыми, романтическими мелодиями.
Королева фей должна казнить Иоланту за возобновление отношений со смертным – второй раз отступить от правил она не может. На помощь приходит юркий помощник Канцлера: что, если ничего не нарушать, а просто поменять – не закон, но саму реальность? Взять и мановением искрящегося волшебного скипетра превратить человека в фею. И тут выясняется, что многие феи совсем не против связать свои судьбы со смертными. При всеобщей поддержке Королева фей начинает обращать одного лорда за другим – у них вырастают маленькие цветные крылышки. И даже суровый пожарник уже парит в воздухе.
Спектакль не претендует ни на какое решение общественных проблем, но дарит утешительное ощущение мира и согласия – пусть не везде, пусть только в этой маленькой вымышленной стране. Им следует наслаждаться, как радуются скольжению по катку, когда в только что залитом, совсем гладком льду отражаются цветные фонарики, гирляндами развешенные по периметру.
Зоя БОРОЗДИНОВА
«Экран и сцена»
№ 21-22 за 2023 год.