Фильм “Жанна Дюбарри” Майвенн с Джонни Деппом в роли Людовика XV вышел в российский прокат. “Дюбарри” открывала Каннский фестиваль, и Джонни Депп, что было видно по фотографиям в машине до красной дорожки, изрядно нервничал. Но зрители встретили его овацией, и триумфальное возвращение короля состоялось.
Француженка Майвенн на волне линчевания с последующим триумфальным оправданием Джонни быстро поняла, что у нее есть шанс получить опальную звезду в партнеры по фильму, и не прогадала. Жест помощи распятому кумиру был хорошим пиар-ходом. Иное дело недавно умерший гитарист Джефф Бек, который искренне помог Деппу в его судный день, и с которым тот дал немало концертов, колеся по миру. Джонни сочинил песенку “Хеди Ламарр”, и все понимали, что он пел в этой песенке о себе, леча раны, нанесенные фальшивым Голливудом и коварной женщиной, чье имя мы тут даже не назовем.
Обозрим в связи с российской премьерой краткий путь актера к роли французского короля.
Марлон Брандо спросил Джонни Деппа, во скольких лентах тот снимается в год.
– В трех-четырех, – последовал ответ.
– Это много, – удивился Брандо.
– Почему?
– У меня нет стольких лиц в кармане.
– Что же, у меня их там много, – честно признался Джонни.
И это правда.
Его лучшая работа юных лет – “Эдвард Руки-ножницы” 1990 года, первая работа с Тимом Бертоном. Депп сыграл сироту, впервые познающего любовь. Это абсолютный шедевр. То, с какой нежностью он дает себя обнять Вайноне Райдер, стараясь не поранить ее своими ножницами, и то выражение его взгляда, в котором благодарность за участие в судьбе и брошенность отверженного ребенка плавают в озерах отчаянной попытки понравиться – актерский триумф. Бог Кино играл это за Джонни. И через 17 лет, в 2007-м, он вытащил из кармана антипод своего Эдварда, когда Бертон выбрал его на роль маньяка в картине “Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-Стрит”.
Общего у двух героев – только лезвия в руках и отчужденность. Один – чистая душа, при ударе судьбы способный лишь срезать куст. Второй режет людей. Этот “сумасшедший с бритвою в руке” – кривое зеркало Эдварда. Вместо ножниц у него бритвы, вместо сердца – дыра, которая болит и требует свежей крови. “Суини Тодд…” получил массу наград, куда больше, чем “Эдвард…” Но что он дал Деппу, кроме возможности попеть в кадре? С одним и тем же застывшим лицом он бегает по экрану и машет своими бритвами. Вряд ли нужно было актеру играть эту роль. Потому что он добрый. А добрый человек никогда не сыграет злого, как бы ни старался. Даже если он великий актер. А Депп – великий актер.
Вернемся в девяностые. После Эдварда у Джонни была еще одна роль. Роль Сэма в картине “Бенни и Джун” канадца Джеремайи С.Чечика (1993 год). Парень, который бредит героями Чарли Чаплина, и, подобно им, обладает чистой и красивой душой. Джонни создал образ человека, который красивее, чем мир, где он живет, и создает под себя свой собственный мир. В 1995-м актер обратился к этому образу в “Дон Жуане де Марко”, где снимался с Брандо. Мир шире наших представлений о нем – вот о чем эта лента.
Последняя роль Брандо будет в “Храбреце” (1997), а Депп выступит в качестве режиссера – это его крик боли о страданиях индейцев в Америке, дань памяти своим корням и крови.
Нельзя не вспомнить еще об одной работе девяностых – “Мертвеце” Джима Джармуша. Метафизическая лента о путешествии души в загробный мир по маршрутам индейской тропы. Партнером Джонни выступил индеец по происхождению канадец Гари Фармер, а проходную роль странного существа в лесу сыграл Игги Поп. Думаю, его пригласил на картину Джонни, как музыкант музыканта, поскольку эта лента – одна большая надгробная песнь. Близкое знакомство со смертью и дьяволом происходит у героев Деппа в других инферно-лентах 90-х – “Сонной лощине” Бертона и “Девятых вратах” Полански.
Несмотря на успех “Сонной лощины” (1999), лицо человека, борющегося с Сатаной, Джонни не показал так, как мог бы. И это его мучило, видимо, потому что он снова его надел и сыграл “Из ада” (2001). И вот в “Из ада” он уже сумел прожить в кадре все, что происходит с человеком, которого Сатана обыгрывает шаг за шагом, пока тот не сдастся. И опять получилось так, как порой получается с Деппом – не лучший сценарий “Лощины” и его попытка что-то там сыграть были обласканы, а блестящая работа в “Из ада” как-то прокатилась мимо критиков. Хотя было сделано все, что только можно было сделать. И снова вмешался Бог Кино. Но Джонни показалось мало. Он как бы не доплыл в каноэ до конца. И решил сыграть того, кто не будет бороться с Сатаной, а станет его любовником (Сатана в картине женского рода).
Так появились “Девятые врата” Романа Полански 1999 года. Однако игры с дьяволом не закончились. Следующая из них – “Кокаин” Теда Демме (2001). Депп в роли человека, который жизнь кладет на то, чтобы сделать счастливыми тех, кого любит. И получает предательство в ответ. Потому что ради тех, кого он любит, ему приходится сметать тех, до кого ему дела нет. Про подлость того, кого любишь и ради кого жертвуешь всем. И про то, что после этого жить с такой правдой невозможно. Нужно просто сойти с ума. А еще фильм про то, что Сатана сначала много дает, а потом отбирает все, в первую очередь – самое дорогое.
В конце девяностых – нулевых Депп снова в ролях антиподов. Сначала – в “Донни Браско” Майкла Ньюэлла, агент ФБР, который внедряется в банду. А потом – бандит, за ним гоняется всё ФБР, в ленте “Джонни Д” (2009) Майкла Манна. Джонни добрый и плохо справляется, когда бьет человека в кадре. У него не получается. Но вот отдать все за тех, кто дорог – тут он хорош. И изобразить рыбу из океана, большую акулу, посаженную в озеро, – тоже про него, про Деппа. И сценарии крепкие.
Журналиста Депп сыграл трижды. “Страх и ненависть в Лас Вегасе” (1998) снял голливудский отступник Терри Гиллиам (“Бразилия”) по книге культового отца гонзо-журналистики Хантера С.Томпсона. Депп жил у Хантера и, входя в роль, спал рядом с тумбочкой, набитой динамитом. Он сам рассказывал об этом, да и Хантер давно покончил с собой, так что тут нечего скрывать.
“Ромовый дневник” Брюса Робинсона 2011 года – тоже экранизация романа Хантера С.Томпсона: герой приезжает в Пуэрто-Рико, чтобы встретить любовь и определиться с профессиональными принципами. С “Дневника…” и начинается череда неудач Деппа; здесь он знакомится с женщиной, чье имя мы не будем упоминать, и открывает дверь в комнату страха аттракциона, где до сих пор ему было только весело.
Третья роль журналиста – “Минамата” (“Великий”) Эндрю Левитаса; Джонни играет американского фотожурналиста Смита, сделавшего фоторепортаж о жителях японской деревни Минамата, отравленных ртутью ближайшего химзавода. Депп показал характер сломленного жизнью человека, которому также приходится принимать решение, профессионал он или просто пожилой репортер, зарабатывающий фотографией на кусок хлеба и кров над головой. Деппу настолько понравился материал, что он спродюсировал фильм и ради роли превратил себя в лысого старого и отнюдь не красивого джентльмена.
Для детей Джонни создал образы Вилли Вонки в “Чарли и шоколадной фабрике” (2005) и Безумного Шляпника в “Алисе в стране чудес” (2010) Тима Бертона. В сущности, туда же, к детям, можно и отнести весь его пиратский цикл, растянувшийся на 14 лет.
Сейчас Депп лечит душевные раны, дает концерты по всему миру и участвует в рекламной кампании “Жанны Дюбарри”. Фильм надо было бы назвать “Людовиком”, ведь все идут на него. Надеюсь, у этого Людовика будет новое лицо. Не то, что он вытащил из своего кармана, когда ему нужно было сыграть поэта в “Распутнике” (2004) Лоуренса Данмора.
У Деппа еще очень много лиц в карманах. Надеюсь, мы их увидим. Ему есть чем нас удивлять.
Молчание в интерьерах
“Жанна Дюбарри” – история про Золушку, туфельку которой подобрал король. Золушка работает куртизанкой, но сути это не меняет. Вся сказка о том, как злая мачеха в лице семьи короля будет мучить бедную сиротку, а Король – предпринимать попытки ее спасти. В фильме нет сюжета, а фабула крутится вокруг Дюбарри, и это главная ошибка Майвенн – раз уж она смогла уговорить Деппа сняться в фильме в партнерстве с нею самой, то нужно было ставить фильм на него, а не на себя. Но Майвенн-актриса победила Майвенн-режиссера, и Деппу просто нечего было играть. А сюжет стал абсурдным.
Зачем фаворитке короля добиваться любви невесты дофина? Зачем ей вообще нужны отношения с королевской
семьей, когда у нее есть король? Почему ее выход в тронный зал обставлен так, как будто король – она? И где вообще отношения героев, где конфликт, узнавание, развитие чувств? Что может предложить нам фильм, кроме смены декораций и костюмов актрисы?
Все вопросы имеют один ответ – сценарий “Дюбарри” рассчитан только на то, чтобы показать наряды Майвенн. Наряды, как и декорации, хороши. Но зрители их забудут сразу, как только уйдут со спектакля. А вот лицо Деппа – вряд ли. Даже там, где играть нечего, Депп сыграл то, что может сыграть большой актер – любовь, ради которой теряешь детей. То есть любовь, отнимающую у тебя самое ценное, но отказаться от нее ты не можешь, ведь без нее ты умрешь и станешь пеплом.
Мы любим Деппа за человечность. За щедрость души, которая редка и бесценна. Рядом с ним проиграл даже Пьер Ришар, хотя Ришар в роли Ришелье хорош. А больше в этой картине, абсолютно средней, абсолютно коммерческой, абсолютно тривиальной, смотреть и нечего.
Кроме Деппа – он спас даже такую посредственную вещь одним взглядом. И парой эпизодов в молчании.
Веста БОРОВИКОВА
«Экран и сцена»
№ 15-16 за 2023 год.