Майский звездопад

Ольга Лапшина в фильме “Огород”

Ольга Лапшина в фильме “Огород”

Помните советско-чехословацкий фильм “Майские звезды” Станислава Ростоцкого по сценарию чешского писателя и журналиста Людвика Ашкенази? 1945 год. Четыре новеллы о послевоенной Праге. Звездные роли Вячеслава Тихонова и очаровательной Яны Брейховой, Николая Крючкова, Леонида Быкова. Короткие истории-воспоминания о мирной жизни и потерях войны. Название картины будто рифмуется и с месяцем, когда в Санкт-Петербурге кинематографисты встречаются со зрителями. В традиции фестиваля “Виват кино России!” – всегда открывать “красную дорожку” в майские дни. Дни – очень важные для всех нас…

Когда-то участники и гости “Вивата…” выезжали с Дворцовой площади на Невский проспект на грузовике 30–40-х годов, на “полуторках”, автобусах, “легковушках” с крупными надписями фильмов военных лет, первых послевоенных. И зрители, стоящие в несколько рядов на тротуарах, аплодировали действию. В этот раз в мае совпали юбилеи любимых актеров и режиссеров. Вечера памяти, творческие встречи со зрителями, специальные программы, ретроспективные показы в кинотеатрах “Москва”, “Родина”, “Восход” “Дружба”, “Фильмофонд”, “Уран”. В творческих ВУЗах города прошли мастер-классы, в БКЗ “Октябрьский” встречали участников XXXI “Вивата…”, а провожали – в музыкальном театре “Зазеркалье”. На открытии показали фильм “Огород” Ларисы Садиловой, вошедший в конкурсную программу, а на закрытии – “14+. Продолжение” члена жюри, режиссера Андрея Зайцева. В жюри также вошли режиссер Александр Прошкин (председатель), актеры Татьяна Рассказова, Илья Шакунов, кинокритик Михаил Трофименков.

Конкурсная программа состояла из восьми фильмов. Кроме “Огорода” – “Аманат” Антона Сиверса и Рауфа Кубаева, “Доктор” Артема Темникова, “Здоровый человек” Петра Тодоровского, “Наводнение” Ивана И.Твердовского, “Петр I. Последний царь и первый император” Андрея Кравчука, “Сирийская соната” Олега Погодина, “1941. Крылья над Берлином” Константина Буслова. Было непросто выбрать картины на фестиваль; большинство продюсеров не давали разрешение на показ своих работ, даже если режиссеры были согласны. Чему и посвятили “горячий” “круглый стол” (см. стр. 14-15). Члены отборочной комиссии: Ирина Павлова (председатель), Борис Урин, Ирина Романова, опытные прокатчики – недоумевали.

Шестнадцать тысяч зрителей посмотрели программы фестиваля. Картина Константина Буслова “1941. Крылья над Берлином” посвящена реальному событию – первому авиационному удару советской армии по нацистской Германии. Актерский состав – Сергей Пускепалис, Максим Битюков, Гела Месхи – объединен общей темой. Кстати, Битюков снимался и в предыдущей картине Буслова – “Калашников”. Для соблюдения исторической точности создатели консультировались с многочисленными экспертами. На съемочной площадке постоянно присутствовал профессиональный летчик Олег Улиссов, который даже сыграл в фильме эпизодическую роль. Но при всем опыте и профессионализме режиссера, продюсера, сценаристов, оператора Кирилла Клепалова, художника Сергея Февралева, – есть один недостаток. Он заключается в драматургии. “Калашников” в этом смысле убеждал больше. Первый фильм Константина Буслова “Бабло” (2011), этакий криминальный фарс с непревзойденным Романом Мадяновым, вспоминаешь с восторгом. Там были точность жанра и атмосфера времени.

“Аманат” Антона Сиверса и Рауфа Кубаева справедливо удостоен “Приза за лучшую операторскую работу” Антону Дроздову-Счастливцеву. Зрелищны красота гор, интерьеры местных жилищ, распахнутые панорамы пространства. Портреты персонажей композиционно хороши.

Джамалуддин, сын кавказского имама Шамиля, вошел в историю как “великий заложник своего отца”. Он “Аманат” – человек верности, чести, в общем смысле вверенный на хранение, надежный. То, что Аллах вверил, поручил людям.

Герой фильма учился в Петербурге, стал поручиком, но должен вернуться на родину. События военной истории начала XIX века, но авторы снимали фильм о любви. Закат Николаевской эпохи. Кавказская война, борьба за независимость. Джамалуддин и Лиза Оленина влюблены, однако честь и долг, служение Отчизне выше чувства любви для сына Шамиля. Он тоже принимает законы гор и не смеет ослушаться отца – женится на землячке.

Фильм исторический, важна тщательность и в костюмах. Например, недостаточно продуман облик героини, он не совсем соответствует обстоятельствам. Преодолевшая горные дороги, находившаяся в пути долгое время, чтобы сказать любимому о предстоящей женитьбе по настоянию родителей, без ее воли, Лиза выглядит так, будто вышла от столичной модистки той поры. Особенно бросается в глаза прическа.

Гран-при фестиваля – фильму “Огород” Ларисы Садиловой; Приз “За лучшую женскую роль” – двум партнершам, актрисам Валентине Теличкиной и Ольге Лапшиной, по сюжету двум сестрам. “В центре повествования – немолодые женщины, которые живут вдалеке от столицы и каждый день борются за достойное существование. Одной из них повезло – вопреки всему она позволила себе любовь”, – так подчеркнули авторы. Роль смелой женщины написана специально для Валентины Теличкиной. «С этим фильмом у меня связана невероятно прекрасная страница жизни, – призналась актриса. – Наш возраст официально называют возрастом дожития, но ко мне подошла Лариса Садилова и сказала: “Я на вас пишу сценарий”, – это вообще нечто невероятное. Об этом и мечтать не могла. К тому моменту я уже видела изумительный фильм Ларисы “С любовью, Лиля”».

Лариса Садилова, приехавшая когда-то из Брянска, верна постоянству создавать фильмы о провинции. Она любит снимать профессионалов и жителей Брянска, да и других небольших городов. Для нее дорог этот воздух, люди своих мест – они, как я думаю, облагораживают Россию, которая на них и держится. Ученица Сергея Герасимова, Лариса в тяжелое время конца девяностых словно приняла эстафету у режиссера Леонида Марягина. “Вас ожидает гражданка Никанорова” – его фильм. Леонид Георгиевич родом из Орехова-Зуева, всегда называл себя “провинциалом со 101-го километра”. Садилова создает мир редкого естественного обаяния персонажей – вместе с непрофессионалами и профессиональными актерами выстраивает общее существование “без швов”.

В авторском кино (совместно с Рустамом Ахадовым – продюсером, сценаристом, звукооператором) у Садиловой собственный истинный кинематограф. Вручая Гран-при фестиваля фильму “Огород”, председатель жюри Александр Прошкин говорил о пронзительном творчестве режиссера, о глубоком личностном понимании России в ее картинах.

Памяти Сергея Пускепалиса посвятили вечер в кинотеатре “Родина”. Главным мотивом воспоминаний коллег стала непостижимая утрата – утрата актера редкого дарования, сильного человека, художественного руководителя Академического драматического театра имени Федора Волкова в Ярославле. Он много сделал в искусстве. Он стал любимым и потому, что был наделен талантом быть со всеми равным. Удостоен “Ордена Мужества” (посмертно).

Приз “За лучшую мужскую роль” в фильме “Доктор” режиссера Артема Темникова жюри единодушно присудило Сергею Пускепалису. Его герой Христофоров – это сам актер, словно преодолевающий бюрократические препоны, подвергающий сомнению поставленные диагнозы, казалось бы, неблагополучных подростков. Его сердце не выдерживает… И зрители Призом симпатий выбрали “Доктора”. Пресса фестиваля оказалась солидарна со зрителями и свой Приз вручила режиссеру Артему Темникову.

Фильм “Здоровый человек” Петра Тодоровского, младшего представителя замечательной режиссерской династии, уже имеет престижные кинематографические награды. Сценарий его, пожалуй, один из лучших в нашем авторском кино последних лет. Смысл в полифоническом решении: автор свел правоту каждого персонажа – а она разная – воедино. Актеры Никита Ефремов и Евгений Ткачук, исполнители главных ролей, ярко выразили концепцию этого авторского решения сценариста и режиссера. Думаю, что за режиссуру было бы справедливей отдать награду Петру Тодоровскому.

Зрительские аплодисменты любви и признания “обрушились” на “звездных” гостей.

Станиславу Любшину, актеру фантастического личностного объема, редкого дарования, в апреле исполнилось 90! Сниматься он начал еще студентом Театрального училища имени Щепкина, в 1957 году. Генеральный директор фестиваля Людмила Томская и его президент Светлана Крючкова вручили Станиславу Андреевичу Приз “Живая легенда российского кино”. “Я счастлив, что снова оказался в любимом и дорогом для меня городе, – признался Любшин. – Недавно наш театр, МХТ имени Чехова, был здесь на гастролях. Мы только что выпустили премьеру, и на каждом спектакле вспоминали про мой юбилей. Я всегда старался избегать говорить про возраст, считать годы. В детстве гордился, что стал еще на год старше.

Дорогие, любимые ленинградцы-петербуржцы – говорю это искренне, – у меня многое связано с вашим городом. Горжусь, что когда впервые ступил на эту землю, был солдатиком. Вышел из поезда, на вокзале спросил пожилого человека, как пройти на Садовую. Хотел поступать в военное училище. Он взглянул на часы и ответил: “Сынок, пойдем, я тебя провожу”. Мы шли по Невскому, свернули на Садовую, там он сказал: “Сынок, ты дальше чапай сам, а то я на работу опоздаю”. Я тогда понял, что такое понятие – ленинградцы!”

Эти подробности из жизни очень важны для нас – ведь Станислав Андреевич редко общается с журналистами.

Приз “Немеркнущая зрительская любовь” – писателю, драматургу Аркадию Инину, автору сценариев к фильмам “Однажды двадцать лет спустя”, “Одиноким предоставляется общежитие”, “На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди”, “Танцплощадка” (всего около 50), в мае исполнилось 85! «Я вижу в зале замечательных ленинградских артистов, которым за 90, – Танечку Пилецкую, Ивана Краско, Георгия Штиля – есть на кого равняться! Когда меня спрашивают «Сколько вам лет?», я вспоминаю нашего любимого прекрасного артиста Зиновия Гердта. Когда его, под восемьдесят, спрашивали, сколько ему лет, он говорил: «Мне 25 лет и до хрена месяцев”», – шутливо поблагодарил Аркадий Инин.

Юбилеи у режиссеров братьев-близнецов Коттов, Владимира и Александра, – “100 лет на двоих”. Оба сейчас снимают кино. Еще и педагогическая работа. Но, несмотря на занятость, приехали на «Виват кино России!» Здесь они не раз получали призы. Братья талантливы, последовательны в творчестве, авторских высказываниях, их любят актеры, операторы, художники. Человеческая теплота их картин, психологическая точность персонажей покоряют и вызывают ответную зрительскую любовь.

Александру Половцеву – 65. Он сыграл 100 ролей в кино и на телевидении, самая “коронная” – майор Соловец в «Улицах разбитых фонарей». Разнообразие образов лишь подчеркивает его актерский талант. Александра Половцева чествовали бурно! Заслуженно и справедливо!

Ирину Купченко наградили премией «За духовность в культуре». На вручении актриса сказала: «Это действительно подарок и большая честь – ведь это премия из Петербурга. У меня особые отношения с вашим городом. Мои первые съемочные дни – “Дворянское гнездо” Андрея Кончаловского. Все время шел дождь. В ожидании, когда он закончится, я переписывала в тетрадку стихи Пастернака. И когда начинается дождь, меня охватывает щемящее поэтическое чувство. Я очень благодарна вашему городу. Не буду говорить о его красотах. Тут живут необыкновенные люди, совсем другие. Поживешь в Петербурге, возвращаешься в Москву – становишься мягче, деликатнее. Поразительно, что петербуржцы не меняются. Спасибо городу за счастье, которое он дал мне, за те годы, которые я прожила здесь. Сохраните то, что у вас есть. Удачи, любви, счастья, мира в душе, семье, стране».

Национальная ассоциация “Детский контроль” снимала документальный фильм для подростков и молодежи о надежности, добре, безопасности мира, взаимопомощи. Молодая съемочная группа брала интервью у мэтров советского и российского кино, чтобы через добрые дела знаменитых людей убедить своих ровесников в важности проекта. Кинематографисты отвечали с интересом и вниманием к коллегам. Креативность фестиваля всегда вдохновляет. Фильм “Доброе дело” мы увидим в 2024 году.

Татьяна МУШТАКОВА

 

Режиссер Александр ПРОШКИН, председатель жюри:

– Я второй раз возглавляю жюри на этом замечательном фестивале и согласился потому, что хотел увидеть панораму фильмов года. Фестиваль камерный, сердечный, со своими традициями. Мы встречаемся с теми, кого любим и давно не видели. Разговариваем о профессии, о проблемах в нашем цеху. В Москве не удается, все заняты работой. Жаль, что много потерь: Армен Медведев, Вадим Абдрашитов, Сергей Пускепалис, совсем недавно ушел легендарный петербургский актер Сергей Дрейден, “океан”, интеллектуал. Уходят могикане. Пронзительно грустно…

Я все-таки понял после просмотров, чем дышат разные поколения. Остаюсь при своем мнении – человеческая струя еще жива. Есть люди в кино, которые не гонятся за временем. Интонация Ларисы Садиловой, из картины в картину передающей нам редкую любовь к людям, мне очень дорога. Это качество, когда нет конъюнктуры в творчестве. Некоторые режиссеры “бегут за комсомолом”, доказывая, что они не отстают. Такое кино пустое, оно мне категорически не нравится. Видно, что хорошие актеры, способные, но работают в безвоздушном пространстве. Выполняют профессиональную работу, но в них нет боли. А те люди, которые тянут из былых времен чувство Родины, не подлаживаются под то, что диктует сегодняшний день, остаются верными себе, – мне чрезвычайно важны. Художники стареют, меняются, но в их работе не меняется вкус к искусству, а личности вообще не меняются, у них сохраняется еще и привкус настоящего в жизни.

 

Режиссер Андрей ЗАЙЦЕВ, член жюри:

– В программе конкурса были крепко сделанные картины. Для меня нет фаворита, за которого я мог бы невероятно драться. Но в данном случае, выбираешь то, что тебе больше по душе. Мне ближе любовь к простым людям, как, например, в фильме Ларисы Садиловой “Огород”; мне важно, чтобы люди смотрели кино про себя, а Лариса снимала кино про них. Порой видишь кадры из фильмов и понимаешь, что такое кино могли снять еще 20 режиссеров. А у Садиловой свой почерк, что большая редкость.

Я очень огорчен, что планы снова поработать с Сергеем Симоновичем Дрейденом ушли вместе с ним… В новой моей картине его партнершей должна была стать Алиса Бруновна Фрейндлих. Теперь это невозможно. Я снял о нем фильм, покажу в Большом драматическом театре. Этот мощный, редкий по своей индивидуальности актер тоже блестяще играл, в числе других замечательных ролей, простого человека.

 

Заведущая кинотеатром “Уран” (“Петербург-кино”) Карина РЫБАКОВА:

– Наш кинотеатр начинает свою историю в 1913 году. Был до революции одним из первых в пригороде Петербурга. Земельный участок взяла в аренду у Удельного ведомства урожденная в Луге мещанка, Тренер Елена Адамовна, под постройку синематографа. Было возведено двухэтажное здание, на втором этаже находились личные комнаты хозяйки, а на первом – зал для зрителей. В 1914 году кинотеатр открылся как “Иллюзион”. Затем названия менялись: “Аврора”, “Просвещение”, “Культармеец”. В 1940 году за ним закрепилось современное – “Уран”.

После капитального ремонта современное техническое оборудование установили в “Историческом” зале, где 120 мест, и добавили еще два зала: “Киногостиная” на 8 мест и VIP зал. Фасад здания выполнен в архитектурном стиле модерн, своего рода дань его историческому прошлому. Репертуар у нас разнообразный. Показываем новые фильмы, проводим ретроспективы, детям нравятся сказки советских лет. Надо отдать должное родителям, которые любят наш кинотеатр и прививают следующим поколениям “старое, доброе, вечное”. Кстати, от зрителей мы узнали, что рядом с кинотеатром стояла дача, где в начале 20-х годов бывал Ленин, он выступал в нашем зале.

 

Заведующая кинотеатром “Фильмофонд” (“Петербург-кино”) Людмила МАРИНИНА:

– Наша история очень простая. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 мая 1924 года было создано акционерное кинофотообщество “Совкино”. В августе 1925-го оно стало Ленинградским отделением “Совкино”. Затем много раз переименовывалось: было и Всесоюзным кинофотообъединением, и Ленинградской областной конторой треста “Роскино”, и “Союзкинопрокатом”, а с 1972-го – Ленинградская областная контора “Главкинопроката”. В 1958-м построили новое здание по проекту архитектора Георгия Константиновича Петрова, который проектировал “Ленфильм”. Неудивительно, что они немного похожи по стилю.

Сюда стали привозить на хранение фильмы. Проверяли цветность, звук, качество, наличие царапин. Шла приемка на монтажном столе. В те времена в “Госкино” был очень серьезный отбор. Любой картине с самого начала давали категорию, и в зависимости от категории закупалось определенное количество копий. Чем выше категория – тем больше копий. В последние годы существования этой государственной сети такой четкой системы уже не было. Приходила одна копия фильма, кинотеатры ее по очереди показывали, и возвращалась она сильно потрепанная. Наши сотрудницы (реставраторы и фильмопроверщицы) восстанавливали фильм. Поэтому фонд у нас действующий, а не просто архив.

У нас второе в стране хранилище после “Госфильмофонда”. Мы стараемся содержать пленки в правильных условиях. Но хранилище уже старое, и это становится все труднее. Мы достаточно непросто существовали в 90-е годы. А потом решили: есть два кинозала, и можем сами показывать кино. Кинозалы подремонтировали, поменяли устаревшую к тому времени аппаратуру. Сделали сначала два зала на втором этаже, а потом отремонтировали и ввели в строй первый этаж. Теперь у нас четыре кинозала.

 

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 13-14 за 2023 год.