Дым Отечества

Фото В.ПОСТНОВА

Фото В.ПОСТНОВА

Легкий аромат тлеющего дерева, догорающего костра ощущается в зале Александринского театра еще до начала спектакля. Когда он усилится во время действия, капельдинеры будут шептать особо тревожным зрителям: “Ничего страшного, так надо”. Никакого, впрочем, декадентства. “Руслана и Людмилу” Александра Сергеевича Пушкина поставил Антон Оконешников — режиссер, ищущий способы соединения классической формы спектакля с современной мультимедийной образностью. Над сценической версией ранней поэмы Пушкина вместе с режиссером, для которого это первая работа на Основной сцене Александринки, трудилась целая команда художников. Сценографы Мария Лукка и Александр Мохов, видеохудожники Константин Щепановский и Олег Михайлов, художник по костюмам Елена Жукова, художник-иллюстратор Александра Ткалич.

Спектакль получился яркий, динамичный, красивый, очень сказочный и очень современный. Былинные костюмы героев украшены вязью пушкинского почерка, сценическая машинерия работает на глазах зала, раскрывая все трюки. Когда по сюжету наступают моменты, которые “пересказать нет силы”, на помощь артистам выходят операторы, и на экранах возникает реальность, нарисованная воображением рассказчиков. Черноморова борода вовсе не седая, а сплетена из разноцветных нитей. Злой волшебник въезжает на сцену на дымящемся деревянном чудище и утаскивает Людмилу со смешно болтающимися ножками, взмывая под колосники. Меч, найденный Русланом под Головой, работает, как бензопила. Жутковатая Наина опирается, как на клюку, на огромную косу. При входе в пещеру Финна установлена сигнализация. Рогдай, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски Людмилы в желтом автомобиле, предварительно надев доспехи.

А вот чего в спектакле нет — нет лукоморья с зеленым дубом и ученым котом, соответственно нет и неведомых дорожек, и невиданных зверей, русалки на ветвях, Кощея над златом — всего того, что знает наизусть каждый зритель, пусть и не всегда подозревая, что это строки из пролога к “Руслану и Людмиле”.

Вместо этого режиссер вводит в действие бабушку и внучку, сидящих над старинной книгой в библиотеке. Бабушка начинает чтение, и картинки оживают, ее воображение переплетается с фантазиями девочки, поэтому и в происходящем на сцене остро современное легко вплетается в намеренно сказочное, как в сцене, например, с шапкой-невидимкой. Людмила остается, разумеется, видимой для зрителей, но на экране, который в этот момент оказывается зеркалом в чертогах Черномора, она исчезает.

Людмила Анны Блиновой вышла забавной, очень юной, довольно хулиганистой и определенно с характером. Героический Руслан Виктора Шуралева — верный рыцарь со склонностью к депрессиям, составляет ей отличную пару. Колдуна Финна, действующего в интересах молодых влюбленных, играет Иван Трус, и надо заметить, ничего общего ни с только что сыгранным Йуном Габриэлем Боркманом в спектакле Андрея Калинина, ни тем более с Александром III из постановки Валерия Фокина “Один восемь восемь один”, премьерой которого Александринский театр открывал сезон, в этой его работе нет. С горьким юмором рассказывает Финн Руслану о своей патологической любви к Наине. А Наина Елены Немзер будто вышла из спектаклей Николая Рощина, где она, кажется, являясь режиссерским талисманом, регулярно воплощает движущую силу действия — разрушительную, как в недавнем “Отелло”, или созидательную, как в “Вороне”.

Вообще, история Финна и Наины оказывается не менее важна, чем история Руслана и Людмилы, порой даже возникает ощущение, что все остальные — не более, чем пешки в руках двух колдунов, веками выясняющих отношения. Здесь Наина подговаривает Рогдая убить Руслана, а потом уже переключает свое внимание на Фарлафа. И недаром в финале и Наина, и Финн просто исчезают со сцены, предоставляя всем этим маленьким человечкам возможность немного порадоваться, пребывая в иллюзии управления собственными жизнями. Ведь зло в лице Черномора вроде бы повержено, а добро восторжествовало. А то, что старая ведьма с ярко красной косой просто пошла ее точить, а колдун в пещере проверяет запасы живой и мертвой воды — так это неведомо прекрасным юным Руслану и Людмиле, сидящим на смешном деревянном коне.

…Когда закончится рассказ о “делах давно минувших дней”, и зрители начнут расходиться, легкий дым будет продолжать струиться между кресел, тянуться вдоль ярусов, подниматься к люстре, как рассеивающееся облако. Как мираж.

Мария ЧЕРНОВА

«Экран и сцена»
№ 11-12 за 2023 год.