Понять и полюбить

Фото А.ЧУНТОМОВА

Фото А.ЧУНТОМОВА

Константин Богомолов поставил на сцене Пермского театра оперы и балета имени П.И.Чайковского “Летучего голландца”. Опера Вагнера стала вторым опытом сотрудничества режиссера с пермским театром.

Новый спектакль видится логичным продолжением оперы “Кармен”, которую пермская публика увидела два года назад. Позже спектакль был представлен на “Золотой Маске” в 6 номинациях, а музыкальный руководитель и дирижер постановки Филипп Чижевский награжден премией. Действие оперы Бизе было перенесено режиссером в Одессу первой половины XX века, именно в этой временной парадигме исследовалось зарождение маниакальной одержимости, и смысловой акцент спектакля был отчасти смещен на образ Хозе. В недавней премьере постановщик задается вопросом можно ли понять, простить и полюбить маньяка, и дает вполне конкретный провокативный ответ – можно.

Константин Богомолов полностью деконструирует вагнеровское либретто романтического толка, лишая сюжет мифологического флера и делая историю максимально бытовой. Местом действия становится поселок Бураново близ исправительной колонии строгого режима “Белый лебедь”. Бескрайние воды сменяются бескрайними снегами. Временем действия обозначен 1993 год. Меняется и заглавный герой: уже не проклятый навечно капитан, а осужденный пожизненно маньяк, бежавший из колонии. В придуманной Богомоловым заново истории явно проступают факты из реальной биографии ангарского маньяка, к которой режиссер ранее обращался в сериале “Хороший человек”. Однако если в “Хорошем человеке” протагонист в исполнении Никиты Ефремова прячется за маской обаяния и добродушия, то герой спектакля “Летучий голландец” в актерском воплощении Энхбата Тувшинжаргала скрывается за вполне реальной маской Мистера Икс, снятой с лица артиста Московской оперетты, погибшего в авиакатастрофе недалеко от поселка Бураново.

В спектакле представлен убойный коктейль из разных культурных кодов. В костюмах Ларисы Ломакиной видны явные отсылки к традиционным костюмам коми-пермяков, в абстрактную декорацию из дерева, создающую то образ уральских заснеженных гор, то сгущающихся туч, то северного сияния, вписаны макеты домов, традиционных для пермских земель, – подобные жилища представлены в музее под открытым небом “Хохловка” недалеко от Перми. Титры спектакля, излюбленный прием режиссера Богомолова, полны цитат из либретто оперетты Имре Кальмана “Принцесса цирка”, а также из текстов блатных и эстрадных песен: так, представительницы женского хора в ожидании мужей поют песню группы “На-На” “Фаина”, мужской же хор, конечно, исполняет “Кольщика” Михаила Круга, поскольку действие разворачивается недалеко от колонии.

Однако, если в музыкальную ткань оперы “Кармен” были вписаны другие произведения (преимущественно массовой культуры), то “Летучий голландец” остался нетронутым, и все музыкальные отсылки режиссера читаются лишь на уровне титров. Филипп Чижевский в очередной раз радует меломанов убедительным, емким и масштабным звучанием оркестра. Три акта оперы исполняются единой атакой, без антрактов (на протяжении двух с половиной часов), что позволяет полноценно проследить развитие драматургии Вагнера. Не впервые отлично показывает себя и хор театра, который в спектакле Богомолова хорош не только музыкально, но и артистически, он создает разные характеры жителей деревни Бураново. Прекрасно предстают в вагнеровском материале и солисты. Энхбату Тувшинжаргалу в заглавной партии удается не только точно следовать музыкальной партитуре, но и находить ироническое звучание, которое помогает в раскрытии режиссерского замысла. Екатерина Минасова с ее верхами невероятной красоты исполняет партию Сенты столь же страстно, сколь безоговорочно ее героиня готова любить маньяка. Стоит отметить, что деконструируя и иронически снижая романтический сюжет, Константин Богомолов создает совершенно новую историю, но отвечающую традиционной романтической схеме “нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах” – бежавший маньяк, притворяющийся артистом оперетты и поющий Вагнера, точно может быть отнесен к разряду нетипичных.

С последней нотой оркестра опускается занавес, только тогда режиссер позволяет себе отойти от музыки Вагнера, поклоны спектакля идут под песню “Летучий голландец” из репертуара Алены Апиной 1993 года. Зрителю остается лишь принять Богомолова с его нестерпимым стремлением к постмодернисткому снижению таким, каков он есть, ведь именно о том, что понять и полюбить можно каждого, он поведал в “Летучем голландце”.

Илья ГУБИН

«Экран и сцена»
№ 9-10 за 2023 год.