Чем порадовал фестиваль

“ЛА СИНГЛА” (Германия/Испания, режиссер Палома Сапата). Конкурс документального кино.

Казалось, что глухая с младенчества Антония Сингла появилась на свет с “геном фламенко”: не слыша музыку, девушка научилась танцевать и произвела революцию в этом жанре. Яркая, темпераментная, с копной густых волос и страстным взглядом, невероятно киногеничная, байлаора (именно так называют танцовщиц фламенко) внезапно исчезла на пике славы, еще до того, как ей исполнилось тридцать.

Спустя полвека героиня картины начинает словно пазл собирать информацию об уникальной женщине, обнаруживает ее старые архивы, общается с теми, кто знал Ла Синглу или слышал о ней. Подобно ищейке героиня “идет по следу”. Удастся ли ей найти Антонию и разгадать тайну ее исчезновения? Вместе с автором зритель совершает интереснейшее путешествие, открывая для себя одну из величайших танцовщиц фламенко.

“КОМНАТА ЧУДЕС” (Франция, режиссер Лиза Азуэлос). Внеконкурсная программа “Трудный возраст”.

Тельма (Александра Лами) одна воспитывает сына-подростка. Однажды, когда Луи катался на скейте, его сбил грузовик, мальчик оказался в коме. Отчаявшаяся Тельма случайно обнаруживает в комнате сына тетрадку, куда тот записывал свои желания и мечты. “Список дел до конца света”: попросить художника из Токио расписаться на скейте, поплавать с китами в океане, найти своего отца и встретиться с ним хотя бы раз… Сердце матери подсказывает – в этом есть шанс пробудить сына к жизни. Тельма решает исполнить все его мечты, записывая происходящее на камеру.

Фильм снят по мировому бестселлеру Жюльена Сандреля “Книга чудес”. Да, в данной истории много боли, слез, порой безысходности, к тому же половину экранного времени зритель проведет с героями в больнице, но восхищает то, что фильм наполнен светом, надеждой и оставляет приятное и даже оптимистическое послевкусие. А еще побуждает зрителей задуматься о своих собственных мечтах и желаниях. И вообще, есть ли они у нас? Если да, то насколько четко они сформулированы? Ну и самый болезненный вопрос: когда же мы начнем их исполнять?..

Среди фильмов программы “Блокбастеры народов мира” – трагикомедия “Тетушка” (Сингапур/Южная Корея, режиссер Хэ Шумин). Дебют в полном метре.

Вдова средних лет, поклонница сериалов, отправилась в тур по местам съемок любимого фильма. По дороге из Сингапура в Сеул экскурсионный автобус сделал короткую остановку, героиня вышла поговорить по сотовому, а группа уехала без нее. Телефон, который она от отчаяния выронила, через секунду переехал автомобиль. И вот она без денег, без связи, а главное, без знания языка. Так начинаются приключения тетушки в чужой стране.

Несамостоятельной по жизни и неуверенной в себе женщине придется выкручиваться из сложной ситуации своими силами. Она попадет в водоворот приключений: найдутся те, кто ей поможет, благо мир не без добрых людей, да и сама она, как ни странно, способна на многое в экстремальной ситуации. Выйти из зоны комфорта – самый верный шаг, чтобы понять себя и изменить свою жизнь. Фильм полон доброго юмора и позитива! И в нем есть, над чем задуматься…

Впечатлил дебют в полном метре выпускника ВГИКа Станислава Светлова “Ада” (конкурсная программа “Русские премьеры”). Трогательная история нежной и искренней девочки-подростка рассказана с удивительным теплом, искусно снята оператором Павлом Медведевым, завораживает музыкальным сопровождением, ритмом экранного повествования. Восхищает тщательно прописанными персонажами, которые отлично сыграны как юными, так и опытными актерами.

Этот фильм заранее для себя не планировала – пожертвовала пресс-конференцией. И правильно сделала! Отрадно было видеть в зале много молодежи: организаторы ММКФ дали аккредитации студентам творческих ВУЗов. За это им огромное спасибо!

Еще один дебют в полном метре – “Край надломленной луны” Светланы Самошиной (конкурсная программа “Русские премьеры”). Конечно же, меня привлекло участие Виктории Толстогановой – ее работы всегда достойны внимания.

Завязка: мать обманула четырнадцатилетнюю Соню, сказав, что ее отец умер. Девочка сбегает из дома на их заброшенную семейную дачу на берегу Финского залива. Там ее и находят вскоре мать и старшая сестра…

Сценарий – Наталии Мещаниновой, одного из интереснейших наших кинодраматургов, отменные актерские работы (все без исключения). Фильм скорее похож на работу уверенного профессионала, чем на дебют. Зал смотрел, затаив дыхание.

“ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ ТЮРЕМ. БУТЫРСКИЙ ЗАМОК”, режиссер Сергей Попов. Внеконкурсная программа документального кино “Свободная мысль”.

Картина интересна информативно, но что потрясло – как авторам удалось снять столь светлый и позитивный фильм на такую тему! В нем есть откровения осужденных, рассказы персонала, немного из истории знаменитой тюрьмы и ее знаменитых заключенных, сцены, где осужденные репетируют спектакль по Шекспиру… После показа состоялось обсуждение с создателями, и, несмотря на поздний час, 90 процентов зрителей остались. Конечно, возникли вопросы, но было много слов благодарности. Фильм скоро выйдет и на платформах.

“ЕДИНИЦА МОНТЕВИДЕО” – вторая режиссерская работа актрисы Татьяны Лютаевой (конкурсная программа “Российские премьеры”).

Несправедливо обвиненный в убийстве жены хирург Александр Лунин выходит на свободу после двенадцати лет заключения. Из-за сильнейшей психологической травмы он потерял возможность говорить. Лунин возвращается в свою квартиру, к дочери, которая не простила его…

Сильный, пронзительный фильм! Актеры Алексей Серебряков и Агния Дитковските передают сложный и мучительный путь героев навстречу друг другу. Нить напряжения не ослабляется на протяжении всего фильма, а он длится два часа. Авторы затронули темы искупления и прощения, важные и болезненные для человека. Атмосферу неуюта и боли дополняет и странная квартира – место основного действия. Художник-постановщик Елена Жукова достойна аплодисментов! Замечательный актерский ансамбль: Ксения Раппопорт, Александр Феклистов, Евгений Ткачук, Полина Кутепова, Алла Сигалова, Артур Смольянинов.

“НЕМАЯ ЖИЗНЬ: ИСТОРИЯ ЖЕНЩИНЫ В ЧЕРНОМ” (США). Внеконкурсная программа “Рецепт успеха”.

Команда, снимаюшая документальный фильм о звездах старого Голливуда, пытается разгадать тайну 90-летней женщины в черном, которая каждый год, в день смерти секс-символа Голливуда Рудольфа Валентино, приносит на его могилу красную розу. Действительно ли она была последней любовью знаменитого актера? Дама, не дававшая никому интервью, все же соглашается поведать молодым людям свою историю…

Идею картины Владислав Козлов, режиссер и исполнитель роли Рудольфа Валентино, вынашивал довольно долго. В 2007-м снял короткометражку “Мечты Рудольфа Валентино”, из которой и родился этот фильм. Главную роль сыграла 94-летняя актриса Терри Мур; она снимается с 1940 года по настоящее время. В “Немой жизни…” также можно увидеть Изабеллу Росселлини, Шерилин Фенн и услышать голос Франко Неро (дух Рудольфа Валентино).

Картина дает возможность почувствовать атмосферу старого Голливуда, заглянуть в изнанку кинопроцесса тех лет, а главное – узнать путь актера из бедной итальянской семьи к вершинам всемирной славы (фестивальная программа так и называется – “Рецепт успеха”). Да, и что интересно, женщина в черном, поклонница Валентино, действительно существовала (она скончалась в 2000 году).

Меня привлекли не только жанр и сюжет, мне довелось побывать на том самом кладбище “Hollywood Forever” в Лос-Анджелесе. В 2011 году, учась в New York Film Academy, я однажды решила туда сходить. Именно там и могила французского певца Джо Дассена. Кладбище больше похоже на парк, даже есть мини-зоопарк с павлинами. Место захоронения Рудольфа Валентино я, конечно же, тоже посетила.

Вероника САРКИСОВА

«Экран и сцена»
№ 9-10 за 2023 год.