Умирать и воскресать

Фото И.ГЛАДУНКО

Фото И.ГЛАДУНКО

В Нижегородском театре оперы и балета имени А.С.Пушкина прошла премьера оперы «Кармен» Бизе в постановке Елизаветы Мороз. Музыкальным руководителем выступил Дмитрий Синьковский, с прошлого сезона являющийся главным дирижером театра. Он заступил на свой пост вместе с художественным руководителем Алексеем Трифоновым, автором стремительных реформ в театре и амбициозных проектов в новом концертном пространстве Нижнего Новгорода «Пакгаузы на Стрелке».

Частоту постановок «Кармен» в музыкальных театрах можно сравнить с регулярностью обновления чеховского репертуара в театре драматическом, но в Нижнем Новгороде существует своя точка отсчета – на сцене местного театра оперы зарубежных композиторов десятилетиями и вплоть до последнего времени исполнялись на русском языке. Поэтому «Кармен» на французском стала знаковым событием, так же как и интерпретация Синьковского, который пришел на территорию большой романтической оперы с опытом дирижера барокко совсем недавно. Его пилотным проектом в Нижнем Новгороде стала опера «Орфей и Эвридика» Глюка, которую представляли в «Пакгаузах на Стрелке» в конце прошлого сезона, и уже в сентябре 2022 он вместе со своим оркестром La Voce Strumentale подготовил следующую премьеру в стенах театра – «Пиковую даму» Чайковского.

С «Кармен» Елизавета Мороз дебютировала в «полнометражной» опере, до этого она – выпускница РАТИ (мастерская А.Жагарса) – восемь лет проработала штатным режиссером оперной труппы в Большом театре в яркий период, когда здесь ставили зубры современной режиссуры Дэвид Олден, Ричард Джонс, Кэти Митчелл, Дамиано Микьелетто. В собственных постановках Мороз в основном обращалась к новым партитурам – ставила оперу Петра Поспелова по сонатам Моцарта «Ночь в музее» в лофте «Квадрат» в Красноярске, оперу-трикстер «Юра» Кирилла Архипова в «Новой Опере», перформанс «Moirai FM» Алексея Сюмака в Доме Радио и на Дягилевском фестивале в Перми и др. В ее последних проектах отчетливо читалась феминистская повестка, а в «Кармен», выпущенной уже в статусе режиссера-фрилансера, тема доминирующей суперженщины заострилась до предела.

Фото И.ГЛАДУНКО

Фото И.ГЛАДУНКО

Когда зрители входят в зал, они видят его продолжение на сцене, не отделенной привычным бархатным занавесом. Только вместо изящных лож бенуара и бельэтажа там громоздится высокая металлическая конструкция красного цвета. Она так мастерски сделана (художник-постановщик Денис Шибанов, известный своим участием в проекте «Дау» Ильи Хржановского), что обслуживает сразу все темы и мотивы «Кармен». Картинки буквально мелькают в голове, пока маэстро стремительно исполняет увертюру, управляя оркестром, не уместившимся в яме и частично перемещенным в ложи: знаменитая ярусная арена в Севилье, где проходила коррида, табачная фабрика, запирающая сотни женщин на рабочую смену, извечная казарма и, наконец, тюрьма с решетками. По ходу действия выясняется, что это еще и хостел, где на мешках с реквизитом ночуют то ли актеры, то ли солдаты. Судя по обстановке, дело происходит в театре в период оккупации, в бункере или бомбоубежище спасаются вместе со всем театральным скарбом. Для поднятия духа труппы ее примадонна и худрук решает поставить оперу «Кармен» и берется за дело немедленно. В ее сценарии из первой картины исключается хор мальчиков, которых, видимо, не оказалось в наличии в бункерном театре, и как-то незаметно сцена заполняется женщинами. Они готовят мужчин в военный поход, сосредоточенно наматывая на ноги мужей-приятелей-сыновей портянки, неистово скандалят в заварушке с Кармен, они же отрываются на танцульках в кабачке. Художницы по костюмам Ольга и Елена Бекрицкие одели севильских женщин в элегантную одежду, сшитую по моде сороковых годов прошлого века, снабдив отдельных красоток изящными головными уборами. Сестер Бекрицких, учившихся в Берлине у Вивьен Вествуд, на создание костюмов для «Кармен» могли вдохновить дефиле севильских модниц, теплыми вечерами их и сейчас можно встретить в колоритном районе Триана. Все женщины выглядят опытными актрисами – они сведущи в профессии и знают, что делать в каждый конкретный момент. Мама Дона Хозе, которая по сюжету увещевает сына через письма и свою посланницу Микаэлу, у Мороз становится активной участницей постановки «Кармен» – она следит за текстом и помогает Хозе вспомнить реплики. В роли Микаэлы в Нижнем Новгороде выступила Венера Гимадиева. В совершенстве владея искусством бельканто, своим прекрасным пением невеста Хозе завораживает всех присутствующих на сцене задолго до появления Кармен. Елизавета Мороз, постоянно обращающаяся в своей постановке к истории оперного театра и мировому опыту оперных интерпретаций, цитирует небезызвестные стычки великих примадонн, оказавшихся по разную сторону баррикад в «Кармен»: Тамара Милашкина – Елена Образцова, Мирелла Френи – Леонтин Прайс и так далее. Певица, которой досталась роль Микаэлы, не увлечена актером, исполняющим роль Хозе, она с прилежностью отличницы следит за работой режиссера и в чем-то подражает ей, нарядившись, как Кармен, в черное. Мужчины, наоборот, выведены невзрачными, неяркими – унылые солдаты, скучные офицеры. Только веселые контрабандисты Данкайро и Ремендадо в исполнении Тигрия Бажакина и Дмитрия Белянского, параллельно с Кармен создающие свой трюковый театр, уверенно входят в список запомнившихся действующих лиц.

Фото И.ГЛАДУНКО

Фото И.ГЛАДУНКО

Образ самой Кармен многозначный. Когда она выступает в качестве режиссера и хочет создать духоподъемный спектакль, то доверяет профессионализму артистов, умеющих быть убедительными в массовых сценах. И эти массовые сцены Елизавета Мороз и режиссер по пластике Иван Рюмин выстраивают с грандиозным размахом – пестрая толпа танцующих и поющих буйствует в бурлеске, и совершенно непонятно, как этот бурлеск рождается из камерных сцен оперы. Кармен-постановщицу, настроенную на продвинутый эстетский театр, иногда пугают эти напористые проявления свободы артистов. В финале первого акта, когда Дон Хозе волей-неволей остается с Кармен и контрабандистами, последние залезают на балконы конструкции и из мешков достают таблички с буквами. Сначала они выкладывают слово theatre, а потом переворачивают таблички, и появляется слово liberte. Это часть цитаты из арии Дон Жуана (Viva la liberta!) и постановки Валентины Карраско и Теодора Курентзиса в Перми, где участники вечеринки Дон Жуана поднимали и долго держали над головой транспарант с этим лозунгом. Настолько долго, чтобы зрители поняли, кто его истинные авторы – композитор и дирижер-постановщик! У Елизаветы Мороз приглашение на территорию свободы, то есть в мир театра, предназначено для певца-стажера, исполняющего роль Хозе. Трудно представить исполнителя более подходящего, чем маститый солист театра «Геликон-Опера» Иван Гынгазов. Он начал покорять Москву в черняковском «Садко» в Большом театре, затем его послужной список пополнился другими партиями героического тенорового репертуара в разных оперных домах, включая Радамеса в Москве, Ричарда в Самаре и Германа в Нижнем Новгороде. В «Кармен» он переживает превращение из застенчивого студента консерватории в брутального мачо вместе с разучиваем роли Дона Хозе в компании Кармен-актрисы. Между героями проскальзывает искра. И если Гынгазов поначалу играет самого себя в начале карьеры, то Наталия Ляскова, умудренная нелегким опытом работы с Константином Богомоловым в Перми, местами вынуждена перевоплощаться то в sophisticated woman, то в манерную Ренату Литвинову. За героями интересно наблюдать в любую из минут действия.

К особенностям музыкальной интерпретации нижегородской «Кармен» относится желание дирижера Синьковского как можно более яркими и выпуклыми оркестровыми красками раскрасить общеизвестные хиты великой партитуры, показать, как музыка сама проявляет сюжет. Выразительными получились выходы Эскамильо (Гарри Агаджанян), появляющегося на сцене из ниоткуда, из музыкального фейерверка. Елизавета Мороз не уделяет этому герою большого внимания, так как он в любом случае «придет, увидит, победит» – завоюет сердце Кармен и завладеет вниманием зрителей в зале. Совершенство исполнения хитов восполняет некоторые недоработки отдельных сцен в постановке Кармен-режиссера. Мороз оставляет эти эскизные швы в спектакле о трудностях и радостях создания нового спектакля. В ее версии главная героиня выживает или, вернее, рождается заново, чтобы еще много вечеров подряд умирать и воскресать для зрителей. Обнаружение новой плеяды звезд здесь и сейчас – тоже задача театра, режиссера, музыкального руководителя, с которой команда Мороз и Синьковского блестяще справляется. И не стоит опасаться, что у новых работ с участием креативных молодых певцов мало шансов сохранить форму до следующих показов. На самом деле вопрос присутствия звезд на постоянной основе в театре решен – солисты из двух составов «Кармен», также как исполнители ранней музыки, засветившиеся в «Орфее и Эвридике», с этого сезона значатся в штате Нижегородского театра оперы и балета. И это означает, что Наталия Ляскова, Венера Гимадиева, Сергей Кузьмин, Дарья Телятникова, Яна Дьякова будут возвращаться в Нижний Новгород и участвовать не только в новых работах, но и украшать оперы текущего репертуара.

Екатерина БЕЛЯЕВА

«Экран и сцена»
Апрель 2023 года.