БДТ как «Плот “Медузы”». 1918–1924

Создатели спектакля “Король Лир” на фоне декорации М.В.Добужинского. Архив АБДТ имени Г.А.Товстоногова

Создатели спектакля “Король Лир” на фоне декорации М.В.Добужинского. Архив АБДТ имени Г.А.Товстоногова

Среди итогов 1917 года, незначительных в масштабах истории страны, но ощутимых для художников – смерть галерейного дела России, а заодно и всего арт-рынка. Прежние заказчики умерли или эмигрировали, дореволюционные издательства и периодические журналы закрылись, гражданское и всякое другое строительство прекратилось.

Организацию выставок, массовых праздников, украшение города взяли на себя представители “левых” школ и творческих объединений.

После революции в государственных учреждениях (учебных заведениях, музеях, архивах) проводили плановые чистки: выявляли бывших офицеров, дворян и другие неугодных, увольняли, отбирали жилплощадь, выселяли из Петрограда.

Театр оказался убежищем. В макетные и производственные цеха пришли представители дворянских фамилий, по той или иной причине не уехавшие. В первой половине 1920-х годов они еще не скрывали своего происхождения, во второй – старались его не афишировать, в 1930-е затаились, время от времени невольной реакцией или случайной фразой обнаруживая свою социальную принадлежность.

Петроградская сцена укрыла многих профессионалов. На технических должностях появились архитекторы, получившие блестящее академическое образование. Они стали оформлять спектакли, причем, и те, кто никогда не рассматривал сцену как сферу деятельности (Р.Ф.Мельцер, А.А.Оль, Е.И.Катонин), и те, кто хоть раз да занимался проектированием театров (Г.А.Косяков, А.О.Таманян).

В театр пришли скульпторы Л.А.Дитрих, С.Д.Лебедева (Дармолатова); графики В.Д.Замирайло, Е.С.Кругликова, В.В.Лебедев, В.А.Милашевский, Н.Э.Радлов.

Нашли себе применение и живописцы всех поколений – Б.М.Кустодиев и К.С.Петров-Водкин, Н.И.Альтман и В.И.Шухаев и другие.

Появились выпускники не только Петербургской Академии художеств, но и европейских художественных школ – известные и те, чьи фамилии не были на слуху.

В 1918 году заведующим постановочной частью Театра Трагедии, а затем и Театра Художественной драмы стал М.В.Добужинский. Оба коллектива через год объединились и превратились в Большой драматический театр.

Вскоре после октябрьского переворота управление культурной жизнью Петрограда стало производиться из квартиры М.Горького на Кронверкском проспекте, 23. В ней обитали друзья, бывшие и настоящие привязанности Алексея Максимовича, в том числе М.Ф.Андреева и П.П.Крючков – в прошлом секретарь писателя, а позднее Марии Федоровны).

В 1918 году М.Ф.Андреева была назначена заведующей театральным отделом Петросовета. Этому предшествовала ее работа председателем художественно-просветительного отдела Петроградской городской думы (после Февральской революции). Власть поначалу полагала, что для управления культурой ей потребуются квалифицированные кадры. Актриса и революционерка, долгие годы выполнявшая секретные поручения партии, оказалась востребованной. Вскоре ситуация изменилась, и пришедших на руководящие посты профессионалов вытеснило чиновничество: на смену заведующему художественным отделом ТЕО Наркомпроса актеру и режиссеру К.К.Тверскому пришла его бывшая делопроизводительница М.Н.Урванцева. Все самые ответственные вопросы за заведующую ТЕО Наркомпроса Андрееву стал решать ее секретарь Крючков.

Несмотря на очевидную хаотичность управленческого стиля Андреевой, открывавшей и закрывавшей театры с немыслимой оперативностью, ее облик в многочисленных мемуарах предстает, скорее, как положительный. Горькому и Андреевой принадлежало множество культурных инициатив того времени. Не только создание БДТ. Им казалось, кредит доверия – безграничен. Они ошибались. Репрессивная машина была запущена, остановить ее было невозможно.

Нет сомнений, что Большой драматический театр, театр “революционной романтики”, создавался Горьким, Андреевой, Блоком с ведома и согласия наркома просвещения Луначарского для “спасения” в революционных бурях того, что они не могли, да и не хотели отдавать – культуры.

С самого начала, упоминая о создании нового театра, в печати анонсировали приглашение трех художников, главных мирискусников, – А.Н.Бенуа, М.В.Добужинского и архитектора В.А.Щуко, имевшего в отличие от многих своих коллег сценический опыт: в сезонах 1907–1908 и 1911–1912 годов он оформлял спектакли Старинного театра барона Н.В.Дризена и Н.Н.Евреинова. Именно Щуко создал декорации к первому спектаклю театра – “Дон Карлосу” Ф.Шиллера. Всего он оформил одиннадцать спектаклей, больше, чем кто-либо.

Александр Николаевич Бенуа – важнейшая фигура для БДТ тех лет. Фиаско, которое художник потерпел как режиссер в МХТ с Пушкинским спектаклем, относительность “успеха” режиссерской и сценографической работы там над “Хозяйкой гостиницы” Гольдони изживались им в БДТ. Бенуа брал реванш. Между 1919 и 1926-м, годом отъезда в эмиграцию, он поставил и оформил в БДТ шесть спектаклей (самым известным стал “Слуга двух господ” Гольдони, сохранявшийся в репертуаре два десятилетия), его сын Николай – два (“Юлий Цезарь” Шекспира и “Северные богатыри” Ибсена).

В БДТ в 1918–1924-х годах нашли убежище и человеческие условия существования отцы и дети, тоже художники – Ростислав Мстиславович Добужинский, Орест Орестович Аллегри. Мстислав Валерианович Добу-

жинский, покинувший родину в 1924-м, двумя годами ранее стал художником четырех спектаклей: “Макбет” и “Король Лир” Шекспира, “Дантон” М.Лёвберг, “Разбойники” Шиллера. Ростислав Добужинский состоял в должности художника-исполнителя, собственных работ не имея. В 1923–1924 годах был художником Молодого театра (1).

Все “дети” уехали: Николай Бенуа – в 1924-м, на два года раньше отца, Ростислав Добужинский – в 1925-м. Орест Аллегри не успел последовать за отцом, он погиб летом 1923 года (2).

Перечисленный репертуар, за исключением экспрессионистических пьес, поставленных К.П.Хохловым и оформленных Ю.П.Анненковым (сезоны 1922–1923 и 1923–1924 годов), – свидетельство “умеренного” “классического”, “академического” характера театра, грозовые раскаты революционного романтизма в нем углядеть трудно. Только привычкой доверять раз и навсегда сложившейся “легенде” можно объяснить кочующее из одной в другую работу мнение о “революционном” БДТ.

Единого режиссерского “лица” у театра не было. На Фонтанке работали разные режиссеры: выходцы из МХТ К.П.Хохлов и А.Н.Лаврентьев, из Первой студии МХТ – Б.М.Сушкевич и Р.В.Болеславский, “мейерхольдовцы” В.Н.Соловьев, К.К.Тверской, И.М.Кроль, ученик МХТ и Мейерхольда Н.В.Петров, П.К.Вейсбрем и другие. Имелось “лицо” сценографическое, но при этом все-таки не позволяющее называть БДТ “театром художника”.

Подобно маске, одна половина которой поворачивается к вам трагической, а другая – комической стороной, сценографический характер театра был многолик и разнообразен, и в общем знаменателе – всегда высокопрофессионален и интересен. Здесь не случалось работ проходных. Притом, что некоторые решения А.Н.Бенуа и М.В.Добужинского трудно счесть лучшими в их творчестве.

За убежище, возможность выживания, свою и детей, культурную среду, человеческий уют платили благодарностью, честностью в работе, творческим интересом и профессиональным качеством. Халтуры не было. Цинизм отсутствовал.

Театр стал для творческой интеллигенции Петрограда плотом “Медузы” с картины французского романтика Теодора Жерико. В бурлящем океане политической агрессии БДТ, бесспорно, был революционен, только иначе, чем традиционно трактуется. Сохранение культуры требовало отваги и мужества, а отказ от политической конъюнктуры – доблести.

Спаслись не все. Основатель театра Александр Блок умер “от того, что не мог больше жить”, как писал Владислав Ходасевич. У него не было данных для выживания – способностей к компромиссу.

Художники нового поколения, представители ленинградского сценографического авангарда, появились в БДТ позже: в сезонах 1923–1924 года (Валентина Ходасевич), 1924–1925 (Владимир Дмитриев, Николай Акимов), 1925–1926 (Михаил Левин). К этому времени старшее поколение уже уехало в эмиграцию, начался новый этап в жизни театра.

 

Комментарии:

  1. В Молодой театр была преобразована бывшая Студия В.В.Максимова (Тамбовская, 63 – Народный дом Паниной). Им руководил С.Э.Радлов. Р.М.Добужинский оформил три спектакля: “Катастрофа” М. Делле-Грацие, “Гибель Содома” Г.Зудермана (премьеры: 4 и 11 февраля 1923 г.) и “С утра до полуночи” Г.Кайзера, режиссер В.Н.Соловьев (премьера: 18 января 1924 г.).
  2. См. заметку “Смерть художника” в петроградской газете “Жизнь искусства” (1923. № 30. 31 июля. С. 29): “В Лигове во время купания утонул молодой художник-декоратор Орест Аллегри, работавший последнее время для Большого драматического театра” (из картотеки Д.И.Золотницкого).

Любовь ОВЭС

«Экран и сцена»
№ 7-8 за 2023 год.