Время неуловимо

Фото А.ИВАНИШИНА

Фото А.ИВАНИШИНА

Новый спектакль театра “Около дома Станиславского”, нежный и горький, по двум рассказам Ивана Бунина из сборника “Темные аллеи” вышел еще к Рождеству. Он о том, как иллюзорно все происходящее с человеком и как, в сущности, относительна любая трагедия.

Сюжет “Мадрида” – встреча проститутки и мужчины, решившего провести с ней ночь. “Холодной осени” – воспоминание немолодой уже женщины о прощании с женихом, уходившим на войну и с нее не вернувшимся.

Режиссерами этих двух рассказов выступили Михаил Палатник, в 2014 году уже ставивший “Холодную осень” как часть своего спектакля “Край света”, и Сергей Каплунов, выбравший “Мадрид”. Объединил все в спектакль сам Юрий Погребничко, руководитель постановки, невольно или намеренно сделавший тему трагической неосуществленности или даже неосуществимости человеческого счастья основной.

“Темные аллеи” Бунин написал во Франции в 1944 году, но в спектакле пространство, как и время, особого значения не имеет. Происходящее во вселенной Погребничко – всегда про тонкие структуры и видимый только избранным Высший Порядок, малообъяснимый и непреходящий. А время, в котором не происходит ничего или происходит очень мало, – бессмысленно необратимо. Неслучайно в программке и на сайте театра напечатан текст о Специальной теории относительности Эйнштейна: “не существует ни абсолютного пространства, ни абсолютного времени, пространство и время зависят от наблюдателя”.

Сценография традиционно для театра “Около” нездешняя (художник Виктор Пушкин, художник по костюмам Надежда Бахвалова) – так, наверное, выглядит “нигде”: полуразрушенная усадьба, деревянный помост, обломки античных статуй, балюстрада, “прибой” на кирпичном заднике сцены. В этом грустном раю бунинские герои в растянутых свитерах и старых пальто, надетых на платья из тончайшего французского кружева, теряют близких, страдают от одиночества и нелюбви, тоскуют по жизни, которую не прожили.

Бунин писал об эмиграции внешней. В спектакле “Около” внутренняя эмиграция становится спасением от внешней. И неуловимый нежный свет исходит от каждого героя. Женщина, вспоминающая, что вся ее жизнь – это встреча-прощание с погибшим на войне женихом (утонченная Лилия Загорская), и сам этот жених, ждущий любимую на небесах, и робкая проститутка Поля, и ее спаситель – все они одухотворены и светлы от горя. Оно у Погребничко тихое и неизбывное. Как высший смысл.

Иллюзорность внешнего бытия и значительность внутреннего подчеркнуты и в названии спектакля “Только тот холодный осенний вечер” – фраза взята из последнего абзаца “Холодной осени”: “…вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это всё, что было в моей жизни – остальное ненужный сон…”.

Помимо хорошо знакомых бунинских героев, в спектакле нашлось место безымянному лектору в замечательном исполнении Саши Толстошевой – она рассказывает о войне Спарты с Ксерксом и посланном на защиту Фермопил всего лишь одном отряде из трехсот спартанцев. Это тогда царь Леонид произнес сакраментальные слова: “Чтобы победить, тысячи не хватит, а чтобы умереть – трехсот довольно”. Разгадывать этот вставной эпизод нет никакого смысла – он “работает” как камертон всего спектакля, безошибочно язвя раны нашего сегодня, где время сделало крутой поворот назад.

Переклички высшего и сиюминутного, прошлого и будущего – часть эстетики Погребничко, смотрящего на мир взглядом философа или гуру. Не оценивая и ни к чему не призывая. Утраченная страна, жизнь, родина, чувство – все это всегда было в его сакральных спектаклях, удивительным образом дарящих надежду. Новый – не исключение.

Наталья ВИТВИЦКАЯ

«Экран и сцена»
№ 1-2 за 2023 год.