Колыбельные темных времен

Фото М.МОИСЕЕВОЙ
Фото М.МОИСЕЕВОЙ

Первая премьера сезона в РАМТе – масштабный “Остров сокровищ” в постановке Александра Коручекова, жанр которого означен как “рок-баллада для подростков”. И правда: детям до двенадцати воспринять почти трехчасовой спектакль будет непросто.

Перед зрителями сразу предстает неприветливый, неуютный мир (художник Максим Обрезков): в Бристоле, где начинается и кончается история, на корабле, в трюме которого зреет бунт, и на острове, где в пещерах прячутся враги, всюду царит хмурость, везде – сумерки. Костюмы, придуманные Марией Даниловой, тоже не отличаются красочностью – лишь поразят безупречной белизной рубашки, блеснут пуговицы и пряжки да красная шапка моряка вдруг выделит одного из толпы.

В этом плохо освещенном, уставшем и истощенном мужском мире (женщин на сцене вообще нет) дерутся, поют и очень много говорят, употребляя утомительное количество морских терминов, понятных разве что знатокам. Слова эти могли бы создать особую романтику, но в реальности утяжеляют и без того громоздкую конструкцию спектакля.

Крови здесь нет, зато достаточно резких, оглушающих револьверных выстрелов и несколько озаряющих сцену желтым светом пушечных залпов. Кружки дыма долго летят по партеру, постепенно растворяясь в темноте. Пахнет новогодними фейерверками. Но настроение – совсем не праздничное.

Главную роль, Джима Хокинса, играет нестареющий Прохор Чеховской. Взъерошенный, тощий, ловкий, он рассказывает о своих приключениях, выходя к микрофонной стойке на авансцене. Иногда это место будут занимать и другие герои, скорее напевающие, чем поющие монологи-баллады, музыку к которым написал Дмитрий Волков. Ритмы рока вносят в спектакль необходимую ему энергию.

Разница в характерах и темпераментах героев будто специально подчеркивается: ворчливый старый слуга Том суетливо стряхивает пылинки с легкомысленного сквайра Трелони, опытный капитан Смолетт смотрит сурово, в то время как доктор Ливси слегка ироничен, обаятельный Джо Сильвер не спускает глаз с до жути инфернального попугая Флинта (прекрасная работа Владимира Зомерфельда). Только вот мотивы поиска сокровищ у всех, кажется, совпадают. Никакие благородные цели не подчеркиваются, акцентируются только методы: беспощадные у пиратов и помягче у “джентльменов”. Впрочем, и здесь все не так однозначно – и Сильвер, и Ливси способны на хитрости, мало отличимые по своей сути. Гордый доктор (Денис Баландин) предпочитает избегать убийств не из убеждений, а из профессионального долга – и брезгливости.

Юмора в спектакле мало: в основном высмеивается пристрастие к рому. Зато в комедийном ключе сыгран давно брошенный на острове пират Бен Ганн (Александр Пахомов). В потрепанной тельняшке, оголяющей круглые плечи, он выглядит нелепым и забавным, однако, когда по просьбе новых друзей притворяется Флинтом, чтобы напугать головорезов, веселье разом спадает. В этой шутке только доля шутки: ведь зло, которое олицетворяет у Стивенсона главарь пиратов, ловко научилось притворяться безобидным. Тревожность, связывающая все сцены спектакля, здесь нарастает до предела.

Погоня за богатством оборачивается многочисленными смертями, из которых показывается лишь одна – и сыграна она поэтически. Раненый Том (Алексей Блохин) оседает, ослабевает, прося прочесть над ним молитву, коей ему представляется стихотворение “Вересковый мед”. Красивая перекличка двух шотландцев – Стивенсона и Бернса.

В финале сцену закрывает черный занавес, и получивший внушительную сумму, ради которой пришлось рисковать собственной жизнью и обрывать чужие, Джим Хокинс в одиночестве замирает у микрофонной стойки. Зачем все эти приключения, не ради ли самих приключений? В повзрослевшем юноше не возникает протеста, он не хочет менять мир, предпочитая забыть об острове как о кошмарном сне. Но свой рассказ завершает пугающим откровением: “Мне до сих пор иногда слышится голос Флинта”.

Звучащий откуда-то из глубины выкрик “Пиастры!” прорезает наступившую тишину насквозь.

Зоя БОРОЗДИНОВА

«Экран и сцена»
№ 19 за 2022 год.